СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для подготовки учащихся 9 класса по теме " Типы сказуемых. Грамматическая основа"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для работы на консультации при подготовки к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для подготовки учащихся 9 класса по теме " Типы сказуемых. Грамматическая основа"»

Материалы для консультации по русскому языку при подготовке к ОГЭ 2018 по теме «Грамматическая основа предложения»

Консультация направлена на повторение типов сказуемого, что вызывает особую трудность при решении заданий, связанных с определением грамматической основы предложения.

К материалам подобраны разные предложения, на основе которых ученики могут потренироваться по заданиям ОГЭ № 8 и 11

Типы сказуемого

Сказуемое – главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.

Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесённости высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении – и времени).

Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

Простое глагольное сказуемое, способы его выражения

Простое глагольное сказуемое (ПГС) может выражаться однословно и неоднословно.

ПГС – одно слово:

1) глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного из наклонений; в этих случаях сказуемое согласуется с подлежащим:

Он читал / читает / будет читать / читал бы / пусть читает эту книгу.

2) глагольное междометие или инфинитив; согласование сказуемого с подлежащим отсутствует:

А шапка бац прямо на пол.

Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать.

ПГС – словосочетание:

  1. ПГС –фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание – может иметь следующее строение и типовое значение:

1) повторение глагольной формы для указания на длительность действия:

Я иду, иду, а до леса ещё далеко.

2) повторение глагольной формы с частицей так для указания на интенсивное или полностью осуществлённое действие:

Вот уж сказал так сказал.

3) повторение одного и того же глагола в разных формах или однокоренных глаголов для усиления значения сказуемого:

Сам спать не спит и другим не даёт.

Жду не дождусь весны.

4) смысловой глагол с вспомогательной глагольной формой, утратившей или ослабившей своё лексическое значение и вносящей в предложение дополнительные смысловые оттенки:

А он возьми да и скажи / знай себе распевает.

5) два глагола в одинаковой грамматической форме для обозначения действия и его цели:

Пойду погуляю в саду.

6) глагол с частицей было, вносящей значение несостоявшегося действия:

Я собрался было в кино, но не пошёл.

7) конструкция со значением интенсивности действия:

Он только и делает, что спит.

  1. ПГС- фразеологизм обозначает единое действие, нерасчленимое по смыслу на действие и его материальный объект, в большинстве случаев этот фразеологизм можно заменить на один глагол: принять участие — Он принял участие (=участвовал) в конференции.

 

Составное глагольное сказуемое 

Составное глагольное сказуемое (СГС) имеет следующую структуру:

приинфинитивная часть + инфинитив.

Инфинитив выражает основное лексическое значение сказуемого – называет действие.

Приинфинитивная часть выражает грамматическое значение сказуемого, а также дополнительную характеристику действия – указание на его начало, середину или конец (фазисное значение) или возможность, желательность, степень обычности и другие характеристики, описывающие отношение субъекта действия к этому действию (модальное значение).

Фазисное значение выражается глаголами стать, начать (начинать), приняться(приниматься), продолжить (продолжать), перестать (переставать), прекратить (прекращать) и некоторыми другими (чаще всего это синонимы к приведённым словам, характерные для разговорного стиля речи):

Я начал / продолжил / закончил читать эту книгу.

Модальное значение может выражаться

1) глаголами уметь, мочь, хотетьжелать, стараться, намереваться, осмелиться, отказаться, думать, предпочитать, привыкнуть, любитьненавидеть, остерегаться и Т. п.

2) глаголом-связкой быть (в наст. времени в нулевой форме) + краткими прилагательными рад, готов, обязан, должен, намерен, способен, а также наречиями и существительными с модальным значением:

Я был готов / не прочь / в состоянии подождать.

Как в приинфинитивной части, так и в позиции инфинитива может быть употреблён фразеологизм:

Он горит нетерпением участвовать в конференции (= хочет участвовать)

Он хочет принять участие в конференции (= хочет участвовать).

Он горит нетерпением принять участие в конференции (= хочет участвовать).

Осложнение СГС происходит за счёт дополнительного употребления в его составе модального или фазисного глагола:

Я начал хотеть есть.

Я почувствовал, что скоро могу начать хотеть есть.

Особый тип СГС представлен в предложениях, главные члены которых выражены глаголами в неопределённой форме: Волков бояться – в лес не ходить. Вспомогательная часть таких сказуемых нетипична для составных глагольных: она представлена глаголом-связкой быть, который встречается в составных именных сказуемых. Кроме быть, вспомогательная часть может быть представлена также глаголом значить, например: Не прийти – значит обидеть.

 

Не являются составными глагольными сказуемые, выраженные:

1) составной формой будущего времени глагола несовершенного вида в изъявительном наклонении: Я завтра буду работать;

2)сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, занимающим в предложении позицию дополнения в случае разных субъектов действия у спрягаемой формы глагола и инфинитива: Все просили её спеть (все просили, а спеть должна она);

3)сочетанием простого глагольного сказуемого с инфинитивом, который в предложении является обстоятельством цели: Он вышел на улицу погулять.

Нетрудно заметить, что во всех этих случаях спрягаемая форма глагола, стоящая перед инфинитивом, не имеет ни фазисного, ни модального значения.

 

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое (СИС) имеет следующую структуру:

приименная часть (связка) + именная часть.

Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

Приименная часть выражает грамматическое или грамматическое и часть лексического значения сказуемого.

Приименная часть бывает:

1) отвлечённая: глагол быть (в значении «являться», а не «находиться» или «иметься»), который выражает только грамматическое значение сказуемого – наклонение, время, лицо / род, число; в настоящем времени отвлечённая связка выступает в нулевой форме:

Он студент / был студентом.

2) полузнаменательная (полуотвлеченная): глаголы явиться (являться), бывать, оказаться (казаться), представиться (представляться), стать (становиться),сделаться (делаться), остаться (оставаться), считаться и др., которые выражают грамматическое значение сказуемого и дополняют значение, выражаемое именной частью; эти глаголы обычно не употребляются без именной части:

Он оказался студентом.

Она казалась усталой.

3) знаменательная (полнозначная): глаголы движения, состояния, деятельности идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.:

Мы вернулись домой усталые.

Он работал дворником.

Он жил отшельником.

Знаменательная и полузнаменательная связка при определении типа сказуемого может быть заменена на отвлечённую.

Именная часть может быть выражена однословно и неоднословно.

Однословное выражение именной части:

1) существительное в падежной форме, чаще в И. п. / Т. п.:

Он дворник / был дворником.

Юбка была в клетку.

2) прилагательное в полной и краткой форме, в форме любой из степеней сравнения:

Слова его были глупы.

Он стал выше отца.

Он самый высокий в классе.

3) полное или краткое причастие:

Письмо не было распечатано.

4) местоимение:

Этот карандаш мой!

5) числительное:

Он был восьмым в очереди.

6) наречие:

Разговор будет начистоту.

Мне было жаль старика.

Неоднословное выражение именной части:

1) фразеологически свободное, но синтаксически связанное словосочетание может иметь следующее строение:

а) слово с количественным значением + существительное в Р. п:

Мальчик был пяти лет.

б) существительное с зависимыми от него словами, если само существительное малоинформативно, а смысловой центр высказывания находится именно в зависимых от имени словах (само существительное в этом случае может быть выброшено из предложения почти без потери смысла):

Он лучший ученик в классе.

2) фразеологизм:

Он был притчей во языцех.

Связочная часть также может быть выражена фразеологизмом:

Он имел вид смурной и рассеянный – фразеологизм в связочной части;

Составное именное сказуемое, как и составное глагольное, может быть осложнённым за счёт введения в него модального или фазисного вспомогательного глагола:

Она хотела казаться усталой;

Он постепенно начинал становиться специалистом в этой области.

 ПОДБОРКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ

  1. Меня наградили за победу в олимпиаде.

  2. Открой нам, Отчизна, просторы свои.

  3. А ей теперь нужен только покой.

  4. Идея «Ревизора» была подсказана Пушкину Гоголем.

  5. Повеяло тёплым ветром.

  6. Даже в пустяках надо быть правдивым.

  7. Мне прислали роль сегодня утром.

  8. Не стоит спешить с ответом.

  9. Он встал, распахнул окна и впустил в комнату свежий воздух.

  10. Нас угостили ужином.

  11. Я буду строителем.

  12. Я буду вовремя.

  13. Помнишь рощу над рекой?

  14. Над нами шумели стройные кедры.

  15. Теперь выражение их было нежным и спокойным.

  16. Литературу люблю до самозабвения.

  17. Хороша развесистая белоствольная берёза.

  18. Ночь на миг дыханье задержала.

  19. Мне грустно.

  20. Светает.

  21. Не отвлекайтесь!

  22. Тополь рукой мохнатой в наше окно стучит.

  23. Волга – величайшая река.

  24. Подхватил меня резкий ветер, закружил да забросил в тайгу.

  25. Словом можно полки за собой повести.

  26. Прекрасны вы, поля родной земли!

  27. Со мной он был холоден.

  28. Со мной он разговаривал холодно.

  29. Звёзды, мелкие и крупные, были ярки и чисты.

  30. Сбылась мечта увидеть Париж.

  31. Я рад встретиться с вами.

  32. Надо мыть руки перед едой.





Укажите количество грамматических основ в предложении.



  1. Настя стояла около кассы, губы у неё дрожали, она не могла говорить, чувствуя, что от первого же сказанного слова расплачется навзрыд.

  2. По залитому лунным светом тротуару ветер гнал осенние листья, и казалось, что идущая навстречу девушка не переступает по плитам , а скользит над ними, подгоняемая ветром и листвой.

  3. Утром, едва начинает сереть, мы отправляемся в лес.

  4. Потом, видя, что девушка, как завороженная смотрит на картину, он заговорил.

  5. Если море зачерпнуть в ладошку, даже море потеряет свет.

  6. Её лицо было, как остров, покрытый снегом, если дождь прольётся над ним, оно не ощутит его, если тучи бросят на него свою вечно движущуюся тень, оно не почувствует её.

  7. Приближался рассвет торопливый, посветлела небесная высь.

  8. Каждую ночь сюда вливался океан звуков и , подхватив Ассоль на свои широкие крылья, баюкая и качая, уносил её, лежащую с открытыми глазами навстречу утру.

  9. Громадная туча поднималась из-за горизонта и всё ширилась, тихо раскидывая по небу свои крылья.

  10. Льёт дождь ,холодный, точно лёд, кружатся листья по полям, и гуси длинным караванам над лесом держат перелёт.

  11. Солнце то появлялось, то исчезало, и к вечеру снова пошёл дождь.

  12. Ночь была облачная, речка – чёрная.

  13. Ветер, разогнав тучи , дал простор солнцу, и тайга ожила.

  14. Ночью месяц тускл и поле сквозь туман лишь серебрит.

  15. Впереди были люди, и следовательно, бояться мне уже было нечего.

  16. Что написано пером, того не вырубишь и топором.

  17. По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода , тотчас таяла.

  18. Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

  19. Легко работать, когда труд твой ценят.

  20. Пахло талым снегом, землёй, и солнце светило застенчиво и робко.

  21. Стало слышно, как точат косы.

  22. Посмотри, милый друг, как прекрасна земля.

  23. Он почувствовал раздражение и чтобы не сказать ничего лишнего, вышел из дома.

  24. Дождь льёт как из ведра, и не хочется выходить из дома.

  25. Известие, что привёз Михаил, всех огорчило.

  26. Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан.

  27. Морозы стали слабее, и начал падать мелкий снежок, который охотники называют порошей.

  28. Усталые, туристы уснули, как только положили головы на подушки.

  29. Хорошо, что не всё ещё спето.

  30. Было тихо, светло, и чуть подмораживало.

КАРТОЧКА для самостоятельной работы учащимся

Выпишите основу предложений!

  1. Дескать, скучно мне, псу, без тебя, друг.__________________________________________________

  2. Значит, и ты бы тоже украл.____________________________________________________________

  3. Помните Крым в двадцать седьмом году?_________________________________________________

  4. Никто так не обидит старую, больную женщину…_________________________________________

  5. От батареи отопления тянуло теплом.____________________________________________________

  6. Весь луг был в цветах._________________________________________________________________

  7. Евгения, снимай иконы!________________________________________________________________

  8. Но её приласкали._____________________________________________________________________

  9. Все они погибли.______________________________________________________________________

  10. И совсем ничего нет жуткого.___________________________________________________________

  11. Этому можно научиться._______________________________________________________________

  12. А теперь скажите мне вашу последнюю волю._____________________________________________

  13. Его, должно быть, не чистили со времён Тициана.__________________________________________

  14. Мне хотелось обдумать наш разговор.____________________________________________________

  15. Жив, Иван Павлович!__________________________________________________________________

  16. Ты, Катя, вообще его почти не знаешь.___________________________________________________

  17. Узнала ли ты меня?___________________________________________________________________

  18. На дворе светает._____________________________________________________________________

  19. Три окошка на девятом этаже над квартирой Хлопотовых неуютно темнели.______________________________________________________________________________

  20. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух._____________________________________________

  21. Что, мальчик, болен?__________________________________________________________________

  22. Моё решение было тайной для всех.______________________________________________________

  23. Только через полтора года мне удалось добиться назначения на Север – и то совершенно случайно._____________________________________________________________________________

  24. Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.__________________________________________

  25. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.__________________________________

  26. Не обижайте его, люди.___________________________________________________________

  27. Он у нас коновал._________________________________________________________________

  28. Кто тут полегче?__________________________________________________________________

  29. Третий, более взрослый, чем остальные, авторитетно заявил._____________________________

  30. Саня успел к этой поре высыпать в ведро три трёхлитровых бидона, наполнив его больше чем наполовину._______________________________________________________________________

  31. И ещё тише стал дождь._____________________________________________________________

  32. Как-то раз пошёл Алёша с дедом в лес._______________________________________________



Ответы:

1 Скучно

2 Ты бы украл

3.Помните

4.Никто не обидит

5.Тянуло

6.Луг был в цветах

7.Снимай

8.Приласкали

9.они погибли

10.нет

11.Можно научиться

12.Скажите

13.не чистили

14.хотелось обдумать

15 Жив

16.ты не знаешь

17.Узнала ты

18.Светает

19.три окошка темнели

20.Был заткнут

21.болен

22.решение было тайной

23.удалось добиться

24.хотелось помочь

25.Скакал конь

26.Не обижайте

27.Он коновал

28.Кто полегче

29.третий заявил

30.Саня успел высыпать

31.Тише стал дождь

32.пошел Алеша



Начало формы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!