Областное государственное казенное образовательное учреждение «Школа №11 города Димитровграда»
ОВЧИННИКОВА
ИРИНА АЛЕКСЕЕВНА
учитель
Консультация для педагогов по теме «Организация внеурочной деятельности в условиях коррекционной школы рамках реализации ФГОС»
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд важных задач:
• обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе,
• оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
• улучшить условия для развития ребенка;
• учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Очевидны преимущества в использовании внеурочной деятельности
для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.
Внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.
Направления реализации внеурочной деятельности
Общей целью внеурочной деятельности школы является: формирование социально-адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно - развивающего пространства.
Направления , по которым работаем мы в 1 классе , два: социальное «Дорога добра» и художественно-эстетическое, духовно-нравственное направление, «Волшебный карандаш».
Социальное направление.
Одним из эффективных подходов к социальному воспитанию обучающихся воспитанников является создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих обеспечивать их успешную социализацию и интеграцию в обществе.
Цель направления : создание условий, способствующих адаптации и социализации обучающихся, воспитанников с интеллектуальными нарушениями в обществе.
Задачи:
-создать коррекционно-развивающее пространство, обеспечивающее развитие механизмов компенсации каждого обучающегося ;
-повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
-развить у обучающихся умения и навыки, необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми.
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, воспитанников, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Обучающиеся, воспитанники должны знать:
- правила и нормы поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте,
- о чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках,
- об основных моделях коммуникативного поведения,
Обучающиеся воспитанники должны уметь:
-соблюдать личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
- адекватно реагировать на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других,
- взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
самообслуживание, самоорганизация и организация совместной деятельности с другими детьми.
Художественно-эстетическое, духовно-нравственное направление.
«Волшебный карандаш»
Цель направления : раскрытие творческого потенциала ребёнка
художественно - изобразительными средствами.
Задачи:
- развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;
- расширение методов познания окружающей действительности;
- формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально - ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно - прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные - развивают интеллектуально - творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация. На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений, рисование плюс аппликация.
Темы занятий по социальному творчеству такие как :
Миром правит доброта. Доброта - что солнце. Добрым быть совсем не просто. Хорошие качества людей. Я желаю добра всем ребятам в классе.
На таких занятиях мы проводим беседы с детьми, читаем «Добрые сказки, просматриваем фрагменты мультфильмов, даем характеристику положительным и отрицательным героям, оцениваем поступки свои и других людей, работаем с презентациями.
Занимательные темы занятий по художественному творчеству:
Конкурс на самый красивый фантик. Аппликация из фантиков.
Много разных идей есть для поделок из фантиков. Мы с детьми используем их для ярких красочных аппликаций. Украшаем ими одежду, человечков, принцесс, королей, клоунов, сказочных персонажей. Из фантиков получаются веселые вагончики, паровозики, разноцветные автомобили, сказочные домики.
Темы занятий «Портрет Зайчика - Огородника», «Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой». Конкурс рисунков на тему: «Птицы - наши друзья».
На таких занятиях мы соревнуемся , кто красивей нарисует или раскрасит рисунок.
На занятии по теме: «Украшение класса» дети с удовольствием вырезали снежинки, изготавливали гирлянды из бумаги.