Консультация для родителей
«Поговорим о заикании»
Подготовил: учитель-логопед МКДОУ д/с №14
г. Усть-Катав, Челябинская область
Подшивалова Татьяна Владимировна
Цель консультации: ознакомить родителей с приемами речевого дыхания при заикании у дошкольников.
Заикание – нарушение речи, характеризующееся частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение
Большинство современных исследователей сходятся во мнение, что заикание – внешнее проявление невротических, эмоциональных, речевых нарушений.
Чаще всего заикание встречается у детей в возрасте от 2 до 5 лет. В этот возрастной период у ребенка формируется фразовая речь. Вероятность заикания увеличивается: если заикается кто-то из родственников; у аллергиков; при частых респираторных заболеваниях; при нарушение внимания (речь теряет ритмичность).
Заикание может возникнуть остро, то есть внезапно, вследствие психической травмы – испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни – или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев.
Бывает, что временами ребенок говорит хорошо, но вдруг что-то происходит и наступает ухудшение в речи. Обычно его связывают со временем года (весной и осенью запинки усиливаются), временем суток, после перенесенного заболевания. Речь может ухудшаться и улучшаться без видимых причин. Волнообразность характерна для течения заикания.
Обратиться за помощью по лечению заикания можно к психиатру, психоневрологу, логопеду. Однозначной схемы лечения не существует, и она индивидуальна. Но все равно самую большую помощь ребенку оказывают родители, потому что именно они находятся с ним в непосредственном контакте на постоянной основе. Врачи лишь могут дать рекомендации и назначить курс лечения.
В данной статье родители могут найти советы, как помочь своему ребенку справиться с заиканием.
Советы родителям.
1. Ребенку необходимо проводить расслабляющий массаж лица и шеи; расслабляющую гимнастику для губ и языка.
2. Делать упражнения на развитие длительного выдоха: дуть на различные легкие предметы (вата, ручка, полоска, игрушки на воде). Надувать воздушные шары, выдувать мыльные пузыри.
3. Петь гласные звуки: «а, у, о, э, ы, и», петь гласными парами: «ао, уа, иу, уо».
4. Говорить слова, предложения, фразы шепотом, а затем громко.
5. Проговаривать знакомые стихи, делая хлопок на ударный слог и выделяя его голосом.
6. Учить стихи затем рассказывать его вместе с ребенком, затем вместе проговаривать только первое слово в строчке, затем это стихотворение ребенок рассказывает самостоятельно.
7. В конце каждого занятия с ребенком проводить психологическую гимнастику для воспитания уверенности в себе: ребенок улыбается и говорит: «Я учусь говорить красиво и правильно, я буду говорить красиво и правильно, я молодец!»
Такие довольно простые советы могут помочь ребенку облегчить его недуг, а затем и вовсе от него избавиться.
Уважаемые родители!
После каждого занятия обязательно хвалите своего ребенка, ведь для него так важно знать, что у него все получается и что он делает все правильно.