СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема публикации посвящена профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста. Представлен перечень игр для детей.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста"»

Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с письмом и чтением. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими школьными предметами. В последние годы значительно возросло количество таких детей. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения. Специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма – это дисграфия. Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.

Причины дисграфии:

  • наследственная предрасположенность: (наличие у родителей нарушений письменной речи. Дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах);

  • патологические факторы (вредное воздействие): пренатальный (дородовой период жизни ребенка); натальный (в момент родов);  постнатальный (после родовой период);

  • функциональные причины (воздействие биологических и социальных факторов): длительное соматическое заболевание; неправильная речь окружающих; дефицит речевых контактов;  двуязычье в семье;  недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых.

Эти факторы задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе письма и чтения. Как же проявляется дисграфия в младших классах? Упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок, дети не пользуются заглавными буквами и знаками препинания, путают схожие буквы, имеют плохой почерк, пишут медленно.

Основные формы дисграфии:

  • артикуляционно-акустическая: ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение пишет так, как говорит (рак-ак, лавка-вавка, чайка-тяйка);

  • акустическая форма: смешивает на письме буквы, обозначающие – звонкие и глухие звуки (булка-пулка), козочка-косочка); – свистящие и шипящие звуки (санки-шанки, яйцо-яйсо); – мягкие и твердые звуки (письмо-писмо, любит-лубит);

  • аграмматическая форма: – аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетаний, предложе- ний, текста. Пропуск членов предложения. – не согласование в роде и числе (желтая солнце); – не изменяют слова по падежам, родам, числам (вижу рысю, два рыся);

  • дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза: – пропуски букв, слогов; – перестановки букв и слогов; – недописывание слов; – написание лишних букв в слове; – повторение букв и слогов; – контоминация – в одном слове слоги разных слов (красная сумка – красика); – слитное написание предлогов, раздельное написание приставок;

  • оптическая дисграфия (на письме): – замены графически сходных букв; – зеркальное написание букв; – искажения написания букв;

  • дизорфография: – стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на письме (несмотря на знание соответствующих правил).

Специальные игры и упражнения, которые будут способствовать профилактике и коррекции дисграфии:

  1. «Что звучит?» – сначала контрастные по звучанию предметы (бубен-дудочка), а затем близкие по звучанию (большой колокольчик-маленький колокольчик);

  2. «Где звучит погремушка?» (колокольчик, бубен и др.)

  3. «Догадайся, что это?» – узнавание и дифференциация шумов (шуршание бумаги, фольги, ткани и т.д.);

  4. «Громко-тихо» – дифференциация громко и тихо звучащих предметов (тихо – присесть, громко – поднять руки вверх);

  5. «Какие звуки нарушают тишину?»;

  6. «Кто услышит больше звуков?» – прислушаться к звукам вокруг и назвать, что слышно (звуки леса, луга, улицы);

  7. «Найди коробочки, которые звучат так же» – в коробочки насыпаны разные виды круп, монетки, пуговицы);

  8. «Жмурки с колокольчиком» – водящий ловит играющих на звук колокольчика;

  9. «Деление слов на слоги» – приседание, прохлопывание, шаги по количеству слогов в слове;

  10. «Повтори цепочку звуков, слогов, слов»;

  11. «Поймай звук» – дети сигнализируют, если услышат нужный звук;

  12. «Собери слова в корзинку» – дети называют слова на заданный звук;

  13. «Найди место звука» – используются домики с окошками, которые обозначают место звука в слове: начало, середина, конец;

  14. «Разложи картинки» – Оле – картинки, название которых начинается со звука О, а Ире – со звука И;

  15. «Сколько гласных (согласных) в слове?» – используется звуковая линейка;

  16. «Зрительные диктанты» – нарисовать столько кружков (квадратиков, овалов), сколько звуков в слове;

  17. «Какая картинка лишняя?» – все предметы на картинках начинаются на определенную букву, а один предмет на картинке – на любую другую букву;

  18. Дорисовывание, складывание букв из счетных палочек, лепка из пластилина, обводка, выкладывание из круп, рисование на песке».

  19. «Узнай, какие здесь буквы» – «зашумленные» рисунки (буквы наложены друг на друга)

  20. «Угадывание букв по написанному в воздухе или на ладошке изображению»;

Разнообразные и насыщенные игрой задания помогают сохранить интерес к занятиям, а это главное условие успешной работы по профилактике и коррекции дисграфии.

Источники:

  • https://konkurs-kids.ru/konsultacija-dlja-roditelej-na-temu-rannjaja-profilaktika-disgrafii-v-doshkolnom-vozraste-uchitel-logoped-1kk-temirova-zarina-nikolaevna/?ysclid=lt6zpv9ymu139909275

  • http://mdou74.beluo31.ru/profilaktika-disgrafii-i-disleksii-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/?ysclid=lt6zr84vfb67956250

  • https://www.prodlenka.org/stati-obr/rabota-s-roditeljami/16409-konsyltaciya-dlya-roditelei---ychitelya-logopeda-abashinoi-ev-profilaktika-disgrafii-y-doshkolnikov-s-onr




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!