Консультация для педагогов и родителей
«Помнить должен каждый - безопасность это важно»
Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется как одна из основных проблем человечества. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и детей основам безопасности жизнедеятельности, так как экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.
Всем нам – педагогам, родителям и воспитателям необходимо дать детям сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения; научить действовать в той или иной обстановке; помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, а также развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Лето – самое благоприятное время, когда необходимо использовать все имеющиеся возможности для оздоровления ребенка. Дети все больше времени проводят летом на улице, на даче с родителями, выезжают на отдых в лес и на водоемы.
Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций. Предупреждение детского травматизма – одна из самых актуальных проблем нашего времени. За жизнь и здоровье детей отвечают взрослые, и в первую очередь именно родители должны создать безопасные условия жизнедеятельности детей в летний период, сформировать у них навыки безопасного поведения и умения предвидеть последствия опасных ситуаций. Главное, что должны помнить родители – ни при каких обстоятельствах не оставлять ребенка без присмотра. Защитить себя и своих детей от многих проблем, которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.
Дети могут оказаться в неожиданной опасной для жизни и здоровья ситуации на улице и дома, и от того, как они отреагируют на нее, будет зависеть их физическое и психическое состояние.
Многие меры по обеспечению безопасности детей, могут показаться элементарными, однако, с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения. Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах , очень сложно. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как о этого зависят его здоровье и безопасность.
Однако безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, это проявление самостоятельности и ответственности, применение их в реальной жизни и на практике. Поэтому требования, предъявляемые в детском саду и дома должны быть едины. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют.
В детском саду педагоги проводя занятия по безопасности жизнедеятельности, игры, целевые прогулки, театрализованные представления, при помощи которых взрослые без нравоучений и назиданий вводят ребенка в мир, который таит в себе столько неожиданностей.
Как же обезопасить своего ребенка от опасности на прогулке летом?
Систематически проводите беседы, разъяснения с детьми на темы: «Лазание на деревья», «Опасность дорог», «Раны и ссадины», «Почему нельзя уходить далеко от дома?», «Плавать и утонуть», «Опасность пожара», «Ядовитые грибы», «Ядовитые травы», «Признаки отравления», «Тепловой удар. Что это?», «Укус насекомых».
Подберите соответствующую литературу с красочными иллюстрациями на данную тематику. Позвольте ребенку посмотреть картинки самостоятельно и сделать соответствующие выводы. Дополните его выводы своим личным примером из своего личного опыта, из опыта своих близких.
Организуйте совместные прогулки с ребенком к водоему, на луг с множеством растений, среди которых есть ядовитые. Расскажите об особенностях и лекарственных и ядовитых растений. Покажите насекомых, безобидных и опасных, расскажите, в чем заключается опасность. Подведите к водоему, расскажите о том, что купаться нужно только под присмотром взрослых и о правилах поведения и игры в воде.
Отправляйте на прогулку только в светлом головном уборе, сшитом только из натуральных тканей. Организуйте пребывание ребенка на свежем воздухе в утреннее и вечернее время, когда солнечная активность снижена. Чередуйте отдых на улице и в помещении. Следите за тем, чтобы в жару ребенок употреблял как можно больше жидкости, лучше всего чистой воды. Внимательно отнеситесь к выбору одежды, что избежать перегрева.
При совместных семейных походах приобщайте к «правильному отношению» к костру. Рассказывайте и показывайте, как правильно разводить и затушить за собой костер. Объясните, что костер разводится только взрослыми в специально отведенных и разрешенных для этого местах.
Учите быть внимательным на дороге, переходить дорогу только по пешеходному переходу и только после того, как убедишься в отсутствии приближающегося транспорта.
Учите осторожности, чтобы избежать травмы тела.
Подберите соответствующие познавательные мультфильмы, фильмы, просмотр которых и беседы помогут научить внимательности и осторожности.
Постарайтесь стать и быть самым близким и дорогим другом своему ребенку, чтобы все свои самые сокровенные страхи, опасения и мечты, он доверял Вам в первую очередь!
Наша задача максимально обеспечить защиту ребенка дома в детском саду и за его пределами, и быть готовыми оперативно отреагировать на любые возникшие проблемы. Ребенок должен знать базовые правила безопасного поведения, которые включают в себя такие подразделы, как «Я и окружающий мир» - знания о себе, «Опасности окружающей природы».
Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам дорожного движения, пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий.
Перед педагогами встает вопрос: как и какие мероприятия помогут детям освоить прави- ла безопасного поведения. Благодаря страницам интернета существует много коротких видео, мультипликация («Аркадий Паровозов спешит на помощь» о детских шалостях и поведении, кото- рые приводят к очень печальным последствиям. Просмотр помогает узнать знакомые ситуации, провести беседу, выяснить причины и сделать выводы.
Чтение художественной литературы «Кошкин Дом», К.Чуковский «Путаница», «Дядя Степа милиционер» и др, рассматривание иллюстраций, дидактических картинок «Как избежать неприятностей?», фотографий станут отличным помощником для создания рисунков, тематических совместных плакатов о правилах безопасности.
Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка,
аппликация помогают детям передать свои знания,
представления и впечатления о различных видах
безопасности которые должны соблюдать взрослые
и дети.
С помощью цветных карандашей, восковых
мелков и красок нарисовать сюжетные картинки, в которых главным становится грузовой и пассажирский транспорт и конечно пешеходы, Светофор- электрический прибор.
Помнить должен каждый, безопасность это важно!