СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей и педагогов «О наказании»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Как взрослые воспринимают процесс наказания? В каждой семье есть представление об идеальном воспитании, которое в той или иной мере соответствует реальному поведению родителей в конкретной ситуации. Согласно опросу многие родители считают возможным применять наказания по отношению к ребенку (повысить голос, ударить ребенка). Специалистам известно, что использование агрессивных форм наказания (физических и вербальных) как средства воспитания скрывает в себе ряд опасностей.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей и педагогов «О наказании»»

Тока Елена Петровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 16 «Крепыш» города Димитровграда Ульяновской области»


Консультация для родителей и педагогов

«О наказании»



С момента своего рождения ребенок общается со взрослыми. Взрослый для него - олицетворение любви и защиты или же власти, требующей полного подчинения. Идеальное представление о родителе – родитель, безусловно принимающий своего ребенка, эмоционально поддерживающий его в трудной ситуации. Но часто семья оказывается средой, где растущий человек впервые попадает в неприятные для него жизненные ситуации. И в первую очередь это связано с наказаниями, где взрослый пытается прекратить нежелательное, неодобряемое им поведение ребенка.

Как взрослые воспринимают процесс наказания? В каждой семье есть представление об идеальном воспитании, которое в той или иной мере соответствует реальному поведению родителей в конкретной ситуации. Согласно опросу многие родители считают возможным применять наказания по отношению к ребенку (повысить голос, ударить ребенка). Специалистам известно, что использование агрессивных форм наказания (физических и вербальных) как средства воспитания скрывает в себе ряд опасностей.

Родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для них примером – действует механизм подражания. Они подготавливают почву для усвоения ребенком силовых способов решения собственных проблем.

Агрессивный ребенок – это, как правило, ребенок с низкой самооценкой, отвергаемый сверстниками, с плохой успеваемостью.

Дети, которых часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. Боясь наказаний, ребенок может лечь спать, обманывать родителей, будет с ними неискренним.

Инстинктивная боязнь физического наказания приводит к появлению стойкого чувства страха.

Если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть истинную причину, породившую подобные действия.

Изменение в поведении ребенка после наказания происходит в основном в присутствии человека, который его наказывал(в идеале- ребенок должен правильно поступать под действием собственного внутреннего контроля).

Чем же рискуют родители, наказывая своего ребенка? Прежде всего своим ребенком, его состоянием. Возможные негативные последствия для детей, подвергающихся наказаниям: появление агрессивности, психологического дистресса, психических нарушений и пограничных личностных расстройств.


Эффективность насилия есть эффективность со знаком «минус».

Как правило, принять обвинять непослушных детей, но стоит разобраться в причинах плохого поведения. Выявить истинную причину непослушания и плохого поведения можно, если родители обратят внимание на собственные чувства.

Психологи выявили четыре причины нарушений поведения детей, часто скрытые от родителей.

Первая- борьба за внимание. Ребенок постоянно отрывает родителей от их дел, желая общения с ними, и досаждает своими «выходками». Отсюда у родителей возникает чувство раздражения, (Совет: будьте внимательны к ребенку в совместных играх, на прогулках).

Вторая- ребенок борется за самоутверждение, восстает против чрезмерной родительской опеки и власти, что вызывает у родителей гнев.(Совет: Уменьшите свой контроль за ребенком.)

Третья- желание отомстить( ребенок обижен на родителей: резкое замечание, невыполненное обещание и т. д. со стороны матери или отца.) Ответное чувство у родителей- обида. (Совет: спросите себя, что заставило ребенка причинить вам боль. Какая боль у него?)

Четвертая- ребенок глубоко переживает свое неблагополучие, он потерял веру в собственный успех. Как следствие у родителей возникает чувство отчаяния, безнадежности. (Совет: не допускайте в адрес никакой критики. Найдите доступный для него уровень задач).

Причиной наказания ребенка не всегда оказывается его поведение. Порой истинная причина- в самом родителе, в его эмоционально-экспрессивном состоянии в момент наказания или в незнании других путей выхода из сложившейся ситуации. Стимулом наказаний часто является реакция родительского раздражения на психологические особенности, личностных качеств ребенка.

Если родителя раздражает в ребенке грубость, агрессия, то в них самих и в близких людях факторами раздражения признаются несдержанность, вспыльчивость. Если родитель отмечает, что ребенок его раздражает, то внутренними факторами раздражения родитель признает нехватку времени, терпения, нерешительность, усталость.

В условно благополучных семьях наказание как способ родительского воздействия на ребенка явление распространенное. В реальных трудных ситуациях педагогическая некомпетентность родителей проявляется в требованиях беспрекословного подчинения взрослому, в жестком отношении (агрессивные формы наказаний) к ребенку. В семьях, применяющих физические наказания к детям, важнейшая потребность ребенка- потребность в безопасности- подвергается серьезному испытанию.

Все родители в детстве подвергались наказаниям и большинство из них используют наказание как форму воспитательного воздействия в отношении своих детей. Наибольшее раздражение у родителей вызывают психологические проявления их ребенка (плаксивость, упрямство, невнимательность).

А чтобы не приходилось детей наказывать, говорите им о любви. Говорите, что любите их, когда они просят вас об этом и когда они меньше всего этого ожидают. Признавайтесь в любви друг другу, когда дети это слышат, пусть они учатся это делать открыто, без стыда, по велению сердца. Пусть знают, что они окружены и защищены любовью, пусть чувствуют, что любовь- это огромная сила, сродни магии и волшебства. Откуда, как не от нас впервые узнает ребенок о любви, о том, как выразить ее по-человечески, о том, что он испытывает? Какие еще показать маленькому человеку, что любовь- это нормальное состояние любви, общества, мира? Как, если несобственным примером утвердить право каждого любить и быть любимым? Быть любимым не за что-то, не вопреки, а просто по тому, что ты есть на белом свете. Этих простых слов не заменит человеку ничто, и как же трудно бывает их произнести в зрелом возрасте! Не потому ли мы так теряемся перед необходимостью озвучить свое чувство, что сами в свое время были вынуждены тянуть эти признания клещами. А ведь ничто не является такой радостью, таким всегда желанным подарком, как слова любви. Почему же мы скупимся на них для тех, ради кого готовы пожертвовать всем и достать луну с неба?

Если для вас нормально не скрывать своих чувств, не переставайте делать это только потому, что поймали недоуменный или ироничный взгляд. А если вам приходится преодолевать себя, преодолейте и будете вознаграждены. И вопрос- наказывать или не наказывать- отпадет сам по себе. В один прекрасный день ребенок подойдет к вам и скажет: «Я люблю тебя!»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!