СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Причины нарушения звукопроизношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей " Причины нарушения звукопроизношения"

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Причины нарушения звукопроизношения"»

Консультация для родителей

Причины нарушения звукопроизношения.

Правильное звукопроизношение усваивается ребёнком на основе подражания речи взрослых. К 3-4 годам он улавливает на слух различие между собственным несовершенным произношением и произношением взрослых и "подтягивает" своё произношение к этому образцу. Хорошо, если образец правильный, потому что в противном случае ребёнок скопирует дефектную артикуляцию. Этим и объясняются нередкие случаи "семейной картавости", которые родители пытаются объяснять наследственностью.

Закономерности, которые необходимо знать родителям:

1. Звуки речи усваиваются ребёнком по принципу от лёгкого к трудному.

-На 1-2-м году жизни ребёнок произносит только гласные звуки А, О,Э и губные согласные П, Б, М (в артикулировании последних язык вообще не участвует). Именно из этих звуков и состоят самые первые слова ребёнка: мама, папа, баба.

-В период от 2 до 3 лет ребёнок усваивает гласные звуки И, Ы, У и следующие группы наиболее простых по артикуляции согласных: Ф, В (губно-зубные, в образовании которых язык тоже ещё не участвует); Т, Д, Н (простейшие по артикуляции переднеязычные звуки, требующие лишь простого поднимания кончика языка к верхним губам); К, Г, X (заднеязычные, тоже простые по артикуляции) и звук Й.

-В возрасте от 3 до 5 лет происходит усвоение сначала свистящих звуков С, 3, Ц, а потом шипящих Ш, Ж, Ч, Щ. Эти группы звуков уже гораздо более сложны по артикуляции, для их образования необходимы тонкие и дифференцированные движения языка, определённое положение губ. Не случайно у многих детей именно на этих звуках впервые проявляются патологические нарушения звукопроизношения.

-В возрасте 5-6 лет ребёнок овладевает артикуляцией самых сложных согласных звуков, к которым относятся Р и твёрдое Л. Правильное артикулирование этих звуков предполагает очень тонкую и точную работу мыщц языка. У детей с хорошо развитой речевой моторикой эти звуки могут появиться и раньше, но в то же время даже у взрослых людей встречается дефектное произношение именно этих звуков.

2. Артикуляторно трудные звуки усваиваиваются не сразу, а путём последовательного использования различных звуков-заменителей. Так, например, ребёнок раннего возраста звук С заменяет на Т ("танки" вместо санки); звук Ш заменяется на Т ("тапка" вместо шапка, а затем на С ("сапка" вместо шапка).в данном случае-это возрастное косноязычие, если же эти звуки будут заменяться межзубным произношением, то здесь уже речь идёт о нарушении звукопроизношения.

3. "Возрастное косноязычие" проявляется или полным отсутствием некоторых звуков в речи ребёнка (пропуском их, или их заменой другими звуками, но правильно произносимыми. Например, при полном отсутствии звука Р ребёнок говорит "ыба" вместо рыба, а при замене его другим звуком - "йиба" или "лыба" вместо рыба.

4. Не позднее 5-6-летнего возраста период "возрастного косноязычия" заканчивается. Все звуки произносятся ребёнком правильно. Иногда встречаются случаи "задержанного возрастного косноязычия", когда звуковые замены сохраняются у детей несколько дольше. Неправильное произношение выражается в звуковых заменах, а не в искажении звуков; поэтому требуется помощь специалистов.

В чём же причина патологических нарушений звукопроизношения?

Одной из причин может быть неправильное строение артикуляторного аппарата. Например, картавое Р не всегда, но часто возникает из-за короткой уздечки языка (подъязычной связки). Ребёнок не имеет возможности поднять кончик языка к верхним альвеолам и поэтому вынужден артикулировать этот звук в задней части ротовой полости. Произношение свистящих и шипящих звуков часто страдает из-за неправильного строения челюстей и зубов, не позволяющего обеспечить необходимое для правильного звучания очень небольшое расстояние между верхними и нижними резцами. Во всех подобных случаях нужно своевременно принимать меры по устранению имеющихся у ребёнка анатомических дефектов.

Другая причина, приводящая к дефектному звукопроизношению, заключается в наличии у детей парезов (т. е. слабости) отдельных мышц языка. Ребёнок не вполне владеет своим языком и не может выполнять артикулярные движения точно и в полном объёме. Если парезы мышц языка выражены достаточно сильно, то нарушается произношение сразу многих звуков; в таких случаях речь ребёнка становится невнятной и даже родители иногда понимают её с трудом.

Таким образом, искажённое произношение звуков у ребёнка любого возраста свидетельствует о необходимости обращения к специалистам. Чем раньше будет оказана специальная помощь, тем быстрее и успешнее нормализуется у него звукопроизношение. "Задержанное возрастное косноязычие", выражающееся в полном отсутствии звуков или в звуковых заменах, обязательно должно быть устранено до начала обучения ребёнка грамоте.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!