СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей о развитие навыков самообслуживания у детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей о развитие навыков самообслуживания у детей с ОВЗ»

Консультация для родителей на тему:

«Развитие навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья»

















Начиная, с рождения и в течение дошкольного возраста у детей с ОВЗ возникают определенные трудности в развитии навыков самообслуживания. Поэтому наша с вами задача – научить его хотя бы элементарным навыкам самообслуживания.

        • Начинать обучение следует с приема твердой пищи, затем густую пищу.

  • Следует использовать небьющиеся чашки и тарелки.

  • Ложку и вилку иметь с пластмассовыми рукоятками, так как такие приборы меньше скользят по поверхности стола.

  • Тарелку необходимо закрепить.

  • Если ребенок не может держать ложку в руке пальчиками, нужно научить держать ее в кулаке.

  • А если ребенок совсем не может держать ложку, то необходимо держать ее вместе с ребенком и направлять ему в рот.

  • Можно немного направить ложку, держа ребенка за локоть.



При обучении приему пищи следует использовать такие приемы: показ, игровые упражнения с куклой, чтение потешек и художественного слова. Если не получается с первого, второго и даже третьего раза, нельзя отступать. Терпеливо показывайте ему раз за разом, то, что от него требуется сделать, помогайте ему.

На первом этапе обучения приему пищи ребенок должен усвоить три навыка:

  • Подносить ложку ко рту.

  • Возвращать ложку в миску;

  • Встаньте за спиной ребенка и вложите ему в руку ложку, обхватите его руку своей рукой и понемногу зачерпывающими движениями справа на лево (если ваш малыш левша, зачерпывайте пищу слева направо) зачерпывайте пищу из тарелки, отправляйте ложку в рот.

  • Поднесите ложку к его рту и дайте ему съесть ее содержимое. Скажите: «Хорошо! Ты ешь ложкой».

  • Опустите ложку в миску и дайте ребенку время проглотить пищу.

  • После того как он съест четыре или пять ложек, положите ложку на стол и сделайте небольшой перерыв.

Движения должны быть медленными, подкрепленными словами похвалы. Со временем, когда его движения станут уверенными, начинайте потихоньку отпускать его руку непосредственно возле рта. И вы увидите, как он сам взял с нее кашу губами. Это маленькая победа! Так, постепенно, убирая свою руку на каждом этапе, вы добьетесь того, что он станет самостоятельно кушать. Может быть, он станет сопротивляться, будьте настойчивы, не прекращайте занятия, но и не ругайтесь при этом. Со временем он начнет делать то, что вы от него добиваетесь.

Итак, пришло время переходить к следующему шагу.

  • Положив свою руку на руку ребенка, доведите ложку до его рта. Отпустите его руку. Позвольте ему съесть содержимое ложки и вынуть ложку изо рта. Снова положите свою руку на его и возвратите ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!».

  • Отпустите его руку в тот момент, когда ложка будет почти у рта. Позвольте ему поместить ложку в рот, съесть то, что в ней было, и, вынув ложку изо рта, немного опустить ее. Затем снова положите свою руку на его и возвратите ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!».

  • Уберите свою руку в тот момент, когда ложка будет примерно на середине пути ко рту. Пусть ребенок сам донесет ее до рта, съест содержимое и пронесет полпути назад, к миске. Затем снова положите свою руку на его и помогите возвратить ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!»

  • Отпустите его руку, как только поможете ему набрать пищу в ложку. Дайте ему самому донести ложку до рта, съесть ее содержимое и возвратить ложку в миску. Снова положите свою руку на его, и вместе с ним наберите пищу в ложку. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!».

Повторяйте все пункты этой части программы, пока ребенок не закончит есть, а затем — во время четырех или пяти последующих приемов пищи или до тех пор, пока вы не почувствуете, что малышу на этом этапе необходима ваша физическая помощь.

Теперь ваш ребенок усвоил все действия, кроме одного, необходимого — он еще не может зачерпнуть ложкой еду. Это шаг самый трудный. Когда вы сочтете нужным меньше помогать ему на этом этапе, вам нужно будет не убирать свою руку, а продолжать держать руку ребенка, но все менее крепко, до тех пор, пока он не научится зачерпывать еду сам, с почти незаметной вашей помощью. После этого направляйте уже не его кисть, а сначала запястье, потом локоть, и то лишь при необходимости. В конце концов, совсем отпустите его руку, и он будет все делать сам!

  • Чтобы обучить ребенка пить из чашки, в качестве тренировки научите его пить через соломинку.

  • А теперь подберите подходящую чашку.

  • Можно использовать чашку с двумя ручками, большим обхватом и оплавленным краем. Упражняйтесь также в одностороннем поддерживании чашки.

На примере закрепления навыков приема пищи можно обучить его и другим, жизненно необходимым навыкам.

Важно при обучении ребенка самостоятельному приему пищи важно помнить и о развитии общегигиенических навыков: мытье рук до и после еды (с мылом и без), вытирание рта и рук салфеткой. При обучении удобнее всего использовать чередование действий ребенка и взрослого. Напоминать ребенку важность чистого и аккуратного приема пищи, умение всегда поддерживать порядок и чистоту на столе, умение вовремя пользоваться салфеткой. Если ребенок не умеет жевать с закрытым ртом и пища падает, надо пользоваться тканевой салфеткой и нагрудником. Постепенно затем убирать их и учить ребенка есть аккуратно.

Учим ребенка мыть руки.

  • Взрослый открывает кран, ребенок подставляет руки под воду, взрослый берет мыло, вкладывает его ребенку в руки, и помогает намылить их.

  • Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого трет руки друг о друга.

  • Далее малыш должен смыть мыло, потерев руки, одновременно подставив их под струю воды.

  • После того, как взрослый закрывает кран, малыш сам берет полотенце и с помощью взрослого вытирает руки.

  • Полотенце взрослый и ребенок вешают вместе.

  • Постепенно, по мере совершенствования общих навыков мелкой моторики, ребенок начинает самостоятельно совершать все большее число операций, а доля участия взрослого уменьшается.

Позже, когда у ребенка образуются отдельные умения, нужно усложнить требования – учить открывать и закрывать кран, пользоваться мылом, полотенцем. Постепенно нужно научить детей чистить зубы, умываться, вытираться, причесываться. Дети с желанием играют с водой, быстро усваивают навыки умывания. Свои навыки они закрепляют в игровой деятельности с куклами и игрушками.

Учим ребенка одеваться. Прежде всего, необходим правильный подход к выбору одежды. Нельзя применять скользящий материал, а также материал с шероховатой поверхностью (может вызвать раздражение кожи).

При выборе одежды учитывайте следующее:

  • практикуйте широкие вырезы, большие отверстия для головы, например для сорочек, трусы с ослабленной резинкой;

  • приемлемы пуловеры с эластичными вырезами для шеи; с эластичными манжетами. Желательны застежки на липучках.

  • Одежда должна быть свободной, чтобы ее можно было легко надевать.

  • Сложные предметы одежды (например, сарафаны, блузы, пуловеры особо модного пошива — у девочек, у мальчиков — брюки с молнией) не надо ни покупать, ни носить.

  • Лучше давать ребенку не перчатки, а рукавицы, которые можно связать лентами, чтобы не терялись.

В качестве головного убора используйте шапку с шарфом как один предмет одежды (при минимальных затратах — максимальная целесообразность).

Одевание в положении сидя является наилучшим.

  • При одевании в сидячем положении самое главное — обеспечить равновесие. Если ребенок не может самостоятельно сидеть, необходима поддержка, например, следует наклонить его за спинку вперед.

  • Если он в состоянии сохранить равновесие, можно сразу начинать с упражнений, тренирующих самостоятельное одевание и раздевание.

  • Сначала тренируют сидячее положение. За этим следуют сгибательные и разгибательные движения рук, их движения относительно друг друга.

При всех движениях руки, а также при поднятии рук над головой или при их движении к затылку нельзя терять контроль над положением головы и туловища. Некоторые дети склонны к реактивному выпрямлению бедер и колен, и к падению назад — это можно предотвратить, наклоняя туловище вперед и сгибая ноги в коленях. Так как ступни очень легко отрываются от пола, а частые самопроизвольные движения способствуют взмахам ног, эту реакцию надо устранять, нажимая на колени и сводя ноги ребенка.

Ребенок с ОВЗ, может самостоятельно раздеваться, одеваться, расстегивать и застегивать пуговицы, расшнуровывать и зашнуровывать ботинки, застегивать или завязывать шапку, пользоваться ложкой носовым платком, зубной щеткой, расческой, умываться, мыть руки, вытираться. Поэтому, не бездействуйте, и не надейтесь на то, что когда-то он сам поймет, как есть, одеваться, сходить в туалет. Не научив ребенка элементарным навыкам самообслуживания, вы научите его быть инфантильным, абсолютно неприспособленным к жизни.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!