Консультация для родителей
«Как рассказать детям о блокаде Ленинграда»
Война для взрослого поколения – это очень личное, это касается близких
членов семьи – отцов, матерей, бабушек, дедушек. Для детей, которым сейчас 5-7- лет, это уже далекое прошлое. От того, как об этом будет рассказано, насколько
наглядно, понятно и доходчиво, зависит формирование мировоззрения ребенка, его взгляд на исторические события, его оценки современного мира. Вызывая у детей сопереживания далеким историческим событиям, можно надеяться на то, что они не вырастут равнодушными людьми.
Как и что рассказать детям о блокаде Ленинграда? Для того, чтобы правильно донести до детей весь ужас ленинградской трагедии, нужно самому проникнуться сопереживанием, сознанием глубины того горя, которое пережили люди в те страшные дни. Известный факт то, что вызвало сильные эмоции, запоминается лучше, ярче и надолго. Блокада Ленинграда – одна из самых тяжелых и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны.
О чем и, главное, в каком возрасте, начать с ними об этом говорить? А говорить, наверное, в первую очередь нужно о детях блокадного города, о ровесниках современных детей. О том, что город оказался в блокаде в сентябре
1941 года и освободили его только в конце января 1944 года. На 2 года и 4 месяца повзрослели оставшиеся в живых. Повзрослели на страшных 872 дня. Погиб
каждый седьмой житель Ленинграда. Без света, тепла, еды 3 холодных зимы. 125 граммов в день черного по цвету и горького на вкус хлеба. Дети перестали быть детьми в это жуткое время. Они вместе со взрослыми тушили зажигательные
бомбы, разбирали завалы, работали в госпиталях и на заводах. Специально для них делались маленькие скамейки-подставки, чтобы ребята могли доставать до
станков. Стук метронома днем и ночью, как стук сердца самого города. Когда прекратилось радиовещание, оставался в эфире метроном, как свидетельство того, что город еще жив. Когда освободили город, в нем оставалось 800 тысяч жителей.
Для того, чтобы правильно говорить с детьми на тему блокады, нужно очень серьезно и вдумчиво отнестись к использованию наглядного материала: фотографий, фильмов, картин, художественной литературы. Беседа с
дошкольниками о блокаде Ленинграда прежде всего должна быть построена так, чтобы ни в коем случае не травмировать психику ребенка. Исключать темы
насилия и смерти. Больше уделить внимания обороне Ленинграда. Помощи с большой земли. Можно рассказать о работе детей на заводах и в госпиталях.
Наглядно продемонстрировать памятники, посвященные блокаде, подчеркнув при этом необходимость бережного к ним отношения. Знакомство детей с
повседневной жизнью блокадников. Это могут быть фотографии рытья окопов, строительства заградительных сооружений, работы пожарников, очередей за хлебом, работе у станков. Цель этих бесед – вызвать сострадание к людям
исторического прошлого. По возможности следует найти привязки с современностью. Воспоминания ветеранов, письма, дневники и т.д.
Какие книги почитать детям о блокаде Ленинграда? Дошкольникам и младшим школьникам «Лист фикуса». Автор блокадница В.Н.Семенцова. Как
многие дети она оставалась дома одна, пока мама работала. Девочке было 4 года.
«Вот как это было». Автор Юрий Герман. «Кукла». Автор Г.Черкашин.
То, как мы относимся к прошлому, что мы о нем знаем и помним,
определяет нас в настоящем. Совершенно очевидно, что народ жив, если знает и помнит о своем прошлом. За последние десятилетия в нашей стране произошли глобальные изменения. Новое поколение граждан растет и воспитывается в новых реалиях. Для этого и необходимы такие уроки памяти. Не искажающие факты, а рассказывающие о реальных событиях реальными людьми. Не нужно давать свою
эмоциональную оценку всем тем ужасам ленинградской блокады. Нужно правдиво, доходчиво рассказывать об этом детям. Пусть они сами делают выводы и дают оценки. Рассказывая детям о страшных событиях Великой Отечественной войны, нужно, прежде всего, четко для себя понимать, зачем это нужно. Зачем детям знать подробности о немыслимых страданиях, выпавших на долю таких же, как они
детей. Вариантов ответов может быть много, но один из главных, что пока мы можем сопереживать чужому горю, мы остаемся нормальными людьми.