СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Цифровая образовательная среда как средство повышения качества и доступности дошкольного образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Цифровая образовательная среда как средство повышения качества и доступности дошкольного образования"»

Цифровая образовательная среда как средство повышения качества и доступности дошкольного образования


Современный этап развития общества поставил перед российской системой образования целый ряд принципиально новых задач, среди которых особо выделены необходимость повышения качества профессиональной компетентности педагогов, усиление связи между разными уровнями образования, интеграции в мировое научно-образовательное пространство. Модернизация системы дошкольного образования должна создать условия для подготовки нового поколения педагогов в информационно-технологическом обществе XXI века, где определяющим фактором становится уровень образованности личности, ее интеллектуальный и творческий потенциал, позволяющий использовать и развивать новые методы в воспитании и обучении детей. Данный фактор является определяющим для конкурентоспособности учреждений дошкольного образования. Большую роль в его реализации будет играть активная информатизация образования [1].

В современном обществе нужны такие методы работы с педагогами-дошкольниками, которые бы облегчали и ускоряли передачу знаний, активизировали процесс усвоения ими знаний, обучали их приемам самостоятельной работы с материалом, повышали производительность труда педагога. Использование специальных программных средств информационно-образовательной среды учебного заведения позволит придать изучаемой информации такую форму, благодаря которой она быстрее и лучше воспринимается или делается более пригодной для использования в тех или иных конкретных образовательных целях.

Информационно-образовательная среда дошкольного учреждения – это многоаспектная среда, включающая современные технологии и программно-методические средства обучения, построенные на основе компьютерных информационных технологий, позволяющая повышать качество общетеоретической и профессиональной подготовки детей, воспитателей и специалистов, способствующая формированию информационной культуры педагогов и успешной адаптации в информационном обществе. Такая среда поддерживает процесс самостоятельного поиска, постановки задач и нахождения путей их решения для преподавателей, а также предоставляет возможность непрерывного повышения компетентности в профессиональном плане [4].

Современное общество предъявляет высокие требования к процессу обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. Возникает необходимость в цифровизации учебного процесса, для успешного использования новых педагогических технологий в воспитании и образовании дошкольников.

Цифровизация учебного процесса в дошкольном образовании и воспитании помогает педагогам найти новые пути для широкого внедрения в свою педагогическую деятельность новых методических разработок, направленных на разработку и реализацию инновационных методик воспитательно-образовательного процесса. В данный период развития дошкольного образования мы начинаем знакомить ребенка-дошкольника и с информационными технологиями, как одними из главных навыков развития самодостаточной личности.

Сегодня информационные компьютерные технологии являются новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации учебного процесса.

Игровые технологии, включенные в мультимедиа программы, способствуют повышению интереса детей к организованной учебной деятельности, активизируют их интеллектуально-познавательное и творческое развитие, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию всех видов мышления. Информационно - компьютерные технологии вовлекают детей в развивающую деятельность, помогая ребенку-дошкольнику решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядный материал и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения.

Систематическое использование всех электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и инновационными педагогическими технологиями увеличивает в разы эффективность обучения детей с разным уровнем знаний, умений и навыков.

В этих условиях важной задачей детского сада является создание среды для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую возможно осуществить с применением современных цифровых технологий, что способствует повышению уровня конкурентоспособности ДОУ.

Создание цифровой среды, ориентированной на развитие компетенций воспитанников, позволяющих им справляться с информационным потоком и находить решения в любой ситуации, — одно из направлений развития имиджа детского сада [3].

Цифровая среда — это, прежде всего, информационная культура всех участников образовательного процесса (воспитанников, воспитателей и родителей), цифровизация образовательного процесса, информационные ресурсы и технологии, пространство для коммуникации, творчества и игры дошкольника.

Практика внедрения информационных технологий в детском саду показала, что для информатизации обучения недостаточно обеспечить образовательный процесс компьютерной техникой. Необходимо добиться реального результата, состоящего в осознании необходимости использования ИКТ, исходящей от педагога. С этой целью и была создана команда по информатизации.

Важным методическим ресурсом на стадии формирования информационной среды детского сада являются сетевые методические объединения педагогов, позволяющие всем участникам образовательного процесса обмениваться актуальной информацией, представлять свои собственные методические наработки и использовать передовой опыт коллег независимо от места их работы. Сетевые методические объединения являются мощной школой передового опыта, позволяющей непрерывно повышать педагогическую ИКТ-компетентность преподавателей и являются активными участниками данных объединений.

Формирование готовности педагогических и руководящих работников детского сада к использованию и созданию электронных образовательных ресурсов в течение последних лет осуществляется на основе плановой организации курсов повышения квалификации в области информационных технологий. Также с целью организации повышения использования компьютерных технологий педагогическим составом детского сада, развития и отладки работы локальной сети, разработки структуры дошкольного образовательного электронного ресурса, накапливаемого в сети и дальнейшей интеграция ИКТ в образовательном процессе педагогами, в ДОУ старший воспитатель медиатеки проводит обучение педагогов компьютерной грамотности, приемам работы с системами электронного документооборота. На заседаниях методического объединения также регулярно рассматриваются современные формы и методы работы с ИКТ.

Работу над созданием цифровой образовательной среды мы ведем в трех основных направлениях.

1. Цифровая среда в образовательной деятельности с дошкольниками. Это среда, которую мы создаём в группах и кабинетах: проекторы, интерактивная доска, электронные девайсы — детские планшеты, игротека электронных игр.

Красочное оформление программ, анимация активизируют внимание детей дошкольного возраста, развивают ассоциативное мышление, а умело подобранные задания, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества.

2. Цифровая среда в профессиональной деятельности коллектива.

Цифровые технологии стали важным инструментом, позволяющим качественно и оперативно осуществлять профессиональную деятельность коллектива. Используемые цифровые технологии — это:

– неисчерпаемое средство хранения, использования и передачи данных (облачные хранилища, Гугл-таблицы, веб-опросы), цифровые источники информации.

– общепользовательские программы, такие как текстовые, графические редакторы, электронные таблицы, средства презентаций и видеомонтажа, почта, мессенджеры, профессиональные страницы и сообщества.

– автоматизация различных рабочих процессов от педагогической диагностики до учета и хранения продуктов питания на складе ДОУ.

– дистанционное образование, повышение квалификации.

3. Цифровая среда во взаимодействии с семьями воспитанников и социумом. Основные технологии и средства, которые нашли практическое применение в нашем детском саду и обеспечивают эффективность взаимодействия ДОО, педагога и родителя в современных условиях — это:

– Наличие сайта ДОО. На сайте каждый родитель в удобное для него время может найти интересующую его информацию о деятельности ДОО, об образовательном процессе, проводимых мероприятиях, новости.

– Использование социальных сетей, в частности создание групп ВКонтакте, Одноклассники, Телеграмм. В нашем дошкольном учреждении это ведение как общей открытой группы для всего детского сада, так и отдельных по каждой возрастной группе, которые имеют закрытый формат в целях сохранения конфиденциальных данных участников образовательного процесса.

Педагоги используют и личные страницы для общения с родителями воспитанников своей возрастной группы, на которых располагается актуальная информация, ориентированная на определенную аудиторию, рекомендации по развитию и воспитанию детей конкретного возраста.

– Используются такие мобильные приложения для общения, как WhatsApp, который является самым быстрым источником информации.

– Использование цифровых образовательных платформ позволяет родителям присутствовать и быть не только наблюдателем, но и участником при организации педагогом образовательного процесса с ребенком [2]. Родители могут также самостоятельно организовывать образовательный процесс ребенка при помощи предложенных педагогом учебных платформ. Педагогами активно применяется технология «виртуального участия в детском саду».

– Использование веб-сервисов, например, таких как Skype или Zoom — это родительские собрания и консультации в онлайн и офлайн режимах, онлайн-трансляции образовательных мероприятий. Эти технологии получили широкой применение особенно в период сложной эпидемиологической обстановки.

Формирование учебно-методических материалов нового поколения, ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов, невозможно без использования ИКТ. Разрабатываемые методики должны ориентироваться как на использование существующих нецифровых учебно-методических комплексов и учебников с поддержкой цифровыми ресурсами, так и на использование мультимедийных учебников, полностью обеспечивающих потребности организации учебного процесса по выбранному предмету (предметной области, теме). Цифровые учебно-методические материалы могут быть использованы воспитателями на занятиях, а также для подготовки к мероприятиям.

Таким образом, цифровая трансформация дошкольной образовательной организации дает новые возможности и открывает педагогам новые пути взаимодействия в образовательной среде. Разнообразные цифровые устройства могут быть как средством обучения детей, так и помощником, организующим процесс коммуникации, объединяющим педагогов, родителей и дошкольников для совместной деятельности, повышающей эффективность организации образовательного процесса ДОУ.


Литература:

  1. Литвинова С. Н., Челышева Ю. В. Цифровая трансформация образовательной среды дошкольной образовательной организации // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2021. № 62.

  2. Солдатова Г. У. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 4. № 4 (36)

  3. Челышева, Ю. В. Цифровая среда, как эффективный вектор развития имиджа дошкольной организации / Ю. В. Челышева. — Текст: непосредственный // Сборник научных статей по итогам Первой Московской Международной научно-практической конференции, посвященной Дню дошкольного работника (25 сентября 2020 года). — Москва: «Перо», 2020

  4. Атмахова Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Развитие профессиональной компетентности педагогов. // Дошкольное воспитание – 2008 - № 3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!