СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Развитие фонематической стороны речи как базового компонента при обучении дошкольников грамоте».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Развитие фонематической стороны речи как базового компонента при обучении дошкольников грамоте».»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Детский сад № 99 комбинированного вида «Домовенок» г. Орск

_____________________________________________________________

462430 г. Орск, Оренбургская область

ул. Добровольского, 21 «А», тел. 8(3537)28-06-19, 27-13-43

E-mail: [email protected]





Консультация для педагогов

МДОАУ № 99 «Домовенок» г.Орска

на тему: «Развитие фонематической стороны речи как базового компонента

при обучении дошкольников грамоте».











Подготовила:

учитель-логопед

Милокумова

Анна Александровна


Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической стороны речи, но и с лексико-грамматической стороны речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

При логопедическом обследовании дошкольников специалистами нередко выявляются дети 6-7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитии. Оно проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например:«В» - «ВЬ», «Б» - «П», «С» - «З» и т.д.). Дети не умеют определять место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможностью подобрать слово с определенным количеством слогов или с определенным звуком. В силу того, что описанный речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи, что приводит к дальнейшим стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте (дисграфии, дизорфографии и дислексии).

Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звука - слоговое строение слова».

То есть, для того чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Несовершенное фонематическое восприятие с одной стороны отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыка звукового анализа и синтеза, без чего полноценное чтение и письмо не возможны.

- Фонематическое восприятие не требует специального обучения.

- фонематическое восприятие – это первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой

- фонематическое восприятие формируется в период от года до четырех лет.

- фонематическое восприятие- это способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно.




















Существует пять основных ступеней развития фонематического восприятия:

  1. Узнавание неречевых звуков;

  2. Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру;

  3. Различение слов, близких по звуковому составу;

  4. Дифференциация слогов;

  5. Дифференциация фонем.


Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия

  1. Узнавание неречевых звуков

  • Упражнение «Узнай музыкальный инструмент по звуку»

На столе перед ребенком музыкальные игрушки: бубен, гармошка, колокольчик, погремушка и т.д. Ребенок прослушивает и запоминает звучание каждого предмета. Затем на слух без зрительной опоры определяет, что звучит.

  • Упражнение «Что ты слышишь?» - во время прогулки ребенку

предлагают закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, шум машины, шорох листьев…).

  • Упражнение «Отгадай, что я делаю?»

Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Ребенку предлагают без зрительной опоры определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее и т.д. После каждого произведенного действия ребенок должен рассказать, что делал взрослый.

  • Упражнение «Продавец и покупатель»

В одинаковых не прозрачных баночках помещаются сыпучие продукты: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый просит ребенка отгадать, что в коробочке.

  • Упражнение «Повтори за мной»

Взрослый отбивает на любом музыкальном инструменте ритм. Ребенок внимательно слушает, а затем воспроизводит этот ритм (+ +; + ++; + ++ +; ++ + ++).

2. Различение одинаковыхзвукокомплексов по высоте, силе и тембру

  • Упражнение «Далеко-близко»

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо). Например: собака лает АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Кошка мяукает, ворона каркает и т.д.

  • Упражнение «Произнеси звук по-разному»

Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец. Например:

А – плачет, кричит девочка О – удивилась мама

А – показывают горло врачу О – стонет бабушка

А – поет певица О – поет певица

А – качаем малыша О –потягивается папа

А – девочка укололась иголкой О – кричит охотник в лесу

  • Упражнение « Узнай по голосу»

Взрослый предлагает ребенку с закрытыми глазами узнать по голосу членов своей семьи и друзей. Вначале можно звать по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ, затем изменяют голос.

  • Упражнение «Громко-тихо, высоко-низко»

Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом(маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.д.

3.Различение слов близких по звуковому составу

  • Игра «Отгадай правильное слово»

Взрослый дает ребенку два кружка – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания : БАМАН, ПАМАН, БАНАН, БАНАМ, ВАВАН, ДАВАН, БАВАН,ВАНАН ; ВИТАНИН, МИТАВИН, ФИТАМИН, ВИТАНИМ, ВИТАМИН, МИТАНИН, ФИТАВИН, ВИТАЛИМ; АЛЬБОМ, АЙБОМ, АНЬБОМ, АВЬБОМ, АЛЬПОМ, АЛЬМОМ, АЛЬНОМ и т.д.

  • Игра «Найди похожие слова»

Ребенку предлагается повторить за взрослым два слова и определить , похожи ли они по звучанию: ПЕНЬ-ДЕНЬ; ТОПОТ-КУБИК; МАЙКА-БАЙКА; ФАНТИК-БАНТИК; ЛИФТ-БАНАН; ОБЕДЫ-ПОБЕДЫ; КАБИНА-ФОНТАН; ТАНЯ-БАНЯ; ТАНК-БАНК; МОНЕТА-НОТА; СОК-БОК; КОТ-ПОТ; КОМ-ДОМ; КАНАТ-ВАТА; БАНКА-МАНКА.

  • Игра «Повтори за мной слова»

Ребенку предлагается повторить за взрослым вначале по два, затем по три похожих слова в назначенном порядке: БОК-ТАК; МАК-БАК-ТАК; ТОК-ТУК-ТАК; БЫК-БАК-БОК;ДАМ-ДОМ-ДЫМ; КОМ-ДОМ-ГНОМ; МОТОК-КАТОК-ПОТОК;БАТОН-БУТОН-БЕТОН; БУДКА-ДУДКА-УТКА; НИТКА-ВАТКА-ВЕТКА; КЛЕТКА-ПЛЕТКА-ПЛЕНКА

  • Игра «Найди слово отличающееся от остальных»

Из четырех слов, четко произнесенных взрослым, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных: КОМ-КОМ-КОТ-КОМ; КАНАВА-КАНАВА-КАКАО-КАНАВА; УТЕНОК-УТЕНОК-УТЕНОК-КОТЕНОК; БУДКА-БУКВА-БУДКА-БУДКА; ВИНТ-ВИНТ-БИНТ-ВИНТ; БУФЕТ-БУКЕТ-БУФЕТ-БУФЕТ; ДУДКА-БУДКА-БУДКА-БУДКА

  • Игра «Найди слово, отличающееся по слоговой структуре»:

МАК-БАК-РАК-БАНАН; СОМ-КОМ-ИНДЮК-ДОМ; ЛИМОН-ВАГОН-КОТ-БАТОН; ЛИМОН-ВАГОН-КОТ-БУТОН; БАНТ-БИЛЕТ-БУКЕТ-ПАКЕТ; СОВОК-ГНОМ-ВЕНОК-КАТОК; КАТОК-ДОМ-ИОТОК-ПОТОК

  • Упражнение «Воспроизведи ряд слогов с ударением»

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога: та-та-ТА ; та-ТА-та; ТА-та-та и т.д. со слогами (ка, па, фа, ва, ма, на, ба, га).

  • Упражнение «Воспроизведение слогов с общим согласным»

Ребенок воспроизводит слоговые сочетания с общим согласным и разными гласными звуками : ТА-ТО-ТУ; ТЫ-ТА-ТО; МУ-МА-МЫ; ВА-ВУ-ВО; ВО-ВУ-ВЫ; НУ-НЫ-НА; НО-НА-НУ; ДА-ДЫ-ДО; ДУ-ДА-ДЫ; БО-БА-БЫ и т.д.

  • Упражнение «Воспроизведи слоги с общим гласным»

Ребенка просят воспроизвести слоги с общим гласным и разными согласными звуками: ТА-КА-ПА; КА-НА-ПА; ФА-ХА-КА; БА-ДА-ГА; МА-НА-ВА; ПА-КА ТА; ГА-БА-ДА; КА-ФА-ХА; ВА-МА-НА и т.д.

  • Упражнение «Глухие - звонкие»

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости – звонкости: ПА-БА; ТА-ДА; ФА-ВА; КА-ГА; ПА-БА-ПА; БА-ПА-БА; ТА-ДА-ТА; ДА-ТА-ДА; КА-ГА-КА; ГА-КА-ГА; ВА-ФА-ВА ; ФА-ВА-ФА. Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

  • Упражнение «Твердые – мягкие»

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости – мягкости: ПА-ПЯ; ПО-ПЕ; ПУ-ПЮ; ПЫ-ПИ и т.д. с другими слогосочетаниями.

  1. Дифференциация фонем

  • Упражнение «Выдели заданный гласный звук »

Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук (А,О,У,И,Ы,Э) , который ребенок должен выделить среди других звуков(хлопнуть в ладоши, присесть и т.д.). Затем взрослый медленно , четко, с паузами произносит звуковой ряд, например: А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы и т.д. Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.

  • Упражнение «Выдели заданный согласный звук»

Взрослый называет и многократно повторяет согласный звук (П,Б,Т,Д,М,В и т.д.) , который ребенок должен выделить среди других звуков(хлопнуть в ладоши, присесть и т.д.). Затем взрослый медленно , четко, с паузами произносит звуковой ряд, например: А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы и т.д. Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно. Согласные звуки в ряду должны произноситься коротко, примерно так, как слышится каждый согласный звук в конце слова. Нельзя путать звуки с буквами : ПЕ,ТЕ,ЭР – это названия букв, произносить же надо звуки.

  • Упражнения «Повтори гласные звуки»

Ребенок повторяет гласные звуки : по два слога АО, УА,АИ, ИО, ИУ, ЫИ; по три слога АИУ, ИАО, УИА, ОИЫ, ИОА; по четыре слога АОУИ, ИОУА, ИЫОУ, ОУИЫ, АОЫУ,ОАУЫ и т.д.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!