Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56
Консультация для родителей
"Как привить ребёнку уважение к старшему поколению"
Подготовила:
Орехова Н.В.,
социальный педагог
г. Новочеркасск
2021 год
Брант Себастьян –
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому...»
Как часто мы, взрослые, забываем, что дети – это наше отражение. И часто можно услышать мнение, будто дети не умеют уважительно относиться к старшему поколению. А потому инциденты, когда подростки отказываются уступать место в общественном транспорте людям преклонного возраста, не помогают бабушке перейти дорогу, и порой просто невежливы и грубы со старшими, сегодня стали уже вполне обыденными. И это не может не вызывать беспокойство о подрастающем поколении. Но это совсем не означает, что у таких детей испорченный нрав с самого рождения. Просто в своей время, а именно в дошкольном возрасте, им не объяснили, как себя вести в таких ситуациях и не показали правильный пример. Поздно будет что-либо предпринять, когда они уже стали взрослыми, уважение нужно взращивать с самого рождения.
Ребёнок не будет уважительно относиться к своим родителям, если те в свою очередь, не уважают своих родителей. Уважение воспитывается в семье, ежедневно, ежечасно. Взрослым необходимо контролировать свои поступки, свои высказывания по отношению к своим родителям. Учить детей уважать бабушек и дедушек, чаще в их присутствии детей говорить о любви к своим родителям, о том, как много они значат в жизни каждого человека.
Самое главное, о чем должен помнить взрослый: маленькие дети практически во всем берут для себя за основу поведение родителей. Поэтому личный пример, с помощью которого вы, взрослые (родители), будете демонстрировать, как нужно уважительно обращаться с теми, кто старше вас, принесет наилучший воспитательный эффект. И начать здесь надо с вашей семьи. Не допускайте, чтобы ваш ребенок видел, как вы ругаетесь со своими родителями или родителями мужа/жены. Даже если отношения с ними по какой-то причине не сложились, вам необходимо приложить все усилия для того, чтобы малыш не заметил вашего раздражения или недовольства поведением старшего поколения. Старайтесь быть благожелательны в общении с ними, интересуйтесь их мнением, помогайте им по мере возможностей, и не забывайте находить поводы для теплых слов в их адрес. Также рассказывайте ребенку об их длинной жизни и просите сделать это бабушек и дедушек, когда они приходят к вам в гости или у вас проходят традиционные семейные встречи. Альбомы со старыми фотографиями, необычные истории из их прошлого – эти драгоценные моменты помогут сформировать у ребенка к старшему поколению уважение, гордость за них, и понимание, что, с одной стороны, их опыт может быть интересным и познавательным, а с другой, они в силу возраста уже нуждаются в определенном уходе. И не забывайте: как вы сейчас относитесь к своим родителям, так наверняка будет относиться к вам и ваш ребенок, когда вы станете пожилыми. Потому привитие уважения к старшим в семье – это, прежде всего, забота о самих себе в будущем!
Впрочем, лишь родственниками ваш пример, конечно, не должен ограничиваться. Поэтому старайтесь вести себя уважительно по отношению ко всем представителям старшего поколения. Пропускайте в очереди в магазине или поликлинике, уступайте место в автобусе, предлагайте помощь, если человек в чем-то нуждается (поднять с земли оброненную вещь, подать тяжелую сумку при посадке в транспорт – примеров множество). Причем желательно делать это не только тогда, когда они говорят об этом, но и без просьбы. И обязательно поясняйте ребенку, зачем вы это сделали: «Видишь, бабушке тяжело, надо было помочь, ей это очень приятно», «Дедушка уже старенький, ему сложно ждать приема к доктору, нужно его пропустить, а мы можем подождать вместо него, он это заслужил и будет за это благодарен…». Помогайте ребенку помогать старшим.
Но, естественно, только своим примером, какой бы он хороший ни был, научить чему-то ребенка сложно. Поэтому нужно больше обсуждать с ним способы уважения, поддержки и помощи людей постарше, а также активно вовлекать его в них всеми доступными способами. Например, вы не просто уступаете место в автобусе, а предлагаете сделать это именно вашему ребенку: «Ты не хочешь встать или пересесть ко мне на колени, чтобы бабушка посидела?». Ну, а если видите, что ребенок уже сам пытается помочь окружающим, всячески поощряйте это, отмечайте и хвалите его, что он молодец и поступает очень хорошо. Разумеется, необходимо пресекать и обратные образцы поведения «маленького человечка». Если он грубит в ответ на обращение старшего человека, игнорирует его, ведет себя бестактно, задавая ненужные или невежливые вопросы, стоит обозначить для него пределы допустимого, пояснив основные правила этикета. Не ругайте и не наказывайте его, это может вызвать озлобление, а четко и ясно доносите до детского сознания, что такое поведение для вас лично неприемлемо. А потому вы ждете от него извинений перед человеком, который старше его, и надеетесь, что впредь подобное не повторится. Постоянно видя, что хорошее, уважительное отношение к старшим получает высокую оценку и своих родителей, и других людей, ваш ребенок скорее начнет вести себя именно таким образом.
А еще ищите примеры не только из своего поведения или поведения ребенка, но и из окружающего его мира. Похвалите перед ребенком девочку, которая всегда первой здоровается со старшими, или друга по детскому саду, вежливо разговаривающего с воспитателем. Также выбирайте фильмы или сказки, где поддержка старших или пожилых людей показана с лучшей стороны. При этом обязательно после просмотра кино или прочтения такой книги обсуждайте их с малышом! Спросите у него, кто в книге главные герои, кто из них положительный, а кто отрицательный, как их поведение относительно старших помогло им либо помешало в чем-то и какую роль сыграло в разрешении сюжета. Такие беседы помогут вам сделать акценты на нужных моментах и донести до ребенка понимание того, что же такое хорошо, а что такое плохо в отношениях с людьми, которые уже прожили намного больше лет, чем сам ребенок. И тогда уважительное отношение к ним, без пренебрежения, будет для него привычным, естественным стандартом, нормой, к которой необходимо стремиться. А главное помните, что обучение идет постепенно, научить уважению к старшим быстро и легко не получится! Лишь кропотливая ежедневная работа в этом направлении в течение многих лет воспитает в ребенке правильный характер, который поможет ему выстраивать верные отношения со старшими людьми. Поэтому не переживайте, если поначалу что-то не получается, а просто наберитесь терпения. И вскоре вы заметите реальные изменения в поведении маленького человечка!
Еще один немаловажный нюанс: уважение нужно проявлять ко всем взрослым, но заслужили его, будем откровенны, далеко не все. Согласитесь, вряд ли действительно достоин его грубый человек, резкий, некультурный, ведущий себя в обществе неподобающим образом. И поэтому у малыша может возникнуть резонный вопрос: зачем уступать место ругающейся со всеми бабушке, чем она такая хорошая, что заслужила мое к ней почтение? Или почему надо пропустить вне очереди пожилого мужчину-скандалиста, который оскорбляет других людей? Вопрос этот на самом деле сложный. Пояснить маленькому ребенку, что надо уметь оценивать поведение других людей и соответственно реагировать на него, крайне сложно. А потому в этом возрасте будет достаточно сказать ему, что уважать надо, конечно же, всех старших. Но некоторые из них иногда могут вести себя по каким-то причинам не очень красиво или хорошо. Поэтому надо стараться помогать им, но, если они не ценят этого, лучше проявить терпение к ним и отойти в сторону, а не вступать с ними в ссору. Таким образом, вы научите его не беспрекословному подчинению старшим, а воспитаете в нем самостоятельного, тактичного, умного и чуткого человека.
Список произведений художественной литературы для детей по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольников
Рассказы:
1. «За обедом» С. Баруздин
2. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский
3. Л. Н. Толстой «Косточка», «Старый дед и внучек», «Лгун», «Котёнок», «Птичка», «Корова», «Два товарища»
4. «Крот и его друзья» З. Ежикова
5. «Как белочка дятла спасала» В. Сухомлинский
6. «Урок дружбы» М. Пляцковский
7. «Чук и Гек» (отрывки из повести) А. Гайдар
8. В. Осеева «Что легче», «Хорошее», «Кто хозяин?», «На катке», «Три товарища», «Сыновья», «Синие листья».
9. «Как Вовка праздновал день рождения» С. Лежнева
Стихотворения:
1. «Зеркало», «Хорошие товарищи» С. Михалков
2. «Девочка новая в детском саду» Н. Найденова
3. «Несли мы облако с собой», «Вовка-добрая душа» А. Л. Барто
4. «Яблоко» Я. Аким
5. «Кошка и варенье», «Ябеда-карябеда» Е. А. Алябьева
Литературные сказки:
6. «Яблоко» В. Сутеев
7. «Капустный лист» Е. Бехлерова
8. «Волшебная страна Вежливости» Е. А. Алябьева
9. «Путешествие эльфов в страну Грубости» Е. А. Алябьева
Русские народные сказки и сказки народов других стран:
1. «Два жадных медвежонка» (венгерская сказка)
2. «Соломинка, уголь и боб» (Братья Гримм)
3. «Упрямые козы» (узбекская сказка)
4. «Рукавичка» (украинская сказка)
5. «Госпожа Метелица» (немецкая сказка)
6. «Ленивая Бручолина» (итальянская сказка)
7. "Заюшкина избушка",
8. "Семь Симеонов",
9. "Сестрица Аленушка и братец Иванушка",
10. "Пузырь, соломинка и лапоть",
11. "Царевна змея",
12. "Что дальше слышно",
13. "Крошечка-Хаврошечка",
14. "Про Фому и про Ерёму",
15. "Репка»,
16. "Медведь и мужик"
17. "Морозко, Маша и медведь",
18. "Снегурочка", "Мороз",
19. "Солнце да Ветер",
20. "Лисичка-сестричка и волк",
21. "Лиса и журавль",
22. "Крылатый, мохнатый да масленый",
23. "Котофей Котофеевич", "Кот, петух и лиса",
25. "Кочеток и курочка",
26. "Доброе слово".