Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с письмом и чтением. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими школьными предметами. В последние годы значительно возросло количество таких детей. Проблема нарушения письма и чтения – одна из самых актуальных для школьного обучения. Специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма – это дисграфия. Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.
Причины дисграфии:
наследственная предрасположенность: (наличие у родителей нарушений письменной речи. Дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах);
патологические факторы (вредное воздействие): пренатальный (дородовой период жизни ребенка); натальный (в момент родов); постнатальный (после родовой период);
функциональные причины (воздействие биологических и социальных факторов): длительное соматическое заболевание; неправильная речь окружающих; дефицит речевых контактов; двуязычье в семье; недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых.
Эти факторы задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе письма и чтения. Как же проявляется дисграфия в младших классах? Упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок, дети не пользуются заглавными буквами и знаками препинания, путают схожие буквы, имеют плохой почерк, пишут медленно.
Основные формы дисграфии:
артикуляционно-акустическая: ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение пишет так, как говорит (рак-ак, лавка-вавка, чайка-тяйка);
акустическая форма: смешивает на письме буквы, обозначающие – звонкие и глухие звуки (булка-пулка), козочка-косочка); – свистящие и шипящие звуки (санки-шанки, яйцо-яйсо); – мягкие и твердые звуки (письмо-писмо, любит-лубит);
аграмматическая форма: – аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетаний, предложе- ний, текста. Пропуск членов предложения. – не согласование в роде и числе (желтая солнце); – не изменяют слова по падежам, родам, числам (вижу рысю, два рыся);
дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза: – пропуски букв, слогов; – перестановки букв и слогов; – недописывание слов; – написание лишних букв в слове; – повторение букв и слогов; – контоминация – в одном слове слоги разных слов (красная сумка – красика); – слитное написание предлогов, раздельное написание приставок;
оптическая дисграфия (на письме): – замены графически сходных букв; – зеркальное написание букв; – искажения написания букв;
дизорфография: – стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на письме (несмотря на знание соответствующих правил).
Специальные игры и упражнения, которые будут способствовать профилактике и коррекции дисграфии:
«Что звучит?» – сначала контрастные по звучанию предметы (бубен-дудочка), а затем близкие по звучанию (большой колокольчик-маленький колокольчик);
«Где звучит погремушка?» (колокольчик, бубен и др.)
«Догадайся, что это?» – узнавание и дифференциация шумов (шуршание бумаги, фольги, ткани и т.д.);
«Громко-тихо» – дифференциация громко и тихо звучащих предметов (тихо – присесть, громко – поднять руки вверх);
«Какие звуки нарушают тишину?»;
«Кто услышит больше звуков?» – прислушаться к звукам вокруг и назвать, что слышно (звуки леса, луга, улицы);
«Найди коробочки, которые звучат так же» – в коробочки насыпаны разные виды круп, монетки, пуговицы);
«Жмурки с колокольчиком» – водящий ловит играющих на звук колокольчика;
«Деление слов на слоги» – приседание, прохлопывание, шаги по количеству слогов в слове;
«Повтори цепочку звуков, слогов, слов»;
«Поймай звук» – дети сигнализируют, если услышат нужный звук;
«Собери слова в корзинку» – дети называют слова на заданный звук;
«Найди место звука» – используются домики с окошками, которые обозначают место звука в слове: начало, середина, конец;
«Разложи картинки» – Оле – картинки, название которых начинается со звука О, а Ире – со звука И;
«Сколько гласных (согласных) в слове?» – используется звуковая линейка;
«Зрительные диктанты» – нарисовать столько кружков (квадратиков, овалов), сколько звуков в слове;
«Какая картинка лишняя?» – все предметы на картинках начинаются на определенную букву, а один предмет на картинке – на любую другую букву;
Дорисовывание, складывание букв из счетных палочек, лепка из пластилина, обводка, выкладывание из круп, рисование на песке».
«Узнай, какие здесь буквы» – «зашумленные» рисунки (буквы наложены друг на друга)
«Угадывание букв по написанному в воздухе или на ладошке изображению»;
Разнообразные и насыщенные игрой задания помогают сохранить интерес к занятиям, а это главное условие успешной работы по профилактике и коррекции дисграфии.
Источники:
https://konkurs-kids.ru/konsultacija-dlja-roditelej-na-temu-rannjaja-profilaktika-disgrafii-v-doshkolnom-vozraste-uchitel-logoped-1kk-temirova-zarina-nikolaevna/?ysclid=lt6zpv9ymu139909275
http://mdou74.beluo31.ru/profilaktika-disgrafii-i-disleksii-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/?ysclid=lt6zr84vfb67956250
https://www.prodlenka.org/stati-obr/rabota-s-roditeljami/16409-konsyltaciya-dlya-roditelei---ychitelya-logopeda-abashinoi-ev-profilaktika-disgrafii-y-doshkolnikov-s-onr