СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов: «Познание предметного мира средством накопления позитивного социального опыта»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов: «Познание предметного мира средством накопления позитивного социального опыта»»













Консультация для педагогов:



«Познание предметного мира средством накопления позитивного социального опыта»














Подготовил воспитатель: Иванченко Н.В.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

  В последнее время  большое внимание уделяется социальному развитию ребёнка. Основная задача общества - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах.

   Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём его многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

  Дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.

  Мир вещей (предметы, объекты) имеют в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

  К предметам вокруг нас можно отнести:

– предметы, созданные людьми;
– назначение и свойства предметов домашнего обихода;
– сходные по назначению предметы разной формы;
– загадки о предметах быта.

  К материалам:

– материалы, из которых сделаны предметы
– свойства материалов
– целесообразность использования.

  К средствам цивилизации:

– предметы, облегчающие труд человека в быту
– предметы, создающие комфорт
– средства связи, коммуникации
– транспорт, сельхозтехника.

  Классификация:

– по функциональному назначению
– по материалу, из которого предметы изготовлены
– по признакам, объединяющим предметы в разные группы.

  География предметов быта:

– предметы быта русской традиционной культуры
– предметы быта, муз. инструменты, одежда других народностей.

Прошлое, настоящее и будущее предметов:

– история появления предметов;
– усовершенствование предметов.

  Безопасность: правила пользования предметами.

По мере познания предметного мира малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами. Ребенок овладевает способами действий с предметами. Предмет вводит дошкольников в мир взрослых, расширяет его кругозор и влияет на всестороннее развитие.

  Процесс познания состоит из трех этапов:

Спонтанно-исследовательский

Происходит первое знакомство с предметом (свойства и качества).

  Задача педагога на этом этапе: организовать предметную среду так, чтобы в ней были разные по форме, цвету, материалу и звучанию   предметы. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как им делать.

Вариативный

Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному. Дети узнают о предметах-заместителях. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.

Преобразующий

Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, для какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное  мышление, способность оценивать деятельность другого человека. Возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.

По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.

 В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важнейших задач.  

  На современном этапе дошкольной педагогики эта проблема не утратила своей актуальности. Наша задача – помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный рукотворный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение людьми труда.

  Необходимо расширять представления детей о целесообразности  создания предметов быта, которые делают жизнь людей удобной. Дошкольники должны понять, насколько  важны высококачественные предметы быта. Нужно побуждать детей находить связь между назначением предмета и его строением, назначением, материалом; установить причинно-следственную связь между предметом и его пользой.

  Часто потребностью в предмете диктуется разнообразие его форм (лампа, бра, люстра, настольная лампа и т.д.), человек одну функцию предмета облекает в различные формы. Показывая, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ним перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это позволяет детям увидеть, как обогащаются функция и назначение предмета, какова роль в процессе взрослых, а также включиться в творческую преобразовательную деятельность, направленную на усовершенствование предметов.

   В ходе занятий и в самостоятельной деятельности воспитатель расширяет знания детей о пространственных отношениях, дети  учатся узнавать предметы из глины, бумаги, ткани, металла, резины, пластмассы, стекла; действуя с материалом,  выявляют его качества и свойства; выясняют, что предметы можно группировать и классифицировать по каким-либо признакам.

  Итак, цель работы:  познакомить детей дошкольного возраста с разнообразием мира объектов и вещей, организовать совместную деятельность взрослых и детей для развития представлений о предметном мире  в организованной деятельности.

  Методика работы с детьми должна соответствовать задачам программы, при этом воспитатель может дополнять и изменять содержание в зависимости от региональных особенностей, погоды, индивидуальных особенностей детей группы. Педагог может включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволяет сделать работу с детьми более успешной, значимой.

Задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к  окружающему предметному миру;

  • Формировать интерес к различным профессиям, воспитывать уважение к людям труда;

  • Формировать познавательную потребность, интерес к окружающему;

  • Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, существенные свойства и качества различных материалов;

  • Учить сравнивать предметы по форме, величине, положению в пространстве, цвету, применять различные способы обследования предметов;

  • Познакомить с предметами, облегчающими труд людей на производстве;

  • Формировать представления о месте человека в природном и социальном мире, происхождении различных рас;

  • Учить наблюдать за явлениями природы; собирать и использовать природный материал для изготовления поделок.

Формы организации и проведения НОД:

беседы;

экспериментирования;

наблюдения и рассматривания;

создание коллекций;

чтение;

экскурсии;

дидактические и сюжетно-ролевые игры.

  В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

  Поэтому важной особенностью считаю применение разнообразных методов и приемов в процессе ознакомления дошкольников с предметным  миром.        

Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, он представляет собой целостную систему по ознакомлению детей с предметами рукотворного мира, вариативное использование известных в педагогике теорий, идей, методов, традиционных принципов и форм обучения с учетом особенностей определённого возрастного периода. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень   готовности к участию в познавательной деятельности. В связи с этим я сосредотачиваю внимание на личностно-дифференцированном подходе к каждому ребёнку.

   Для меня главное – все, что я делаю, должно работать на личностный рост моих воспитанников. Я учу детей любить мир и людей, ежедневно стремиться познавать что-то новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы пребывание ребёнка в ДОУ стало интересным и радостным, имело развивающий характер.

  За основу мной было взято учебное пособие О.В. Дыбиной «Ознакомление дошкольников с предметным миром». Дыбина в своих работах раскрывает важность процесса ознакомления детей с предметным миром и его значимость в познании социальной действительности.

    С 4 – 5 лет у детей просыпается интерес к предметам, не имевшим места в их личном опыте. Этот интерес необходимо удовлетворять.  Детей также продолжают знакомить с предметами ближайшего окружения. Основная задача заключается в том, чтобы способствовать накоплению знаний о предметах, назначение которых удовлетворять потребности дошкольника в игре, труде, продуктивных видах деятельности. Следует продолжать знакомить детей с признаками предметов (функция, назначение, цвет, форма, величина, материал и др.).  Предметы объединяются по общему существенному признаку – так осваиваются понятия (посуда, одежда, обувь, игрушки, предметы труда, личной гигиены и т.д.), имеющие общую функциональную основу.

   Работая с детьми, имеющими проблемы в развитии речи, программный материал данного образовательного направления  легко согласовать с лексическими темами.

  Воспитатель должен придавать большое значение общению с детьми в повседневной жизни. В разных жизненных ситуациях и в беседах, обсуждая отдельные явления действительности, он должен акцентировать внимание на отношение к предметному миру.

  Особую ценность в работе имеют разнообразные коллекции, собранные и оформленные с детьми и взрослыми в совместной деятельности

по тематике: «Материалы» (дерево, ткань, бумага, глина и т.д.)

по материалу: «От глины до фарфора», «Песчаные чудеса»…)

по решаемой задаче: для формирования представлений, их систематизации (« Синь России»), овладение действиями различного характера («Невероятные превращения коробочки, пластиковой бутылки» и т.д.)

по способу использования: в игровой деятельности, в создании выставок, в совместной деятельности, в трудовой деятельности.

Ознакомление дошкольников с предметным миром и деятельность по его преобразованию имеют действенно-практический характер.

  Теоретическая база опирается на дидактические принципы обучения и воспитания:

- принцип сезонности: построение познавательного содержания с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

- принцип системности и последовательности: постановка задач «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному»;

- принцип природосообразности: постановка задач познавательного  развития детей с учетом возрастных особенностей и способностей;

- принцип учёта интересов: построение с опорой на интересы детей;

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;

- принцип сознательности и активности: обучение будет эффективно тогда, когда ученик будет активен и сознательно относится к изучаемому предмету;

- принцип наглядности;

- принцип прочности: «Повторение – Мать учения».

  Выделила задачи, которые рассматриваются по данному направлению в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы:

  • Расширение и уточнение представлений детей о предметном мире,

  • Формирование представлений о предметах, облегчающих труд людей,

  • Углубление представлений о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов,

  • Закрепление разнообразных способов обследования предметов,

  • Продолжение знакомства с библиотеками, музеями,

  • Расширение осведомленности детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство…),

  • Формирование представлений об эволюции Земли, об истории человечества.

  И.А.Морозова, М.А. Пушкарева в книге «Ознакомление с окружающим миром» предлагают систему работы, предполагающую комплексный подход к изучаемой теме в течение недели, что дает возможность многократно повторить изучаемый материал,  обеспечивая более прочное его усвоение. Авторами разработаны конспекты занятий по ознакомлению с окружающим с учетом лексических тем.

  Изучила  методические материалы  Т.И.Гризик, М.В. Крулехт «Дошкольник и рукотворный мир». Как воспитать у ребёнка ценностное отношение к предметному миру? Авторы убеждены, что важно раскрыть ребёнку сущность предмета – его назначение, показать зависимость особенностей конструкции, строения предмета и материала, из которого сделан предмет, от его назначения.  

  Деятельность по ознакомлению дошкольников с предметным миром интегрируется с другими видами деятельности.

  Для развития интереса к предметному миру использую эксперименты и опыты с неживой природой – знакомлю детей со свойствами воды, воздуха, песка, земли, глины, магнетическими свойствами некоторых предметов. Например,  проблема:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. 

   Эксперименты с живой природой,  как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.

 Очень тесно связаны между собой  изучение предметного мира  и развитие речи. Это   прослеживается на всех этапах обследования предмета, истории его возникновения — при формулировании цели,   при описании  свойств и качеств предмета, итогового рассказа – сообщения.    Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение  обследования, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.  Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

 Ознакомление дошкольников с предметным миром  пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра  часто перерастает в реальное творчество.   Дидактические игры "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?"   помогают    в ознакомлении детей с  явлениями природы.

  Словесные игры:  "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

      Намного интереснее не просто послушать  рассказ  воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.  Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью   мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает  маленький естествоиспытатель.

 Ознакомление детей  с предметным миром связано  с формированием элементарных математических представлений. Во время  обследования предмета возникает необходимость   измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. А во время проведения занятия по ФЭМП можно включать различные задания, связанные с ознакомлением с окружающим миром живой и неживой природы.  

 Связь  ознакомления с предметным миром  с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя.   Изучая свойства и качества предмета, можно делать зарисовки и пометки.  И чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

  Ознакомление детей  с предметным миром связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.

 Изучив проблемы, с которыми столкнулась в ходе работы, поставила перед собой цель: развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира.

   Достижение этой цели вижу в осуществлении следующих задач:

  • помочь ребёнку войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности;

  • углубить знания детей о предметах рукотворного мира;

  • создать условия для развития познавательной активности и любознательности детей;

  • воспитывать ценностное отношение к предметному миру;

  • объединение взаимоотношений родителей, детей, воспитателей через совместно-творческие мероприятия.

 Начала работу по данному направлению с предметно-развивающей среды группы – для удобства был создан паспорт игровых зон и дидактических материалов.  

  • Сделана подборка дидактических игр («Что из чего сделано», «Свойства», «Все о времени»…)

  • Собраны и оформлены в виде альбома образцы тканей.  

  • Собрана коллекция образцов различных материалов (пластик, камешки, стекло, песчаник, ракушечник…).

  • Собрана коллекция насекомых.

  • Приобретены опорные схемы  и пособие Ткаченко для составления описательных рассказов о предметах мебели, овощах и фруктах, растениях и др., иллюстрации и картинный материал по лексическим темам.

  • Приобретены муляжи овощей и фруктов.

  • Оформлен фотоальбом «Наш город» и альбом рисунков детей «Город, в котором я живу»….

  Таким образом, в результате проведённой работы, я могу отметить, что

предметный мир имеет большое значение в приобщении ребёнка к социальной действительности.

Решение задач по теме стало возможным при условиях:

  • Создание творческой предметно - развивающей среды.

  • Подобранным методам и приёмам.

  • Взаимодействию с родителями 

     В целом можно сделать вывод, что   система работы является достаточно эффективной.  У большинства детей сформировалось чёткое представление о многообразии и функциональности предметов рукотворного мира, дети стали бережно относиться к вещам, беречь труд человека.

Важной и интересной частью работы на этом этапе является ознакомление детей с настоящим, прошлым и будущим предметов. На примере любого предмета воспитатель может рассказать и объяснить, как человек, удовлетворяет  потребность в предмете, изменял его. В педагогический процесс включаются разные виды деятельности детей разные формы работы с ними. Например, воспитатель познакомить детей с происхождением иголки, предметов, одежды, мебели. Прежде всего необходимо отобрать познавательный материал, не забывая, что работа проводится с детьми дошкольного возраста. Затем следует продумать  освоение какого материала потребует специальных занятий, а что можно освоить с детьми в трудовой деятельности, в игре, а также какие можно организовать развлечения, праздники, как привлечь к участию в них всех детей с учетом интересов и способностей каждого. Ознакомление с одним  предметом может проходить в течение недели-двух.

Это будет та работа, которая позволит воспитателю в естественной, интересной деятельности развивать когнитивную, эмоциональную сферы ребенка.    Важно, чтобы не «потерялась» главная задача – знакомить детей не с предметом, как таковым, а с деятельностью человека по удовлетворению потребности в предмете,  с его преобразующей деятельностью.

            Существенна для развития творческого начала в личности ребенка и заключительная часть - будущее предмета. Дети рассматривают изучаемый предмет в том виде, в котором он  сегодня существует, и анализируют его с позиции, что в нем нас сегодня удовлетворяет, а что хотелось бы в нем изменить (бумага рвется, в ручке заканчивается паста и.т.п.). Воспитатель предоставляет им возможность фантазировать, придумывать, занимать позицию типа «Если б я стал изобретателем, чтобы я сделал с этим предметом. Можно предложить ребенку попробовать воплотить  его мечту в рисунке, в поделке.

            Таким  образом, предметный мир таит в себе богатейшие возможности для социализации личности ребенка, но реализованы  они могут быть лишь при внимательном грамотном  отношении педагога к этому процессу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!