Консультация для родителей
«Маршрут выходного дня с семьей
в воспитании любви к родному краю»
Подготовил воспитатель: Иванченко Н.В.
Семья это место, где ребёнок получает свой первый социальный опыт, опыт общественного поведения. На примере близких формируются нравственные и духовные качества ребёнка. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.
Основным источником впечатлений детей дошкольного возраста является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогии выбор объектов, о которых следует рассказывать воспитанникам.
Любой уголок нашей страны неповторим. В одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь представление о героях гражданской и Великой Отечественной войн, защищавших их родной край.
Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, в полях и т. д., они всегда готовы помочь друг другу;
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д.;
- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;
- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, стихи о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому.
Во время прогулок в лес, в поле к реке взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но в конечном счете и нравственные. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего отечества. Это чувства должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятие «родина», «государство», «общество».
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье.
Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств и др.
Семья - первый коллектив ребенка. И в нем он должен чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он частица большого коллектива - детского сада, школы, а затем и нашей республики, страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь природу, приобщаться к культуре родного края. Чтобы воспитать духовно - нравственное поколение нам необходимо действовать сообща, совместными усилиями: детский сад, семья, общественность.
В современном обществе наблюдается снижение внимания к воспитанию детей со стороны родителей, их самоустранение от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Именно поэтому появилась и начала внедряться новая теория совместной работы семьи и ДОУ, в основе которой лежит идея о том, что воспитание детей - это обязанность и ответственность родителей, а все социальные институты должны помогать и дополнять их воспитательную работу.
Организация совместных мероприятий – достойная замена проведению времени у компьютеров и телевизоров. Это одна из лучших форм организации, как досуга дошкольника, так и его образования.
Дети очень рады провести время с родителями, тем более, когда всю неделю они проводят большую часть времени в детском саду. Они нуждаются в общении с родителями и с нетерпением ждут выходных.
Конечно же, выходной день предполагает интересное времяпрепровождение. Все будет зависеть от того, что предпочитает ваш ребенок, и каков его возраст.
Кроме домашних игр, просмотра мультфильмов, обычной прогулки на детской площадке обязательно должно присутствовать какое-то особенное событие: поход в парк, лес, поездка в областной город для посещения цирка, детского развлекательного центра, зоопарка.
Достижением положительного результата будет являться счастливая радостная улыбка на лице вашего ребенка, его звонкий громкий неумолкаемый смех!
В настоящее время все больше внимания уделяется нравственно- патриотическому воспитанию детей. С этой целью разработана одна из инновационных технологий – образовательный маршрут выходного дня.
Разработка «Образовательных маршрутов выходного дня» – является инновационным и эффективным способом организации сотрудничества и взаимо-действия с родителями, вовлечения семьи в единый образовательный процесс.
Целью разработки «Образовательных маршрутов выходного дня» является повышение интереса к изучению родного края: его культуры, истории, людей; воспитание любви, уважения, чувства гордости и ответственности за свою малую Родину; укрепление здоровья детей через сотрудничество педагогов с семьями.
Цель предусматривает решение определенных задач:
- создание условий для физического и эмоционального развития ребёнка в ДОУ и семье;
- формирование активной деятельности родителей в воспитании детей, повышение их степени участия в педагогическом процессе;
- гармонизирование отношений родителей и детей с помощью организации совместных мероприятий;
- обобщение и систематизация знаний о родном крае;
- расширение детского кругозора;
- формирование представлений у детей о достопримечательностях города;
- ознакомление детей с географическим расположением родного города;
- воспитание любви и чувства гордости за город, в котором живем.
«Образовательный маршрут выходного дня» может использоваться для детей всех возрастов. Возраст ребенка определяет направленность маршрута.
Младшие дети еще с трудом представляют себе город. Поэтому целесообраз-нее начинать с экскурсий по ближним улицам.
У старших дошкольников знаний о родном городе намного больше. Значит, начинаем знакомить их с историей города и его достопримечательностями. Рассказываем об известных людях, имеющих отношение к нашему городу, внесших вклад в его развитие или культуру.
Поскольку эта работа ведется педагогами детского сада, важно, чтобы и родители работали в этом направлении. Потому как не всегда они имеют возможность присоединиться к совместной экскурсии.
Всей семьёй можно посетить в нашем городе краеведческий музей и картинную галерею. Создать интерес к музею необходимо задолго до его посещения:
расскажите ребёнку о музее, о специалистах, которые работают в нём, о правилах поведения;
задайте ребенку вопросы: « Хотел бы ты узнать, какой музей находится в нашем городе? Хотел бы побывать в нём?»
Посещения музея и подготовка к этому событию должны создавать у ребёнка праздничное настроение. И вы, родители, должны располагать необходимой информацией, чтобы ответить на детские вопросы или обратится за помощью к экскурсоводу. Посещение краеведческого музея поможет познакомить детей с родным городом, его историей, где они увидят макет крепости Петровска, рассмотрят одежду, посуду, предметы быта наших предков. В музее часто про-ходят выставки экспонатов других музеев страны. Старайтесь их не пропускать, расширяя тем самым кругозор детей, полезно организуя досуг.
В картинной галерее вы можете открыть ребёнку мир красок, пробудить эстетические чувства, вместе с ним пережить прекрасные минуты наслаждения. Обратите внимание ребёнка на множество картин, а детально и внимательно рассмотреть две три картины. Систематическое посещение музея и галерею вместе с ребёнком позволит вам приобщить малыша к искусству, научит видеть красоту окружающего мира, воспитать любовь к родному городу, гордость за него, создать доброжелательное и доверительное отношение в семье.
Таким образом, совместными усилиями возможно решение многих важных проблем и задач воспитания и образования наших дошкольников.