СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей " Игры народов Сибири"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена консультация для родителей. Подвижные игры  являются одним из условий развития культуры человека. В них он осмысливает и познаёт окружающий мир. В них развивается их интеллект, фантазия, воображение.В консультации представлена  ценность значения игр. Также представлены подвижные игры по региональному компоненту.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей " Игры народов Сибири"»

«Подвижные игры народов Сибири»

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что подвижная игра – незаменимое средство пополнения человеком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры человека. В них он осмысливает и познаёт окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируется социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность человека в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Народные игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения, побуждают к осторожности и этим увлекают.

Подвижные игры древности

Самобытные игры народов Сибири впервые изучали Г.И. Потанин, М.Н. Хангалов, Б.Д. Очиров. В их работах показано влияние природных, климатических, географических, производственных и других особенностей на общественный уклад, культуру и язык народа. В древности в игре отражались лишь трудовые и бытовые действия. И не случайно первоначальные подвижные игры носили подражательный характер, имитировали повадки животных и птиц. По мере усложнения общественной жизни игры стали отображать многие сферы человеческой деятельности. Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку.

Изучением игр занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр.

Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь.

Подвижные игры народов Севера и Сибири не только развивали необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость, но и воспитывали характер – смелость, терпение, наблюдательность, что помогало выживать в суровых климатических условиях.

В народных подвижных играх и состязаниях ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции, представления о чести, смелости, мужестве, стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников. Выдающиеся деятели отечественной педагогики и культуры (К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Г.А.Виноградов и др.) призывали собирать и описывать народные игры и состязания, чтобы сохранить и передать следующим поколениям народные традиции, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.

Легенды и былины донесли до нашего времени сведения о том, что в древние времена у хантов существовали специальные площадки для игр и состязаний («яхтта-хар»), на которых собирались потягаться силой прославленные хантыйские богатыри. Часто в этих состязаниях принимали участие и другие народы. Богатыри состязались в беге, метании ногами каменных глыб, стрельбе из лука, переламывании костей различных животных.

Традиционные народные игры хантов были основным средством быстрого приобщения детей к трудовой деятельности (охоте, рыбалке, оленеводству, собирательству, ведению домашнего хозяйства). Дети до четырех–пяти лет играли игрушками, изображавшими орудия будущей промысловой деятельности (лодочками, нарточками, снаряжением для оленьей и собачьей упряжек и т.п.). Эти игры не имели строгих правил, а проектировали промысловую, хозяйственную деятельность взрослых. Но существовало много игр, целью которых было развитие только определенных физических качеств.

По мере взросления детей содержание игр усложнялось, возрастала так же нагрузка на организм. В играх дети реализовывали свою творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворяли потребность в общении со сверстниками, познавали окружающий мир.

В подростковом и юношеском возрасте игры в своем большинстве принимают характер состязаний, так как в этом возрасте мальчики начинают самостоятельно охотиться, ловить рыбу, пасти оленей.

Народные игры и состязания были популярными и у старшего поколения хантов. Игры и состязания способствовали укреплению здоровья старшего поколения хантов и позволяли на долгие годы сохранять оптимальную физическую подготовленность для успешного ведения промыслов, домашнего хозяйства.

Необходимо отметить, что очень часто в играх и состязаниях активное участие принимали девочки и женщины. Это, в первую очередь, было связано с тем, что в условиях полукочевой и кочевой жизни им приходилось выполнять тяжелую физическую работу, требовавшую от них соответствующего уровня физического развития и двигательной подготовленности, который достигался с помощью игр различного характера. У девочек и женщин существовали и свойственные только для них игры, которые в основном были направлены на эстетическое воспитание.

Характерной особенностью хантыйских игр: как для взрослых, так и для детей, является то, что они весьма разнообразны, их содержание подчиняется роду занятий и отличается нестандартностью движений. Они проводятся в любую погоду, даже в сильные морозы.

Говоря о комплексности и универсальности игр хантов, надо, прежде всего, отметить их главную роль – подготовку детей к труду, поддержание физической и профессиональной подготовленности у старшего поколения.

Теоретические предпосылки эффективного использования народных игр Сибири в физическом воспитании учащихся

«Лапта», «Казаки-разбойники», «Испорченный телефон», «Бояре» – эти и многие-многие другие игры всегда создавали радостное настроение, потому что в них много юмора, соревновательного задора. Их можно проводить в любое время года, во время досугов и развлечений.

Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространённость среди других народов.Русским народным играм свойственна гармоничность сочетания самобытного национального начала с колоритом национальных игр других народов. Этому способствует поразительное многообразие видов, разновидностей, вариантов многих игр (таких, например, как «Бабки», «Лапта», «Чижик», «Жмурки», «Салки»).

Наиболее элементарные из игр зародились ещё в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям» и др.).

Вместе с тем эти игры служили выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники»).

Многочисленные игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли...», «Лен», «Мак», «Капуста»).

Исследователями истории физической культуры установлено, что ещё в период с 6 по 8 век у древних славян существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в которую входили разнообразные игры и физические упражнения.

Русские педагоги и общественные деятели во все времена вели борьбу за признание важной роли народной игры в воспитании.

Заметное влияние на характер большинства бытующих сейчас подвижных игр оказывает спорт. Некоторые народные игры «Лапта», «Городки», переработаны в спортивные.

Возрождение традиционных народных праздников с применением игр стало характерным явлением в России. Наряду с почти повсеместными праздниками Русской берёзки, Первой борозды, Урожая, Проводами русской зимы и др. проводится все больше праздников, связанных с памятными местами. Например, в подмосковном селе Захарово, где когда-то юный Пушкин впервые познакомился с русской деревней, русскими играми и хороводами, уже традиционным стал Пушкинский праздник в день рождения поэта. Инициатор праздника Клуб друзей игры устраивает здесь массовые русские хороводы, любимые игры пушкинских времён.

Подобные примеры множатся, что говорит о больших, ещё не до конца использованных возможностях распространения русских народных игр.

Воспитательное значение народных подвижных игр

Подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр проводится на свежем воздухе, на широких пространствах, и ясно, что игры такого рода содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма.

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

По мнению А. П. Усовой, игры созданы народом так же, как и народные песни, сказки. На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной деятельности.

Е.А. Покровский отмечал, что в жизни русского народа различных видов игры с древнейших времён занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. В старину было особенно много игрищ с оттенком языческого культа, например, празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся обычно шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны и вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми.

На основе анализа национальных игр пришёл к выводу о том, что характер народа накладывает свой отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей.

Е.А. Покровский рассматривал игры как естественную форму физических упражнений, соответствующих психологическим особенностям детей. Детские подвижные игры, взятые из народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Е.А. Покровский писал, что игрушки и игры нередко оказываются средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призваний отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т. п.

Оздоравливающее, гигиеническое значение игр зависит ещё от интереса, чувства удовольствия, радости, сопровождающие игру. П.Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребёнок приобретает знакомство с привычками и обычаями местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребёнка, развития нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплинированности, товарищества. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил использовать подвижные игры в воспитании детей: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой».

Главное условие подвижных игр – развить фантазию ребёнка настолько, чтобы впоследствии он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Большое значение придавала использованию русских народных подвижных игр А. П. Усова. Она отмечала, что, прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того.

Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть русского народного творчества связана с язычеством, придававшим особую красочность русской народной культуре. Верования племён основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитая предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам.

В языческой культуре Древней Руси не существовало касты жрецов, жертвоприношения и молебны совершались любым человеком у жертвенников и статуй почитаемых тогда богов.

Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т. д.

Игра в это время была не просто досужим развлечением, но способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла, развивала способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.

Широко распространено было на Масленицу катание с ледяных гор. В Юрьевском уезде Владимирской губернии молодёжь каталась с гор на скамьях и буках – низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных.

Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта. В. Г. Григорьев пишет, что без этой подлинно народной игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной поры и более старших поколений.

Знаменитый русский писатель А. И. Куприн отмечал, что эта народная игра – одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны: находчивость, изворотливость, глубокое дыхание, верность своей партии (команде), внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твёрдость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят.

Одной из увлекательнейших детских народных подвижных игр с мячом, дошедших до наших дней, является штандер. Эта игра очень старая, в неё играли ещё в XIX веке. Играли в неё на улице, под открытым небом, играли мальчики и девочки вместе, возраст не имел значения.

Детские народные подвижные игры не только отражали обрядовые традиции, носили отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь различных слоёв населения. Замечательные игры «Красочки», «В горшки» являются ролевой имитацией купли-продажи на ярмарке, в торговой лавке, где разворачивается диалог покупателя и продавца, а финалом игры, как правило, является бег.

А вот любимая детская игра «Я садовником родился» показывает совсем другую жизнь. Она, видимо, пришла из города не раньше чем в XVIII веке, когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность «светских» отношений.

Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим, передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней. Кроме этого каждое поколение детей придумывало свои подвижные игры, которые можно было определить как современный детский игровой фольклор, например, игра в «Резиночку», в «Банки» и др.

Примеры подвижных игр

«Чиж»

Играют вдвоем на ровном открытом месте.

Для игры требуются бита — плоская палка в виде лопатки (длина — 75-80 см) и чиж — маленькая деревянная палочка с заостренными, закругленными или косо срезанными концами (длина — 10 см, толщина — 2-2,5 см).

На земле чертят круг с диаметром в один шаг — это город, кон. Затем договариваются о том, где будет поле, т. е. в какую сторону направлять полет чижа, выбивая его битой.

По считалке определяют, кому бить первому. Другой игрок становится водящим и идет в поле, чтобы ловить чижа.

Игра ведется на очки (например, до 50). Удачный удар по чижу — одно очко.

Игра с вращающейся верёвкой

Подготовка к игре: длинная верёвка

Описание игры:

Из числа играющих назначаются учащиеся, которые будут вращать верёвку. Остальные участники по сигналу должны пробежать, через крутящуюся верёвку.

Правила игры:

Играющие, пробегая через вращающуюся верёвку не должны её задевать.

Вариант игры:

Учащиеся выполняют пробегание через вращающуюся верёвку различными способами: в парах, взявшись за руки; стоя спиной друг к другу; в тройках…

«Тройной прыжок»

Подготовка к игре: ровная спортивная площадка, мел

Описание игры:

В спортивном зале проводится черта, играющие становятся за неё. По очереди они прыгают от черты вперёд: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры:

Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

«Перетягивание каната»

Подготовка к игре: канат.

Описание игры:

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат.

По сигналу «Раз, два, три – начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей.

Правила игры:

Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побеждённой.

Вариант игры:

Учащиеся выполняют перетягивание каната из различных исходных положений: сидя на полу, стоя спиной друг к другу…

«Стой, олень!»

Играющие находятся в разных местах утоптанной снежной площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

«Каюр и собаки»

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут друг другу навстречу, от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать надо только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

«Тюленьи бега»

Еще одно состязание в беге, на этот раз игроки подражают тюленям. Игроки располагаются на линии старта, руками поддерживая туловище и расслабив ноги. По сигналу игроки должны начать двигаться, используя только руки - их ноги волокутся за ними, словно хвост тюленя. Определите финишную черту или ограничьте время состязания.

«Зайцы и собаки»

Играющие выбирают двух-трех охотников, столько же собак, остальные – зайцы. Зайцы прячутся в кустах, собаки их ищут, лают на них и гонят к охотникам. Охотники пытаются попасть в зайцев мячами или снежками (зимой). Охотник, отличившийся наибольшим количеством попаданий, становится победителем. При повторении игры ребята меняются ролями. Правила игры. Время бросания в цель дети определяют самостоятельно. Кидать мячи надо играющим в ноги.

«Волк и олени»

Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

«Нанайские гонки»

В этой игре участвуют не менее 4-х игроков на коньках.

Играют по двое в парах. Встают лицом друг к другу, держась за руки, и начинают скользить по льду – один спиной, другой осторожно подталкивает его вперед. Добежав до заранее назначенного места, они меняются местами и скользят обратно – теперь уже тот, кто ехал спиной вперед, подталкивает своего партнера. Выигрывает та пара, которая быстрее всех сможет проехать туда и обратно.

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят.

Дзинь, дзинь.

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.

«Ручейки и озера»

Игроки стоят в пяти — семи колоннах, с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры.

Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

«Жмурки»

С помощью считалки выбирают водящего, ему завязывают глаза. Он должен догнать и задеть кого-нибудь из играющих, и тот, кого он задел, становится водящим. Далее игра продолжается тем же образом, но с новым водящим.

«Молчанка»

Все садятся и хором произносят:

Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Молчок!

Тому, кто не выдержит и засмеется, назначают фант и предлагают исполнить танец, спеть песенку и т. д.

«Прятки»

С помощью считалки выбирают водящего. Он закрывает глаза и считает до 10. Остальные играющие в это время должны спрятаться. Далее водящий начинает искать спрятавшихся игроков, и тот, кого он найдет первым становится водящим. Далее игра продолжается тем же образом, но с новым водящим. С помощью считалки выбирают водящего, ему завязывают глаза. Он считает до 10, а в это время все разбегаются и прячутся в комнате. Далее водящий пытается кого-нибудь найти, а играющие помогают ему словами «тепло», «холодно». В то время, когда водящий ищет, никто не имеет права передвигаться. Тот, кого водящий найдет первым становится новым водящим. Далее игра продолжается тем же образом, но с новым водящим.

«Пахари и жнецы»

По краям игровой площадки чертят два круга: один обозначает «ниву», другой — «пашню». Между кругами на равном расстоянии проводят черту. Все участники игры делятся на две команды. Одна команда — Пахари, она становится по одну сторону черты — где «пашня»; другая команда — Жнецы — становится по другую сторону черты — где «нива». В стороне стоит водящий. Пахари, обращаясь к Жнецам, поют:

Мы пашенку пахали,

Глубокие борозды махали.

Борозды — глубокие,

Полосы — широкие.

А вы жнецы худые —

У вас серпы тупые!

Жнецы отвечают:

У вас пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал,

На меже лежал,

На меже лежал,

Ворон считал.

А мы жнецы молодые,

У нас серпы золотые.

Мы жито жали,

Во снопочки вязали,

На ток вывозили,

Цепом молотили,

Зерно выбивали –

Стали с пирогами!

Тут же водящий подбрасывает брусок дерева (с одной стороны с корой, с другой – гладко выструганный). Упадет брусок вниз корой, а вверх гладкой стороной, водящий кричит:

«Раз, два, три – на ниву беги!»

По этой команде Жнецы бегут ни «ниву», а Пахари, перебежав черту, догоняют их, стараясь поймать. Жнецы, успевшие забежать на «ниву», пойманными уже быть не могут. Пойманные Жнецы переходят в команду Пахарей. Затем все возвращаются на свои места к черте. Водящий опять подбрасывает брусок, и игра продолжается. Играют до тех пор, пока одна из команд не переловит всех участников другой команды.

«Горшок»

На ровном и открытом месте ставят горшок, повернутый кверху дном и прикрывающий дары, предназначенные в награду удачливому игроку. В двадцати шагах от него располагается один из играющих. Ему завязывают глаза и дают палку в руки: задача в том, чтобы дойти до горшка и разбить его палкой. Каждому дозволяется перед завязыванием глаз вымерить шагами расстояние до горшка и встать лицом к нему. Но прежде чем двинуться, игрок должен три раза оборотиться на месте.

Когда игрок полагает, что дошел до горшка, он останавливается, ударяет отвесно палкою три раза и снимает повязку; если удары были удачны, игрок получает дары, положенные под горшок. Игра очень забавна. Уже при первом обороте обыкновенно утрачивают верное направление, а после третьего игрок настолько теряет ориентировку, что ему случается с места идти далеко вправо или влево от горшка, к большой потехе зрителей. Веселье наблюдающих еще больше увеличивается при сильных ударах по земле далеко в стороне от горшка. Каждый игрок употребляет различные средства, чтобы не сбиться при поворотах. Дозволяется все, кроме ослабления повязки. Горшок так редко разбивают, что в народных играх под него сажали иногда живого петуха.

«Иван» (старинная русская народная игра)

Для этой игры используется специальная считалка для выбора водящего: Иван с косой, Не ходи босой, А обутый ходи, Себе лапти сплети. Если будешь ты обут — Волки, лисы не найдут, Не найдет тебя медведь, Выходи, тебе гореть! Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе. «Звери» переговариваются с ним:

Иван с косой,

Не ходи босой,

А обутый ходи,

Себе лапти сплети.

Если будешь ты обут — Волки, лисы не найдут,

Не найдет тебя медведь,

Выходи, тебе гореть!

Остальные играющие называют себя различными зверями, кто волком, кто медведем, кто лисой, кто зайцем и т. д. «Иван-косарь» берет в руки палку или другой предмет, символизирующий «косу», и делает движения, как при косьбе.

«Звери» переговариваются с ним:

— Иван-косарь, что ты делаешь?

— Траву кошу.

— А зачем косишь?

— Коров кормить.

— А зачем коровы?

— Молочко давать.

— А зачем молочко?

— Сырцы делать.

— А зачем сырцы?

— Охотников кормить.

— А зачем охотников кормить?

— В лесу зверей ловить!

«Звери» быстро разбегаются кто куда, а «Иван-косарь» бежит их искать и ловить. Поймав кого-нибудь из «зверей», он должен отгадать, какой это «зверь». Если отгадает, пойманный выбывает из игры, а «Иван-косарь» ищет остальных спрятавшихся «зверей».

Заключение

Мы, дети, знакомясь с обычаями своих предков, с удовольствием играем в подвижные народные игры, чтим обычаи и традиции нашего народа, уважаем культуру других народов. Игра является составной частью народной культуры, питает человека. Трудно представить себе людей на земле, не имеющих своих игр.

Народные подвижные игры, в том числе и наши, игры Сибири вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов.

В народных играх много познавательного материала, содействующего развитию его мышления и самостоятельности действий.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Источники информации

В. Ф. Пугачёв «Городки» Издательство: Москва, «Физкультура и спорт» 1990

Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. «Игры и развлечения детей на воздухе» Издательство: Москва, 1983

Сем Т. Ю. «Традиционное воспитание детей и народов Сибири», сборник Издательство: Ленинград, «Наука» Ленинградское отделение 1988

Демчишин А. Д., Мухин В. Н., Смозола Р. С. «Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков»Издательство: Киев, «Здоровье» 1989

Л. В. Былеева, И. М. Коротков «Подвижные игры»Издательство: Москва, «Физкультура и спорт» 1982

С. Л. Садыкова, Е. И. Лебедева «Подвижные игры на уроках и во внеурочное время» Издательство: Волгоград, 2008

М. Ф. Литвинова «Русские народные подвижные игры»Издательство: Москва, «Просвещение», 1986



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!