СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов « Современные игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов « Современные игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста»»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 313 ГОРОДА ДОНЕЦКА»









Консультация для педагогов


« Современные игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста»













Подготовила:

Воспитатель МБДОУ

«Ясли-сад №313 г. Донецка»

Кульбака Ю. В.









г. Донецк 18.07.24

Актуальность.

Формирование элементарных математических представлений наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с  практической и игровой деятельностью, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Иными словами дети пользуются знаниями в повседневной жизни.

Особое место отводится игровой технологии. Игровая образовательная технология - способ организации деятельности детей в процессе обучения и самостоятельной деятельности. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Применение игровых технологий на занятиях в ДОО:

- делает ребёнка более активным;

- повышает познавательный интерес;

- развивает память, мышление и внимание;

- способствует развитию творческих способностей.

Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время, так как детям это действительно интересно.   Игровая форма развивает:

- развивает логическое и критическое мышление;

- формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;

- воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;

- поощряет проявление инициативы;

 

Основная цель игровых технологий по познавательному развитию (ФЭМП) – формирование представлений, способов действии, развитие мыслительных операцииПоэтому формирование  элементарных математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы современных игровых технологий, дидактические игры и упражнения.

Цель: формировать элементарные математические представления через включение в образовательный процесс и свободную деятельность элементы современных игровых технологий.

Задачи:

        внедрить инновационную педагогическую технологию по

формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игровых технологий;

        развивать наблюдательность;

        познавательно-исследовательский интерес к явлениям и объектам

окружающей действительности, потребность узнать и освоить новое;

        развивать воображение, креативность мышления (умение гибко,

оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под иным углом);

        развивать самостоятельность, индивидуальность и инициативу каждого

ребенка при организации игровых действий, планировании, выборе методов и форм решения поставленной проблемной ситуации;

        повысить уровень теоретических и практических знаний у родителей

развивающих возможностях инновационных игровых технологий.

 

Использование современных игровых технологий.

Технология «ТРИЗ».

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.

Проблемная ситуация – это реализованная во взаимоотношениях преподавателя с учащимися проблемная задача.           

В системе проблемного обучения можно успешно применять ТРИЗ.

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.         Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

Пример игры.

«Аукцион»

Цель: Учить детей выделять дополнительные ресурсы предмета.      

Правила игры: На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы ее использования. Выигрывает тот, кто последним предложит возможное его применение.          

Ход игры: 

В: Для чего нужна линейка?

 Д: Для того, чтобы измерять чего-то.

 В: А как еще можно использовать линейку?

 Д: Вместо указки, помешать ею что -то, спину почесать. В цель метать.

 В: А как?

 Д: На кончик линейки положить что-то легкое и стрельнуть, а на стене мишень нарисовать. 

При обучении измерению и сравнению величины предметов с помощью условной мерки.

 В: Как можно использовать веревочку? 

Д: Ей можно измерить все.

 В: Например? 

Д: Комнату, высоту дома, свой рост. При закреплении геометрических форм.

 В: Поиграем в игру. Я показываю фигуру геометрическую, а вы называете предметы, в которых есть такие формы, или которые состоят из этих форм. Кто последний назовет — тот и выигрывает. Прямоугольник. 

Д: Стол, окно, коробка из — под карандашей…

В: А у стола что прямоугольное? 

Д: Крышка стола, дно ящика, боковые…


Палочки Кюизенера.

Палочки Кюизенера – это счётные палочки, которые ещё называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.


Технология Л.Г. Петерсон.

Методика Петерсон построена по методу «слоеного пирога». Знания преподаются в простой доступной форме. Ребенок как бы «наслаивает» новую информацию на уже имеющиеся знания. Методика Петерсон дает каждому ребенку шанс отложить слишком сложный для него материал на время, а затем освоить его на новом витке развития.  Кроме того, методика Петерсон учитывает, что ребенок быстрее усваивает те знания, которые ему нужны. В методике предусматривается мотивация – ребенок должен сам захотеть научиться считать!


Технология Никитиных.

Эта система, органично сочетая в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребенка. Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом - творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению. Игры: «Уникуб» «Кубики для всех» «Дроби» «Сложи квадрат» «Сложи узор» и др.



Технология М. Монтессори.

Педагогика Монтессори имеет глубоко продуманную и хорошо проработанную технологию. Основная идея Монтессори состоит в том, чтобы дать возможность ребенку наиболее полно раскрыть свой внутренний потенциал в процессе свободной самостоятельной деятельности в созданной педагогом предметно-пространственной среде. Здесь ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит спонтанно, но, если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает.

«Блоки Дьенеша».

Главной целью этой игры является развитие логики и математических навыков у дошкольников. Помимо сорока восьми распространенных геометрических форм, в набор входят карточки, наглядно показывающие характеристики предметов и их отрицание.


Развивающие головоломки.

Суть головоломок заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Игры представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части. Кроме предметных силуэтов, игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры.

«Танграм». Целью данной дидактической игры является развитие мелкой моторики, внимательности, воображения, логического, пространственного и конструктивного мышления, комбинаторные способности, умения действовать по инструкции.

«Колумбово яйцо». Цель ее в том, чтобы малыш научился воспринимать фигуры и выкладывать их, используя детали головоломки.

«Математический квадрат». Данная игра помогает закреплять знание геометрических фигур, описывать их по характерным признакам.

 

 

Заключение.

В заключении хочется подчеркнуть, что использование игровых технологий гарантирует успешное освоение программы детьми и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Выбирая, ту или иную игровую технологию нужно учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, что обеспечивает эффективность усвоения материала.

Занимательный материал не только развлекает детей, но и заставляет их думать, развивает самостоятельность, инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления, развивает память, внимание воображение.

 



Список литературы

1. Воронина Л.В. «Теория и технологии математического образования дошкольного возраста»


2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 1997.32.

3. Михайлова З.А., Носова Е.А., Столяр А.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. СПб.: Детство - Пресс, 2008.

4. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. СПб.:Детство-Пресс, 2004.

5. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. М.: Сфера, 2008.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!