Консультация для педагогов:Роль выразительного чтения воспитателя в образовательном процессе ДОУ.
Воспитатель:Косько Светлана Владимировна МДОУ «Детский сад № 105»
г. Саратов.
Расширяя кругозор дошкольников, формируя их поведение, педагог воздействует на ребенка посредством слова. Сообщение детям новых знаний, выяснение степени понимания и запоминания детьми, показ действий с игрушками, предметами, учебными пособиями, орудиями труда - все это требует специальных, прочно выработанных навыков речи.
Дошкольник воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.
Выразительное чтение представляет собой мастерство отображения в слове ощущений и размышлений, которыми наполнен высокохудожественный труд, выказывание индивидуальной оценки исполнителем творчеству автора. Так как дошкольники ещё не учатся читать, а значит, говорить о выразительном чтении наших детей нам ещё рано, речь пойдет о выразительном чтении воспитателей, то есть выразительном чтении художественной литературы на занятиях и вне их, ребенок уже в раннем возрасте, еще не понимая смысла обращенной к нему речи, оценивает общий характер ее интонации (оценивает чувство как положительное или отрицательное) и соответственно реагирует на нее.
Для педагога выразительное чтение - это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитательное воздействие на детей. С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационной правильности и эмоциональности, педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства, но и даёт им образец правильной и образной художественной речи. В дошкольном возрасте ребёнок старается подражать взрослым, поэтому, слушая их выразительное чтение, он «влюбляется» в художественные тексты - ему хочется воспроизвести их так же, с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями. Таким образом, дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоционально насыщенной речью.
Чтобы донести до маленького слушателя содержание произведения нужно, читая усиливать и ослаблять голос в строгом соответствии с содержанием произведения. Даже шумливые дети начинают прислушиваться, когда голос рассказчика ослабевает.
Очень важно при чтении и рассказывании выдерживать необходимый темп речи, который тоже определяется содержанием текста. Слова, на которые мы хотим обратить внимание произносим медленнее, а менее значительные иногда почти скороговоркой.
С помощью пауз можно передать настроение действующих лиц. Велико значение эмоциональной окраски голоса, его тембр. Одни и те же слова в зависимости от того с каким выражением их произносят, могут совершенно поменять смысл. Воспитатель должен хорошо знать текст произведения для того, чтобы интонационно верно передать смысл произведения детям. В дошкольном возрасте одной из задач является ознакомление детей с разными её жанрами художественной литературы.
Воспитатель должен научиться не только выразительно читать намеченный рассказ, сказку, стихотворение, но и подготовить детей к восприятию произведения, предусмотреть возможные вопросы, реакции на те или иные события, изображаемые в произведении, учесть впечатления от чтения конкретного рассказа. Воспитатель во время чтения сидит перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Всё это усиливает и дополняет впечатление от чтения.
Литература
1.Затулина Г.Я. Комплексные занятия по развитию речи – М., Центр педагогического образования, 2009
2. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2009.
3. Боровских Светлана Николаевна. Консультация для педагогов:
«Выразительное чтение и его роль в развитии речи дошкольников». Детский сад комбинированного вида №5 г. Лебедянь.
4. Казакова О.Г. Консультация для воспитателей «Выразительное чтение и его роль в развитии речи детей». средняя общеобразовательная школа
№ 16..г.Жигулёвск.