Консультация для родителей
Культура ребёнка начинается с семьи
Многие думают, что воспитывают своего ребёнка, только тогда, когда с ним разговаривает, поучают его, приказывают или угождают ему. Но воспитательный процесс происходит в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вы на работе. Как вы разговариваете с другими людьми, говорите о людях других профессий, как вы радуетесь, грустите, смеётесь, читаете, вяжете – всё это для ребёнка имеет огромное значение.
Ребёнок усваивает речь «семейным» способом, подражая близким, в первую очередь родителям, поэтому очень важно, чтобы он слышал не только правильную речь, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Часто родители называют сына «Сашка», а дочь «Машка». Или дают прозвища «Бубон», «Косебука». Ребёнок, конечно, не обижается, так как уверен в родительской любви. Речь некоторых ребят засорена оскорбительными кличками, но не придуманными самими, а позаимствованными у взрослых. Когда ребёнок слышит в семье «недотёпа», «оболтус», «балбес» - эти слова прочно оседают в его лексиконе и остаются там надолго, к сожалению не украшая его речь и не располагая к себе тех, кому они адресованы. Когда вы хотите сделать ребёнку замечание, то делайте это тактично, и не выговаривайте ему на людях, при его друзьях. Лучше это сделать наедине с ним и объяснить причину замечания. Малыш очень восприимчив ко всему, что его окружает, он искренен и непосредственен. Взрослые должны бережно относиться к слову, к своему собеседнику, знакомить с правилами речевого общения, сохранять всё доброе и чистое в ребёнке. Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей и способствует их взаимопониманию. Необходимо обращаться к своему ребёнку со словом «пожалуйста», благодарить его за помощь, высказывать родительское одобрение по поводу проявленной вежливости. Выражения «доброе утро, вечер, день», «спокойной ночи» являются неотъемлемой частью речевого этикета ребёнка. А слова «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», произносимые приветливо, с улыбкой вызывают ответную улыбку. Ведь мимика и интонация порой имеют больший смысл, чем содержание высказывания. Сердито произнесённое приветствие может быть воспринято как неприязнь. Слова приветствия – норма вежливости и показатель внимания к окружающим, способствуют установлению контакта, настраивают на дружелюбные отношения. Нужно приучить ребёнка, когда ему понадобится вещь другого члена семьи, спрашивать разрешения взять её. Ведь спрашивая разрешение, ребёнок тем самым выражает уважение к правам другого, а вежливая форма гарантирует успех. «Волшебное слово» известно нашим детям, но все ли им пользуются? Чаще напоминайте ребёнку, чтобы он не забывал слово «пожалуйста», обращаясь с просьбой к родным, близким и малознакомым. Есть ещё и слово «спасибо», которое ребёнок должен усвоить к двум годам. Когда двухгодовалый малыш обращается к взрослому на «ты», это мило, но к четырём годам он уже обязан обращаться к взрослым на «Вы». Нужно посоветовать своему ребёнку использовать такие выражения: «скажите, пожалуйста», «извините, пожалуйста», «будьте добры», а затем изложить свою просьбу или вопрос. С точки зрения речевого этикета предпочтительней называть своих родителей «мама» и «папа», а родителей своих родителей «бабушка» и «дедушка». Можно и ласкательно: «мамочка», «папочка», с уважением «отец».
Все мы стремимся к тому, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно в любой обстановке и речевой ситуации, чтобы легко вступал в диалог, мог с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, был внимательным слушателем, доброжелательным собеседником и добрым, умным, интеллигентным и коммуникабельным человеком.
И мы, родители, должны помочь освоить и усвоить правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего, так как основные проводники в мир речевой культуры – речевого общения только взрослые, от которых зависит организация содержательного детского общения. В культурной семье никто ни на кого не кричит, даже не повышает голос, так как уважает личность каждого члена семьи. Если на ребёнка кричат, он считает, что его не любят, стремится уйти из дома. Культура ребёнка рождается в семье, её не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если в доме царит грубость. Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребёнком правилами речевого общения. А развитие правильной речи – важное условие умственного развития ребёнка.