«Детям о космосе»
Стартуют в космос корабли
– Вслед за мечтою дерзновенной!
Как здорово, что мы смогли
В просторы вырваться Вселенной!
Вячеслав Астеров
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиции.
При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что им близко и интересно.
К сожалению, не все дети с удовольствием слушают исторические факты из жизни страны, не понимают значимости патриотических чувств. Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям раскрыть в них патриотические чувства.
История Россия богата героическим
прошлым, которым можно и нужно
гордиться всем поколениям россиян.
Дети дошкольного возраста способны
воспринимать наиболее значительные
события истории Отечества, знать её
героев. Дети должны знать историю
российского праздника – День Космо-
навтики; дату первого полёта в космос;
о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине; о героических покорителях космических просторов.
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Тема космоса всегда актуальна.
Первым космонавтом, который поднялся в небо – был Юрий Гагарин. И случилось это 12 апреля 1961 года. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, ему интересны загадки Вселенной, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию.
Именно художественно-эстетическая деятельность дает возможность «творить» помогает намного глубже и ярче заложить в памяти маленького человека знания о «космосе», активизирует деятельность самого ребенка, поскольку учит его не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Художественно-эстетическая деятельность создаёт для дошкольников широкие возможности для накопления сенсорного опыта, обогащения чувственных ощущений.
Использование при знакомстве с космосом лепки, рисования, конструирования и аппликации можем использовать разные приёмы и способы изображения космических объектов, использовать нестандартные техники, работу с природным и бросовым материалом.
Для обогащения и расширения представлений
и знаний о науке и космосе использовать
картины А. Леонова «Переход», «Луноход»;
«Орбитальная станция», иллюстрации
«Земля из космоса», «Звёздное небо»,
портреты космонавтов, глобус, аудиозаписи.
Вместе с детьми читать и рассматривать
иллюстрации к книгам А. Леонова:
«Я выхожу в открытый космос» ,
«Ю. А. Гагарин».
При подготовке детей к лепке и
рисованию можно почитать
сначала художественную
литературу: прекрасную сказку
Антуана де Сент- Экзюпери
«Маленький принц», «Незнайку
Н. Носова, рассказы и стихи
о космосе и космонавтах: «Когда
он на землю вернулся» В. Костров,
«Марш юных космонавтов» С. Михалков, «Луноход», Н. Гончаров, «Я верю друзья… » В. Войнович, «Знаете, каким он парнем был» (отрывок) Н. Добронравов, рассмотреть иллюстрированные издания для детей по астрономии. Чтение литературных произведений о космосе и космонавтах позволит не только получить знания о космосе, но и заинтересовать детей данной темой, развить воображение и фантазию, а так же привить патриотические чувства, чувство гордости за нашу страну.
З анимаясь художественной деятельностью,
ребята могут лепить веселых марсиан,
космонавтов, космические корабли
и луноходы: «В далеком небе, или
звездное небо», «Летающие тарелки
и пришельцы из космоса», «Покорители
космоса», а так же сделать аппликации из цветной бумаги, ткани и фольги на тему «Звезды и кометы», изображали свои представления о полете в космос. Также создавать макеты « Ракета на старте», панно «
Космический коллаж».
Эти работы не просто станут выставкой,
но и возможностью «оживить» созданный
самими детьми «космос». У детей появиться
желание обыграть, «оживить» созданную
композицию. Космические корабли
«запускаются» в открытый космос, там же
совершают свои полеты спутники.
Космонавты готовятся к полету, летят,
выходят в открытый космос или высаживаются на Луне. Прилетают инопланетяне на летающих тарелках. Развивается игра, к которой дети возвращаются снова и снова, придумывают все новые и новые сюжеты. Разве есть еще более значимое и эффективное средство для закрепления полученных знаний и активизации желания получить новые.
Все ребята любят смотреть телевизор и болтать по телефону. А ведь это именно спутники передают наши телефонные разговоры и передачи телевидения. Как? Вы можете увидеть на крышах домов огромные тарелки- это антенны, которые принимаю сигналы со спутника и передают их в аппарат и в телевизор. Важная задача для родителей – развивать у детей интерес к познанию. Как на сегодняшний день поддержать интерес ребёнка к неизведанному?
Совместно с родителями дети могут
создать макеты «Планеты Солнечной
системы», «Земля, Солнце и Луна»,
которые заслуженно пользуется вни-
манием детей и педагогов при работе
по теме «Космос». Также родители
вместе с детьми могут создать
«Звездную книгу», в которой собраны рассказы, стихи, загадки, рисунки тематические картинки созвездий, под которым родился их ребенок.
Можно изготовить атрибуты для сюжетно
– ролевых игр: «Скафандр» космонавта,
«пульт управления», «телескоп» для
наблюдения за звездами, забавные
«инопланетяне», сделанные из коробок
и пластиковых бутылок, зонт с созвездиями.
Чтобы пробудить у дошкольника патриотические
чувства, сформировать знания, представления о
космосе, развивать интерес к космосу рекомендуем
посетить музеи, выставки, памятники
посвященные теме «космос»
Желаем творческих успехов!
Для обогащения детского лексикона советуем поиграть в игру «Доскажи словечко», загадывать загадки.
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете) .
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля) .
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп) .
Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе … (звездочёт).
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин) .
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна) .
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник) .
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: “астронавт”,
А по-русски … (космонавт).
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
Ответ: космонавт
***
Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.
Ответ: луноход
***
Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
Ответ: ракета
***
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не съели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
Ответ: луна, месяц
***
Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу.
Ответ: луна
***
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
Ответ: месяц
Если дети узнают больше о своей стране, ее мировых достижениях, про космос и заинтересуются просторами звездного неба через собственную продуктивную деятельность, то это приведет к тому, что у дошкольника будет развиваться чувство гордости, уважении, любви к Родине, а также появится стремление быть полезным стране и народу,