Педагог-психолог рекомендует…
Консультация для педагогов и родителей на тему:
«Профилактика неврозов
у детей дошкольного возраста»
К сожалению, в наше время неврозами все чаще стали страдать не только взрослые, но и дети. Данная проблема нова и ещё является недостаточно распространённой и изученной среди многих семей. Многие родители не уделяют нужного внимания проявлениям нервного расстройства у ребенка, считая их капризами и явлениями, проходящими с возрастом. Но чтобы предотвратить течение невроза как можно быстрее, необходимо своевременно разобраться в состоянии ребенка и помочь ему.
Невроз – это функциональное обратимое расстройство нервной системы (психики), обусловленное длительными переживаниями, сопровождающееся неустойчивым настроением, повышенной утомляемостью, чувством тревоги и вегетативными нарушениями (сердцебиением, потливостью и др.).
Для многих будет удивительным фактом, но опасность невроза кроется не в его тяжести или неизлечимости (невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей просто не обращают внимания на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей. Но если признаки невроза у ребёнка вовремя не заметить и не принять соответствующие меры, он вряд ли вырастет гармоничным и счастливым человеком. Невроз может преследовать его и во взрослой жизни.
Неврозы представляют собой единую группу заболеваний, но проявления их могут быть разнообразными.
Отличительные особенности детских неврозов
Невротические расстройства разной степени выраженности встречаются примерно у трети детей, посещающих детский сад, и в еще большем проценте случаев - у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Такое распределение связано с психологическими переживаниями детей: в раннем возрасте, это процесс адаптации к детскому саду, в старшем дошкольном возрасте – подготовка к школе и принятие на себя роли первоклассника. Также по наблюдениям психологов у мальчиков тяжелые неврозы наблюдаются чаще, чем у девочек.
Хотя у детей, так же как у взрослых, причиной неврозов является психогения (травмирующие ситуации, психические переживания или эмоциональные потрясения), сравнительно большую роль в качестве дополнительного фактора у них играет врожденная функциональная и органическая недостаточность центральной нервной системы, клинически проявляющаяся в виде синдрома невропатии или конституциональной детской нервности, т.е. большая часть детских неврозов обусловлена физиологическими качествами нервной системы.
Течение неврозов у всех детей происходит по-разному, у кого-то более выражены истерики и психопатии, подкреплённые внешней возбудимостью и гиперреактивностью, другие дети наоборот закрываются в себе, становятся замкнутыми, подавленными, чувствительными к порицаниям.
Чаще всего родители и педагоги могут заметить такие изменения в поведении и характере детей:
плаксивость и чрезмерная чувствительность к стрессовой ситуации (даже на незначительные психотравмирующие события ребенок реагирует агрессией или отчаянием);
тревожно-мнительный характер, легкая ранимость и обидчивость (даже небольшое замечание может стать поводом для долгой истерики);
зацикленность на конфликтной ситуации (ребёнку трудно переключиться с одного эмоционального состояния на другое, поэтому истерика продолжается по времени дольше, чем обычно);
снижение памяти и внимания, интеллектуальных способностей (в период неврозов снижается концентрация внимания и способность выполнять какие-либо задания интеллектуального характера);
повышенная непереносимость громких звуков и яркого света (связано с повышенной возбудимостью нервной системы);
трудное засыпание, поверхностный, тревожный сон и сонливость утром (также и в период сна повышенная возбудимость нервной системы не даёт возможность отключить разум и перейти в полноценный сон);
повышенная потливость, учащенное сердцебиение, колебания кровяного давления (такие проявления невроза физиологического характера).
Причины возникновения детских неврозов
Считается, что главные причины развития неврозов в детском возрасте лежат в семье, в отношениях между ребенком и его родителями.
Выделяют следующие факторы, которые могут спровоцировать формирование устойчивого детского невроза:
1. Биологические. К таковым относятся особенности внутриутробного развития ребенка (недостаточность кислорода), возраст (критическими для возникновения невроза считаются первые 2-3 года жизни), хронические недосыпания, перегрузки в умственном и физическом развитии.
2. Социальные. Сложные отношения в семье, непререкаемый авторитет одного из родителей, выраженный тиранизм отца или матери, особенности ребенка как личности.
3. Психологические. К этим факторам можно отнести любое психологическое воздействие на ребенка отрицательного характера.
Важно отметить, перечисленные факторы не для каждого ребенка будут являться психологическим воздействием, несущим в себе психотравму. Например, одни дети даже и не обратят внимание на повышенный голос взрослого, другие же испытают панический страх перед своими родителями.
В основном причинами неврозов у детей становятся: неправильное воспитание, сложные отношения между родителями, развод родителей, семейные неурядицы даже бытового характера.
Профилактика неврозов
Профилактика неврозов у детей дошкольного возраста заключается в соблюдении следующих условий:
составление четкого распорядка дня и соблюдение рекомендованного режима;
правильное гармоничное питание;
занятия физкультурой или каким-либо видом спорта – часто именно спорт помогает вывести ребенка из невротического состояния;
частые прогулки на свежем воздухе;
проведение свободного времени не перед компьютером или телевизором, а в общении с родителями или друзьями.
Помочь детям избавиться от неврозов или не допустить их появление - это значит принять активное участие в их жизни. Достигается это совместной деятельностью, прогулками, детскими спектаклями, рисованием красками, увлекательными походами и различными спортивными мероприятиями. Любая совместная деятельность с родителями и сверстниками, подвижные игры, смех, шутки, чтение, разыгрывание сказок и несложных, придуманных детьми историй, способны создать эмоционально лучшие условия для детства, не омраченного страхами, с которыми не может справиться ребенок.
Многие психологи занимающие проблемой изучения особенностей детских неврозов, склоняются к мнению, что большую роль в возникновении детских неврозов играет психо-эмоциональная обстановка складывающая в семье, в которой проживает ребёнок.
Предложенные рекомендации ниже будут способствовать сохранению эмоционально-психологического состояния ребёнка и благополучно влиять на его психологическое здоровье:
1. Прислушивайтесь к желаниям вашего ребёнка: ребёнку важно видеть, что вы считаетесь с его мнением.
2. Занимайтесь вместе с ребёнком: рисуйте, лепите из пластилина, играйте.
3. Договаривайтесь с ребёнком: не ругайте ребёнка, если он что-то сделал не так, объясняйте ему правила поведения спокойно, умейте вместе разбирать причину его поведения.
4. Обращайте внимание на какие-либо изменения в характере и поведении: больше общайтесь с ребёнком, узнавайте, какое у него настроение.
5. Хвалите ребёнка, если у него что-то получилось, что раньше не получалось.
Детский сад выступает помощником для родителей в воспитании детей и приобщение родителей к жизни детского сада очень важно. Участие родителей в мероприятиях детского сада (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, тематические встречи) так же благоприятно влияют на укрепление детско-родительских отношений и психологическое здоровье детей в целом.
Вырастить здорового ребенка – одна из главных задач, стоящая и перед педагогами и перед родителями.
Для того, чтобы быть здоровым и жизнерадостным, ребёнку многое не надо, лишь бы взрослые были рядом, заботились о нем и любили!
Список литературы:
1. https://okeydoc.ru/neurosis/ электронный журнал ОкейДок
2. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1992.
3. Гарбузов В. И. К проблеме этиопатогенеза неврозов у детей.- В кн.: Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986. С. 39-41.
4. Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помошь родителей детям). «Респекс», СПб.: 1995.
5. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000.
6. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. СПб.: Питер, 2002.