Азбука для родителей
(наиболее часто задаваемые вопросы)
«РОДИТЕЛЬ ВСЕГДА ДОЛЖНИ СПРАШИВАТЬ СЕБЯ: нв ЧЕМ МОЯ ВИНА В СОЗДАВШЕЙСЯ СИЛУМ И ПРОСИТЬ ПРОЩЕ! МЯ ЗЛ СВОЮ ОШИБКУ, ОВЪЯСЧ ШВ РЕБЕНКУ истиј l|lY10 ДОСТУП! ЮМ ЕМУ ЯЗЫКЕ, РЕБЕНОК ВСЕГДА ПРОСТИТ И БУДЕТ УЧИЛСЯ НА клждоИ ОШИБКЕ, (ЛУУЛЕ ВИИЛМА)
ЛЕТИ ЭТО 10 В НАШЕЙ БИОГРАФИИ, КОТОРОЕ НЕЛЬЗЯ ВЫВЕСТИ, ОТ НАС ЛИШЬ
ЗЛВИСИТ. КАКОГО ОНО ЬУјџзт ЦВЕТА,., (НЕИЗВЕСТНЫЙ)
ВЫ ГОВОРИТЕ: ДЕТИ Ш УТОМЛЯЮТ, ВЫ ПРАВЫ. ВЫ ПОЯСНЯЕТЕ: НАДО ОПУСКАТЬСЯ ДО ИХ tlOlI}l'lMtA, ОПУСКАТЬСЯ, НАКЛОНЯТЬСЯ, СГИБАТЬСЯ, СЖИМАТЬСЯ.
ОШИВАЕТЕСЬ, Ш ОТ ТОГО МЫ УСТАЕМ, Л ОТ ТОГО, ЧТО НАДО ПОДНИМАТЬСЯ ДО ИХ
ЧУВСЈЛЗ. l10Jll ШМЛТЬСЯ, СТы [ОВИТЬСЯ НА ЦЫПОЧКИ, ТЯНУТЬСЯ, ЧТОБЫ НЕ ОБИДЕТЬ.
(ЯНУШ КОРЧАК)
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ СТОЛЬ ЖЕ ТРУДНЫ И СТОЛЬ ЖЕ
ДРАМАТИЧНЫ, КЛК ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮБЯЩИМИ, (МОРУА)
ВАМ НЕ УДАСТСЯ НИКОГДА СОЗДАТЬ МУДРЕЦОВ, ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ УБИВАТЬ В ДЕТЯХ
ШАЛУНОВ,(ЖАН ЖАК РУССО)
СЕРДЦЕ МАТЕРИ .„-., ЭТО БЕЗДНА, В ГЛУБИНЕ которой ВСЕГДА НАЙДЕТСЯ
ПРОЩЕНИЕ. (БАЛЬЗАК)
ДЕТЯМ ДАРИТЬ НУЖНО НЕ ТОЛЬКО ЖИЗНЬ, НО И ВОЗМОЖНОСТЬ ЖИТЬ. (СУХОРУКОВ)
ДАЖЕ ЕСЛИ ОТЕЦ И МДТЬ ЛЮБЯТ РЕБЕНКА ОДИНАКОВО, КАЖЕТСЯ, ЧТО ОТЩ ЛЮБИТ
МЕНЬШЕ. НО ЭТО ЛИШЬ ПОТОМУ, ЧТО ЕМУ ПРИХОДИТСЯ СКРЫВАТЬ ЧУВСТВА, РАДИ
ХОРОШЕГО ВОСПИТА1 МЯ, (ГАРУН АГАЦАРСКИЙ)
Если подросток нс хочет учиться?
В подростковом возрасте учеба кажется ребенку скучной, однооброной. Занятия в школе и дома отрывают ет от возможности провести время
(пообщаться с приятелями, посидеть за компьютером).
область знаний большс вест привлекает подростка, помогитс ему примснить этот интерес на практике. Можно договориться с учителем, чтобы он дм ребенкт задание подготовить доклад или сделать гвету по интересующей его теме.
Факт: интересно то, чт получается, а лучше всего получается что интересно. • Спрашивайте школьника, что именно он изучает в данный момент по тому или иному предмету. • Задавайте вопросы по теме. Признайтесь, что вы чего-то не знаете или плохо помните. Попросите объяснить вам.
• Можно спровоцировать обсуждение каких-то учебных тем совместным просмотром фильма о
животных или спектакля, можно «подсунуть» ребенку учебник по занимательной физике или химии. • Проявляйте интерес к учебной деятельности ребенка, например, ищите нужные книги или информацию в Интернете.
Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и др.
2. Если подросток влюбился? Если подросток влюбился, это чувство становится самым важным для нет» на данный периол жизни. Переживания подростка
показаться наивными и несерьезными, а
буквально змлсстываст буря чувств: радость и воој№иевление
сменяются сомнением и отчаянием. Лучшее, что
мы можем сделать для своет ребенка в такой ситуации — постараться его понять. Полезно вспомнить свою первую любовь: свои чувства, свое поведение, поступки. Первая любовь — это прекрасное чувство, и пусть у вашет ребенка сохранятся самые светлые воспоминания о ней. Никогда не насмехайтесь над чувствами ребенкщ не обесценивайте их. Будьте готовы выслушать ребенка: и его переживания, и его восторги. Не критикуйте ни объект влюбленности, ни самого ребенка (избегайте фраз типа, «первая любовь — это не серьезно», «да у тебя таких еще тысячи будут», «мы тебя предупреждали»).
З. Если ребенок итрссустся только компъкп№ром?
Доказано, чп) занятия на компЬКТРС ускоряют развитнс памяти, внимания, тонкой моторики, формирутот у рсбснка ощупенис собственной успешности. Однако,
СЛИШКОМ длительное силсние за компьютсром способно
состоянии здоровья ребенка, особенно страдают зрение и осанка. Поэтому важно правильно организовать место и время компьютерных занятий, соблюдая все требования к безопасности и режиму (удобные стол и стул, специальный защитный экран, рсуярные 15—20минутные перерывы). Главное, чтобы компьютер ПоЛностЬю не заменил живое общение с друзьями и родными. • Плохо, если компьютерная реальность становится единственной, которая
создает подростку ощущение психологического комфорта. • Больше всех компьютерной зависимости подвержены дети, которые плохо приспосабливаются к действительности: имеющие серьезные проблемы в школе, неуспешные в учебе, отвергаемые сверстниками. • Если вы подозревате, что у подростка развилась компьютерная зависимость, то необходимо срочно обратиться за помощью к специалисту — психологу или психотерапевту.
Помогите ребенку стать успешным в реальной жизни, тогда ему не нужно будет самоутверждение в виртуальной реальности. Не позволяйте компьютеру стать единственным другом подростка. Пусть компьютер просто займа место среди остальных его увлечений и занятий. Компьютер не должен быть ни средством наказания, ни средством поощрения подростка. Пусть у него сформируется
отношение к компьютеру как к вспомогательному и обыденному прибору.
4. Если рсбснок связался с шюхоИ комПШШСИ? Нередко даже послушные, домпипшс деги начинают «за компанию» курить, выпивать энергетические н алкосольные напьггки, совершать асоцишп,ные поступки (воровтгь, участвовать в драках). Дело в том, тгго полроспж так сильно нужлпегся в компании сверстников, сму так важно, «ггобы сго глсыго
мали и ценили, что он пороп бывпег весьма нсрмборчив в выборе друзсИ, Чтобы быть «споим», ребенок готов совершать различные проступки и нарушать правила, установленныс по взрослом обшесгас, Твкжс причиной противоправного повеления можсг быть желание рсбснкп доказать окружающим. что он уже взрослый. А может быть, ребенку просто скучно? Иногла доМ хочется совсршкть что-то рискованное, погому что им нечем заняться. Для прелсгврашсния псчальных инцидекгов следует заранес направо бурную энергию подростков в мирное русло. Не допускайте, •ггобы ребенок ничем нс увлекался, не знал, чем занять себя в свободнос время. Существует множество увлекательных видов спорта, в которых выброс адреналина нс меньше, ато и больше, чем при совершении хулиганского поступка, — горные лыжи, мотогонки, альпинизм.
Будьте внимательны к друзьям подростка, Важно, чтобы ребенок не дружил с кем-то только из страха остаться в одиночестве.
Объясните ребенку, что настоящий друг никогда не будет шантажировать его, угрожтгь и запугивать. Привсдкте примеры из собственной жизни или из книг.
Учите дегей не поддаваться на провокации со стороны сверстников. Объясните ребенку, что он может и должен уметь отказать сверстнику, если ему неприятно или нс хочется что-то делать. Заранее обсудите с ребенком подобную ситуацию, подскажите, как можно ответить, чтобы выйти ю нее с доиоинством.
Научкге подростка делиться с вами проблемами. Ребенок должен знать, что вы поддержите его в любой ситуации.
Если вы узнали, что ваш ребенок смог отказаться от участия в хулиганской проделке, —
это повод чтобы гордиться им, ведь он повел себя как Личность.
Подавайте ребенку личный пример здорового образа жизни: занимайтесь спортом, откажитесь от вредных привычек.
Расскажите подростку о неообратимых последствиях употребления никотина, алкоголя и наркотиков, покажите фильмы и статьи. Это иногда впечатляет лучше любой нотации.