Консультация для педагогов:
«Познание предметного мира средством накопления позитивного социального опыта»
Подготовил воспитатель: Иванченко Н.В.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
В последнее время большое внимание уделяется социальному развитию ребёнка. Основная задача общества - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах.
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём его многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живёт общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.
Дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.
Мир вещей (предметы, объекты) имеют в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.
К предметам вокруг нас можно отнести:
– предметы, созданные людьми;
– назначение и свойства предметов домашнего обихода;
– сходные по назначению предметы разной формы;
– загадки о предметах быта.
К материалам:
– материалы, из которых сделаны предметы
– свойства материалов
– целесообразность использования.
К средствам цивилизации:
– предметы, облегчающие труд человека в быту
– предметы, создающие комфорт
– средства связи, коммуникации
– транспорт, сельхозтехника.
Классификация:
– по функциональному назначению
– по материалу, из которого предметы изготовлены
– по признакам, объединяющим предметы в разные группы.
География предметов быта:
– предметы быта русской традиционной культуры
– предметы быта, муз. инструменты, одежда других народностей.
Прошлое, настоящее и будущее предметов:
– история появления предметов;
– усовершенствование предметов.
Безопасность: правила пользования предметами.
По мере познания предметного мира малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами. Ребенок овладевает способами действий с предметами. Предмет вводит дошкольников в мир взрослых, расширяет его кругозор и влияет на всестороннее развитие.
Процесс познания состоит из трех этапов:
Спонтанно-исследовательский
Происходит первое знакомство с предметом (свойства и качества).
Задача педагога на этом этапе: организовать предметную среду так, чтобы в ней были разные по форме, цвету, материалу и звучанию предметы. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как им делать.
Вариативный
Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному. Дети узнают о предметах-заместителях. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.
Преобразующий
Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, для какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное мышление, способность оценивать деятельность другого человека. Возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.
По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.
В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важнейших задач.
На современном этапе дошкольной педагогики эта проблема не утратила своей актуальности. Наша задача – помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный рукотворный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение людьми труда.
Необходимо расширять представления детей о целесообразности создания предметов быта, которые делают жизнь людей удобной. Дошкольники должны понять, насколько важны высококачественные предметы быта. Нужно побуждать детей находить связь между назначением предмета и его строением, назначением, материалом; установить причинно-следственную связь между предметом и его пользой.
Часто потребностью в предмете диктуется разнообразие его форм (лампа, бра, люстра, настольная лампа и т.д.), человек одну функцию предмета облекает в различные формы. Показывая, как человек изменял предметы, делал их более удобными и полезными, мы открываем перед ним перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это позволяет детям увидеть, как обогащаются функция и назначение предмета, какова роль в процессе взрослых, а также включиться в творческую преобразовательную деятельность, направленную на усовершенствование предметов.
В ходе занятий и в самостоятельной деятельности воспитатель расширяет знания детей о пространственных отношениях, дети учатся узнавать предметы из глины, бумаги, ткани, металла, резины, пластмассы, стекла; действуя с материалом, выявляют его качества и свойства; выясняют, что предметы можно группировать и классифицировать по каким-либо признакам.
Итак, цель работы: познакомить детей дошкольного возраста с разнообразием мира объектов и вещей, организовать совместную деятельность взрослых и детей для развития представлений о предметном мире в организованной деятельности.
Методика работы с детьми должна соответствовать задачам программы, при этом воспитатель может дополнять и изменять содержание в зависимости от региональных особенностей, погоды, индивидуальных особенностей детей группы. Педагог может включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволяет сделать работу с детьми более успешной, значимой.
Задачи:
Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру;
Формировать интерес к различным профессиям, воспитывать уважение к людям труда;
Формировать познавательную потребность, интерес к окружающему;
Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, существенные свойства и качества различных материалов;
Учить сравнивать предметы по форме, величине, положению в пространстве, цвету, применять различные способы обследования предметов;
Познакомить с предметами, облегчающими труд людей на производстве;
Формировать представления о месте человека в природном и социальном мире, происхождении различных рас;
Учить наблюдать за явлениями природы; собирать и использовать природный материал для изготовления поделок.
Формы организации и проведения НОД:
беседы;
экспериментирования;
наблюдения и рассматривания;
создание коллекций;
чтение;
экскурсии;
дидактические и сюжетно-ролевые игры.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.
Поэтому важной особенностью считаю применение разнообразных методов и приемов в процессе ознакомления дошкольников с предметным миром.
Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, он представляет собой целостную систему по ознакомлению детей с предметами рукотворного мира, вариативное использование известных в педагогике теорий, идей, методов, традиционных принципов и форм обучения с учетом особенностей определённого возрастного периода. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень готовности к участию в познавательной деятельности. В связи с этим я сосредотачиваю внимание на личностно-дифференцированном подходе к каждому ребёнку.
Для меня главное – все, что я делаю, должно работать на личностный рост моих воспитанников. Я учу детей любить мир и людей, ежедневно стремиться познавать что-то новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы пребывание ребёнка в ДОУ стало интересным и радостным, имело развивающий характер.
За основу мной было взято учебное пособие О.В. Дыбиной «Ознакомление дошкольников с предметным миром». Дыбина в своих работах раскрывает важность процесса ознакомления детей с предметным миром и его значимость в познании социальной действительности.
С 4 – 5 лет у детей просыпается интерес к предметам, не имевшим места в их личном опыте. Этот интерес необходимо удовлетворять. Детей также продолжают знакомить с предметами ближайшего окружения. Основная задача заключается в том, чтобы способствовать накоплению знаний о предметах, назначение которых удовлетворять потребности дошкольника в игре, труде, продуктивных видах деятельности. Следует продолжать знакомить детей с признаками предметов (функция, назначение, цвет, форма, величина, материал и др.). Предметы объединяются по общему существенному признаку – так осваиваются понятия (посуда, одежда, обувь, игрушки, предметы труда, личной гигиены и т.д.), имеющие общую функциональную основу.
Работая с детьми, имеющими проблемы в развитии речи, программный материал данного образовательного направления легко согласовать с лексическими темами.
Воспитатель должен придавать большое значение общению с детьми в повседневной жизни. В разных жизненных ситуациях и в беседах, обсуждая отдельные явления действительности, он должен акцентировать внимание на отношение к предметному миру.
Особую ценность в работе имеют разнообразные коллекции, собранные и оформленные с детьми и взрослыми в совместной деятельности
по тематике: «Материалы» (дерево, ткань, бумага, глина и т.д.)
по материалу: «От глины до фарфора», «Песчаные чудеса»…)
по решаемой задаче: для формирования представлений, их систематизации (« Синь России»), овладение действиями различного характера («Невероятные превращения коробочки, пластиковой бутылки» и т.д.)
по способу использования: в игровой деятельности, в создании выставок, в совместной деятельности, в трудовой деятельности.
Ознакомление дошкольников с предметным миром и деятельность по его преобразованию имеют действенно-практический характер.
Теоретическая база опирается на дидактические принципы обучения и воспитания:
- принцип сезонности: построение познавательного содержания с учетом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип системности и последовательности: постановка задач «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному»;
- принцип природосообразности: постановка задач познавательного развития детей с учетом возрастных особенностей и способностей;
- принцип учёта интересов: построение с опорой на интересы детей;
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип сознательности и активности: обучение будет эффективно тогда, когда ученик будет активен и сознательно относится к изучаемому предмету;
- принцип наглядности;
- принцип прочности: «Повторение – Мать учения».
Выделила задачи, которые рассматриваются по данному направлению в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы:
Расширение и уточнение представлений детей о предметном мире,
Формирование представлений о предметах, облегчающих труд людей,
Углубление представлений о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов,
Закрепление разнообразных способов обследования предметов,
Продолжение знакомства с библиотеками, музеями,
Расширение осведомленности детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство…),
Формирование представлений об эволюции Земли, об истории человечества.
И.А.Морозова, М.А. Пушкарева в книге «Ознакомление с окружающим миром» предлагают систему работы, предполагающую комплексный подход к изучаемой теме в течение недели, что дает возможность многократно повторить изучаемый материал, обеспечивая более прочное его усвоение. Авторами разработаны конспекты занятий по ознакомлению с окружающим с учетом лексических тем.
Изучила методические материалы Т.И.Гризик, М.В. Крулехт «Дошкольник и рукотворный мир». Как воспитать у ребёнка ценностное отношение к предметному миру? Авторы убеждены, что важно раскрыть ребёнку сущность предмета – его назначение, показать зависимость особенностей конструкции, строения предмета и материала, из которого сделан предмет, от его назначения.
Деятельность по ознакомлению дошкольников с предметным миром интегрируется с другими видами деятельности.
Для развития интереса к предметному миру использую эксперименты и опыты с неживой природой – знакомлю детей со свойствами воды, воздуха, песка, земли, глины, магнетическими свойствами некоторых предметов. Например, проблема: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.
Эксперименты с живой природой, как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.
Очень тесно связаны между собой изучение предметного мира и развитие речи. Это прослеживается на всех этапах обследования предмета, истории его возникновения — при формулировании цели, при описании свойств и качеств предмета, итогового рассказа – сообщения. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение обследования, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.
Ознакомление дошкольников с предметным миром пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра часто перерастает в реальное творчество. Дидактические игры "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?" помогают в ознакомлении детей с явлениями природы.
Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель.
Ознакомление детей с предметным миром связано с формированием элементарных математических представлений. Во время обследования предмета возникает необходимость измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. А во время проведения занятия по ФЭМП можно включать различные задания, связанные с ознакомлением с окружающим миром живой и неживой природы.
Связь ознакомления с предметным миром с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Изучая свойства и качества предмета, можно делать зарисовки и пометки. И чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.
Ознакомление детей с предметным миром связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
Изучив проблемы, с которыми столкнулась в ходе работы, поставила перед собой цель: развитие познавательной активности детей через ознакомление с предметами рукотворного мира.
Достижение этой цели вижу в осуществлении следующих задач:
помочь ребёнку войти в предметный мир, научиться ориентироваться в его многообразии, правильно использовать предметы по назначению в разных видах детской деятельности;
углубить знания детей о предметах рукотворного мира;
создать условия для развития познавательной активности и любознательности детей;
воспитывать ценностное отношение к предметному миру;
объединение взаимоотношений родителей, детей, воспитателей через совместно-творческие мероприятия.
Начала работу по данному направлению с предметно-развивающей среды группы – для удобства был создан паспорт игровых зон и дидактических материалов.
Сделана подборка дидактических игр («Что из чего сделано», «Свойства», «Все о времени»…)
Собраны и оформлены в виде альбома образцы тканей.
Собрана коллекция образцов различных материалов (пластик, камешки, стекло, песчаник, ракушечник…).
Собрана коллекция насекомых.
Приобретены опорные схемы и пособие Ткаченко для составления описательных рассказов о предметах мебели, овощах и фруктах, растениях и др., иллюстрации и картинный материал по лексическим темам.
Приобретены муляжи овощей и фруктов.
Оформлен фотоальбом «Наш город» и альбом рисунков детей «Город, в котором я живу»….
Таким образом, в результате проведённой работы, я могу отметить, что
предметный мир имеет большое значение в приобщении ребёнка к социальной действительности.
Решение задач по теме стало возможным при условиях:
Создание творческой предметно - развивающей среды.
Подобранным методам и приёмам.
Взаимодействию с родителями
В целом можно сделать вывод, что система работы является достаточно эффективной. У большинства детей сформировалось чёткое представление о многообразии и функциональности предметов рукотворного мира, дети стали бережно относиться к вещам, беречь труд человека.
Важной и интересной частью работы на этом этапе является ознакомление детей с настоящим, прошлым и будущим предметов. На примере любого предмета воспитатель может рассказать и объяснить, как человек, удовлетворяет потребность в предмете, изменял его. В педагогический процесс включаются разные виды деятельности детей разные формы работы с ними. Например, воспитатель познакомить детей с происхождением иголки, предметов, одежды, мебели. Прежде всего необходимо отобрать познавательный материал, не забывая, что работа проводится с детьми дошкольного возраста. Затем следует продумать освоение какого материала потребует специальных занятий, а что можно освоить с детьми в трудовой деятельности, в игре, а также какие можно организовать развлечения, праздники, как привлечь к участию в них всех детей с учетом интересов и способностей каждого. Ознакомление с одним предметом может проходить в течение недели-двух.
Это будет та работа, которая позволит воспитателю в естественной, интересной деятельности развивать когнитивную, эмоциональную сферы ребенка. Важно, чтобы не «потерялась» главная задача – знакомить детей не с предметом, как таковым, а с деятельностью человека по удовлетворению потребности в предмете, с его преобразующей деятельностью.
Существенна для развития творческого начала в личности ребенка и заключительная часть - будущее предмета. Дети рассматривают изучаемый предмет в том виде, в котором он сегодня существует, и анализируют его с позиции, что в нем нас сегодня удовлетворяет, а что хотелось бы в нем изменить (бумага рвется, в ручке заканчивается паста и.т.п.). Воспитатель предоставляет им возможность фантазировать, придумывать, занимать позицию типа «Если б я стал изобретателем, чтобы я сделал с этим предметом. Можно предложить ребенку попробовать воплотить его мечту в рисунке, в поделке.
Таким образом, предметный мир таит в себе богатейшие возможности для социализации личности ребенка, но реализованы они могут быть лишь при внимательном грамотном отношении педагога к этому процессу.