Консультация для родителей детей логопедической группы с общим недоразвитием речи: «Дислексия и дисграфия»
Учитель-логопед: Возжанникова С.Ю.
Почему не каждому дается грамота?
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Детям с трудом дается русский язык, хотя они хорошо справляются с математикой и другими предметами. Многим родителям кажется, что дисграфия появляется ниоткуда. Другие считают, что раз у дедушки или у папы была дисграфия, значит, совершенно очевидно ее появление и у ребенка.
Что же это такое?
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, многократно повторяющихся ошибках, часто обусловленное органическими повреждениями зон головного мозга, и несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма.
При дисграфии:
- Специфические ошибки (очень стойкие) встречаются как при списывании, так и при письме под диктовку:
1. искаженное написание букв и не дописывание элементов;
2. замены рукописных букв графически сходными;
3. замены рукописных букв, обозначающих фонетически сходные звуки;
4. искажения звукобуквенной структуры слова (огорода – ОГОРДА, Москва – МОСКАВ, страна – СТАНА и др.)
5. искажения структуры предложения: слитное или раздельное написание слов, контаминации слов (Белая берёза растёт у окна – Белабе заратёт ока);
- Ребенок с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно
- Он с трудом вычленяет из речевого потока законченную мысль;
- На уровне текста отсутствует обозначение границ предложения.
Стойкое нарушение чтения называется - ДИСЛЕКСИЕЙ, письма - ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка.
ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в старшем возрасте.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов, не дочитывают окончания слов.
Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:
1. Во-первых, речь в доме должна быть правильной!
2. Во-вторых, для профилактики дисграфии нужно использовать игры и различные движения на развитие мелкой моторики:
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия:
«Колечко». Как можно быстрее поочерёдно нужно перебирать пальчики рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. В прямом и обратном порядке.
«Кулак – ребро – ладонь». Вот ладошка, вот – кулак! Всё быстрее делай так.
«Игры-раскраски» в качестве этапа подготовки к письму и развития зрительного слежения обычно начинают использовать в занятиях с ребятишками четырехлетнего возраста. Но есть маленькая хитрость: если в такие игры начинают играть раньше – эффект больше.
Раскраски с различными заданиями подойдут детям постарше. К ним относятся:
- раскраски с кодированием цвета, раскрашивание по определенному образцу,
- раскраски наоборот (в них нужно раскрасить только фон, а рисунок оставить незакрашенным),
- раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка),
- раскраски с заданиями раскрасить или обвести наложенные контуры;
- штриховки-дорисовки и т. д.
3. Подход «больше читать и писать» много пользы не принесет. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звукового анализа слов. Ошибки, которые ребенок допустит в длинном диктанте, только запомнятся в его памяти.
4. Обратитесь за консультацией к учителю-логопеду.