КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ДЕТЕЙ 4 – 6 ЛЕТ
«ТРЕНИРУЕМ ВНИМАНИЕ»
Подготовленная воспитателем МБДОУ Д/С №60 «Заинька»
КУЗЬМИНОЙ Н. С.
«Будь внимательнее!», «Куда ты смотришь!?», «Следи за мной!» - как часто приходится слышать детям такие замечания. На первый взгляд кажется, что они совсем невнимательны.
Однако это не так. На самом деле, в данный момент их внимание сосредоточено на другом объекте.
Вы пытаетесь заставить ребенка есть, а он глядит в сторону телевизора. Вы ему объясняете, как выполнять упражнение, а он смотрит на свои игрушки.
Внимание относится к психическим процессам, которые помогают ребенку познавать мир. Из огромного потока информации в определенный момент благодаря вниманию ребенок выбирает то, что для него наиболее важно и интересно. При этом все остальное, что кажется ему малозначимым, остается ребенком незамеченным.
У детей первых месяцев жизни внимание проявляется фиксацией взгляда на предмете, поворотом головки на звук. По этим реакциям судят о развитии ребенка.
У детей дошкольного возраста внимание сосредотачивается не только на игрушках, разговоре, но и собственных мыслях и чувствах.
Важно помогать ребенку учиться концентрировать внимание на том, что в данный момент наиболее важно. Например, уметь внимательно выслушать задание или объяснение воспитателя. Для этого взрослым нужно учить детей переключать внимание с одного на другое и тренировать у них произвольное внимание.
Всему этому помогут упражнения представленные ниже.
РАЗВИВАЕМ ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
«Упражнения на развитие внимания часто сочетаются с развитием памяти. Это связано с тем, что внимание и память относятся к познавательной сфере личности».
«ВСПОМНИ, КАК БЫЛО»
ЦЕЛЬ: развивать зрительное внимание.
ИНВЕНТАРЬ: 3-4 картинки или игрушки с хорошо знакомыми ребенку предметами.
ХОД ИГРЫ:
Вы показываете ребенку картинки или игрушки по одной, называя их, затем выкладываете их на столе друг за другом и даете задание их запомнить. После этого ребенок закрывает глаза, а вы быстро и незаметно добавляете одну картинку или игрушку. Он должен назвать исходные картинки или игрушки и указать на лишнюю.
«При развитом зрительном внимании во время чтения взгляд человека меньше отклоняется от читаемой строчки. А у нетренированного человека взгляд блуждает. Это сказывается на скорости чтения и запоминании прочитанного».
«НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА»
ЦЕЛЬ: развивать зрительное внимание, научить внимательному рассматриванию и сравнению предметов по их деталям, находить среди них одинаковые.
ИНВЕНТАРЬ: карточки с рядом похожих предметов, среди которых есть два полностью одинаковых, а остальные имеют некоторые отличия.
ХОД ИГРЫ:
Выложите перед ребенком карточки и попросите рассмотреть картинки и постараться найти два полностью одинаковых предмета среди нескольких похожих.
«Начинайте занятия с ребенком только тогда, когда вы оба в хорошем настроении и спокойном состоянии. Развивающие игры и упражнения должны восприниматься ребенком положительно, без капризов. Только тогда они принесут заметную пользу».
«БЕЗ ЧЕГО ПРЕДМЕТ»
ЦЕЛЬ: развивать зрительное внимание, научить находить недостающую часть (деталь) предмета, развивать связную речь, тренировать в образовании форм родительного падежа существительных в единственном и множественном числе с предлогом «без».
ИНВЕНТАРЬ: предметные картинки с каким – либо недостающим элементом, поломанные игрушки.
ХОД ИГРЫ:
Вы предлагаете ребенку найти то, чего не хватает у предмета или сломанной игрушки, и правильно ответить на вопрос: «Без чего предмет?».
Например: корова без рогов, петух без гребешка, машина без шины, дом без окон.
ТРЕНИРУЕМ СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ
«Слуховое внимание, или умение сосредотачиваться на звуке, необходимо развивать даже тогда, когда у ребенка от природы острый слух. Делать это нужно в первые годы жизни».
«ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»
ЦЕЛЬ: развивать слуховое внимание и связную речь, тренировать умение вслушиваться, отличать окружающие звуки друг от друга, совершенствовать грамматический строй речи.
ХОД ИГРЫ:
Вы предлагаете ребенку закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам, чтобы определить, что это за звуки: сигнал машины, щебет птиц, жужжание мухи, разговор прохожих и т. д. Ребенок должен ответить полным предложением, например: «Я слышу, как сигналит машина, жужжит муха» и т.д.
«Музыкальный слух развивается медленнее, чем фонетический. Связано это у людей с недостаточной практикой. Поэтому рекомендуется родителям слушать музыку вместе с ребенком».
«ЧТО ЛИШНЕЕ?»
ЦЕЛЬ: развивать слуховое внимание , научить выделять на слух среди нескольких слово, относящееся к другой обобщающей группе, обосновать свой ответ полным предложением.
ИНВЕНТАРЬ: ряд из 4-5 знакомых ребенку слов (без картинок), 3-4 из которых относятся к одной обобщающей группе, а одно слово к другой.
ХОД ИГРЫ:
Вы медленно и четко проговариваете слова, а ребенок должен выбрать из них не подходящее по смыслу к другим слово. Например, из слов: автобус – трамвай – самолет – пылесос – поезд ребенок должен исключить пылесос, т.к. этот предмет относится к бытовым приборам, а остальные – к транспорту и т.д.
Предложенные игры способствуют улучшению внимания – его устойчивости, концентрации, переключению и распределению. Навыки, которые дети приобретут играя, облегчат учебу в школе.
Чаще импровизируйте, играя с ребенком в развивающие игры, и тогда результат не заставит себя ждать, отразившись в хороших оценках и школьных успехах!