СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей с церебральным параличом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей с церебральным параличом»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Сенсорное воспитание детей с церебральным параличом»»

Консультация для родителей

« Сенсорное воспитание детей с церебральным параличом»

Сенсорное воспитание – это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, во-первых, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно эти знания он может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т.д.), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И наконец, сенсорное воспитание способствует расширению и обогащению словаря ребенка.

У детей с церебральными параличами формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного предметного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание, являющееся основой сенсорного развития ребенка, уже с первых месяцев его жизни развивается аномально и, в сочетании с ограниченностью практического опыта, становится одной из причин нарушения формирования высших психических функций.

Основными задачами сенсорного воспитания детей с ДЦП являются:


  • Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т.д.).


  • Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов и мышечно-суставного чувства.


  • Формирование полноценных представлений об окружающем мире.


  • Развитие сенсорной культуры ребенка.


  • Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти) и коррекция их нарушений.


  • Развитие речи, перенос полученных знаний на словесный уровень, обогащение словаря ребенка.




В работе по сенсорному воспитанию детей с ДЦП можно выделить несколько разделов.


  1. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений.


  • формирование представлений о цвете предметов;


  • формирование представлений о форме предметов;


  • формирование представлений о величине предметов;


  • формирование и коррекция пространственных представлений;


  • формирование временных представлений.


  1. Развитие и коррекция тактильного восприятия.


  2. Развитие и коррекция слухового восприятия.


При организации работы по совершенствованию зрительного восприятия необходимо включать задания и упражнения для тренировки функций мышц-глазодвигателей, плавного прослеживания, расширения поля зрения.


  • Для улучшения функций мышц-глазодвигателей следует предлагать упражнения на развитие зрительно-моторной координации, на улучшение фиксации взора.


  • Для тренировки плавного прослеживания в разных направлениях необходимо использовать такие игры, как «солнечный зайчик с зеркальца», «последи за самолетом» и т.д., последовательный показ картинок, расположенных горизонтально и вертикально.


  • Специальная тренировка полей зрения может включать упражнения в устойчивости фиксации взора при изменении положения головы и туловища, плавное прослеживание глазами при неизменном положении головы.


При развитии зрительного восприятия работа начинается с обучения выделять из окружающей обстановки идентичные предметы. Необходимо сформировать у ребенка способность фиксировать внимание первоначально на одинаковых предметах, а затем на одинаковых картинках. Далее можно переходить к обучению подбирать парные предметы, составлять картинки из трех-пяти частей.

Особую группу составляют упражнения, направленные на воспитание дифференцированного зрительного восприятия. Эти упражнения предполагают анализ контурных, перечеркнутых, перевернутых и недорисованных изображений. Большой успех у д етей имеют дидактические игры, направленные на узнавание целостного образа по деталям, нахождение изображения предмета на зашумленном фоне. Эта работа очень важна в период подготовки к школе, так как в силу недифференцированности зрительного восприятия дети долго путают при чтении и письме буквы и цифры, сходные по начертанию. Развитие дифференцированного зрительного восприятия является профилактикой нарушений чтения и письма, которые выявляются у большинства детей с ДЦП при овладении школьными навыками.

Для улучшения восприятия цвета следует использовать упражнения с набором геометрических фигур, разных по цвету, но одинаковых по величине и форме, которые нужно выделять в группы по цвету – игра «Разложи по цвету». Для формирования представлений о цвете предметов большое значение имеют такие задания, как выбор цвета при раскрашивании контурных изображений знакомых предметов, составление цветных узоров, орнаментов из бумаги. Очень важно, чтобы ознакомление с цветом находило отражение в расширении колоративной лексики ребенка. В ходе занятий по формированию представлений о цвете дети должны научиться: отбирать предметы указанного цвета; группировать предметы по цвету; передать реальный цвет предметов в продуктивной деятельности; определять сходство и различие между предметами на основе сравнения по признаку цвета (огурец – зеленый, снег – белый), а также знать названия основных цветов и оттенков.

В работе по сенсорному воспитанию большое место отводится формированию представлений о форме. При ознакомлении детей с плоскостными и объемными геометрическими фигурами необходимо опираться на двигательно-кинестетический анализатор. Дети должны не только увидеть различия, но и ощутить их при манипуляциях с фигурами. Очень важным этапом является формирование зрительно-тактильного восприятия, когда ребенок сначала знакомится с фигурой на ощупь, а затем рассматривает ее. При ознакомлении с плоскими геометрическими фигурами необходимо включать задания на обведение фигур указательным пальцем, рисование этих фигур пальцем, смазанным гуашью, обведение геометрических фигур по трафаретам и т.п. Для закрепления знаний о форме можно в качестве дидактических игр использовать «Почтовый ящик». Эти же задачи решаются в играх «Подбери по форме», «Геометрическое лото», «Геометрическая мозаика». Хорошие результаты дает также изготовление аппликаций из геометрических фигур: это могут быть орнаменты на бумаге из фигур разной формы или вклеивание в образец соответствующих по форме фигур при составлении сюжетной картинки.

В ходе занятий по формированию представлений о форме дети должны научиться: правильно выбирать подходящую геометрическую фигуру для определения формы реального предмета; группировать предметы по форме; определять сходство и различие между предметами на основе сравнения по признаку формы (яблоко – круглое, стол – квадратный); составлять геометрические формы из 2-х, 3-х, 4-х частей, а также из заданного количества палочек; знать названия геометрических фигур и употреблять их в собственной речи.

Для развития представлений ребенка о величине можно использовать различные игры-упражнения со строительными материалами – постройки башен, домиков и т.п. В быту, в игровой и конструктивной деятельности усваиваются и закрепляются понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий». В играх «Построим матрешек по росту», «Построим лесенку» дети учатся построению сериационных рядов и усваивают понятия «выше-ниже», «длиннее-короче» и др., словарь пополняется прилагательными в сравнительной степени. В ходе занятий по формированию представлений о форме предметов дети овладевают словесным обозначением размера предметов и умением определить размер предметов при их сравнении, пользоваться способами сравнения предметов, группировать предметы по величине.
Формирование временных представлений особенно затруднено у детей, неспособных к самостоятельному передвижению, т.к. жизненный опыт их крайне ограничен, жизнь течет монотонно и мало изменяется в зависимости от дня недели и времени года. Они не имеют возможности регулярно наблюдать сезонные изменения в природе, а режим дня однообразен и не дает возможности конкретизировать представления о частях суток. Для формирования временных представлений у детей с ДЦП целесообразно использовать такие игры-упражнения, как рассматривание и обсуждение серий картинок, фотографий, изображающих деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени (части суток), игры "Когда это бывает", "Назови соседей ночи". При проведении этих игр хорошо использовать цветовые символы для обозначения разных частей суток. При формировании понятий "неделя", "сегодня", "завтра", "вчера" можно использовать календарь, изготовленный из листков разного цвета, особенно выделяя субботу и воскресенье. При изучении времен года, месяцев также желательно сделать календарь. Он может быть в виде часов, где каждое время года представлено своим цветом или картинкой с изображением сезонных изменений в природе. Особое значение в овладении временными представлениями имеет систематическое наблюдение за явлениями природы, деятельностью людей, изменениями в жизни птиц и животных в разное время года, в разные части суток. Очень важно конкретизировать временные единицы через собственную деятельность детей, в первую очередь через режим дня, что особенно важно для детей, не посещающих дошкольные учреждения. К началу школьного обучения дети должны знать временные эталоны и их характеристики.

У подавляющего большинства детей с церебральными параличами имеет место нарушение тактильного восприятия и стереогноза (узнавания предметов на ощупь). Для коррекции этих нарушений целесообразно проводить игры "Волшебный мешочек" или "Узнай, что это". Необходимо иметь несколько различных наборов предметов, которые должны быть дифференцированы по форме, величине, тяжести, фактуре материала. Важно дать детям возможность определить предмет сначала более сохранной рукой, а затем пораженной. Для закрепления образа предмета, полученного на основе тактильного восприятия, желательно потом воспроизвести этот образ в продуктивной деятельности - слепить, нарисовать. В ходе работы по формированию тактильного восприятия дети должны научиться: выбирать предметы на ощупь, правильно соотносить их форму и величину; различать на ощупь ткани разной фактуры; узнавать предмет по обводящему движению пальцем; различать поверхности предметов; определять температуру предметов, пользуясь соответствующим словарем.



Успехов!








































Консультация для родителей


«Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха

у детей с ДЦП»



У детей, страдающих церебральным параличом, нередко длительно сохраняется недостаточность слухового восприятия, выражающаяся в нарушении возможности локализации звуков в пространстве, что связано в одних случаях с двигательной недостаточностью, а в других со снижением акустической установки на звуки. Нарушение слухового восприятия в значительной степени задерживает развитие понимания речи. У детей с ДЦП страдает также слуховое внимание, фонематический слух, при нарушении которого дети не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию. Например, они могут однотипно воспринимать на слух такие слова как коза-коса, дом-том и т.д. Коррекция этих нарушений в дошкольном возрасте очень важна, так как является важным этапом подготовки к овладению грамотой.

Для развития акустической установки на звуки и голос человека, развития слуховых дифференцировок, формирования понимания речи предложите ребенку различные звуковые раздражители (погремушки, игрушку «птичка» - звуки у них различны по высоте и силе звучания). Разговаривайте с ребенком певучим голосом, меняя его силу от громкого до шепота, добивайтесь от ребенка сосредоточения и акустической установки на голос. Для развития слуховых дифференцировок разговаривайте с ребенком, меняя тон с ласкового на строгий и наоборот, при этом старайтесь вызвать адекватные эмоции: улыбку, настороженность, плач, гримасы обиды и т.п.

Стимулируйте возможность локализации звука в пространстве не только на звуковые раздражители, но и на имя ребенка. Постепенно вводите звуки, различающиеся по высоте, силе, длительности. Если ребенок слышит, улыбается, но не может повернуть голову в сторону звука, то это движение выполните за ребенка пассивно.

Во время занятий с ребенком стимулируйте произнесение звуков, имеющихся у ребенка, с одновременным показом сюжетной игрушки. Например, показ мишки сопровождайте громким сердитым звуком «а» с глубокой; задней артикуляцией этого звука (похожим на рычание); показ куклы, которую укладывают спать, сопровождайте звуком «а», но певучим, длительным, ласковым; показ зайца с оторванным ухом сопровождайте жалобным, монотонным звуком «а» (заяц плачет), и так далее.

В ходе занятий по развитию слухового восприятия дети должны научиться:


  • различать неречевые и речевые звуки, голоса близких и друзей, звуки, издаваемые домашними животными и птицами;


  • различать звуки, издаваемые на различных музыкальных инструментах;


  • определять близкое и далекое звучание музыкального инструмента;


  • определять направления в пространстве по звуку без зрительного сопровождения;


  • воспроизводить, отхлопывая в ладоши, простейшие ритмы;


  • усвоить понятия громко-тихо, высоко-низко, быстро-медленно и использовать их в речи.

Комплекс упражнений по развитию слухового внимания,
слуховой памяти и фонематического слуха

Упражнение 1. Ребенку предлагается послушать звуки за окном, во время прогулки на улице. Что шумит? (Деревья). Что гудит? (Машина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеется? (Девочка). Ребенку предлагается послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из кухни.

Упражнение 2. На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка, детское пианино, металлофон. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Ребенок озвучивает игрушки самостоятельно, внимательно слушает, различает звуки. Затем ребенок отворачивается. Малышу нужно только на слух без зрительной опоры определить, что звучит, указать на игрушку. Взрослый называет каждый звучащий предмет. Количество предметов увеличивается постепенно, от двух до пяти и более. Предложите ребенку дать такое же задание вам, попробуйте «ошибиться». Заметит ли это ребенок?

Упражнение 3. Взрослый отхлопывает, отстукивает в бубен, проигрывает на металлофоне определенный ритмический рисунок (ритм). Ребенок прислушивается. Ему предлагается попробовать повторить. Ритмические рисунки даются начиная с простых, далее в порядке усложнения. (Например: один длинный - пауза - три коротких.)

Упражнение 4. Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

Одни и те же реплики: «Кто сидел на моем стуле?

«Кто ел из моей чашки?»

«Кто спал в моей постели?»

«Кто же был в нашем доме?» и т.п.

произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах.

Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, взрослый предлагает ему показать соответствующее изображение на картинке.

Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Упражнение 5. Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Дети кричат: АУ (громко), АУ (тихо). Собака лает: АВ (громко), АВ-АВ (тихо).

Кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, лягушка квакает, ворона каркает, овечка блеет и т.п.

Упражнение 6. Предложите ребенку картинки, где названия некоторых предметов имеют схожее звучание. Назовите их и попросите ребенка показать на картинке, например:

Покажи, где:

- усы, уши

- коза, Лиза

- ветка, клетка

- лимон, вагон

- ком, дом

Важно научить ребенка произносить и различать звуки, а также выделять их из слова, затем упражнять его в делении слова на слоги. Обучая ребенка различению на слух звуков родного языка, начинать нужно с различения гласных звуков:

Взрослый показывает ребенку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: "Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и." Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок угадывает, кого он слышит.

Объясните ребенку, что в слове слова идут друг за другом, что слоги звучат неодинаково: один из них, ударный слог, произносится громче и протяжнее остальных. Обратите внимание ребенка на то, что слова бывают длинные и короткие. Проговаривая короткое слово (дом), взрослый хлопает в ладоши 1 раз, произнося длинное слово (барабан) - 3 раза, и объясняет, что часть слова называется слог и в слове дом 1 слог, а в слове барабан 3 слога.

Обучение звуковому анализу звучащей речи предполагает формирование следующих умений:


  • определение линейной последовательности звуков в составе слова;


  • определение местоположения звука (в начале, конце или середине слова);


  • определение количества звуков в слове.



Успехов!



Список используемой литературы

1. Архипова, Е.Ф.Логопедическая работа с детьми раннего возрастаМ.: АСТ: Астрель, 2007.

2. Козявкин В.И. Шестопалова Л.Ф. Подкорытов B.C. Детские церебральные параличи

Медико-психологические проблемы. Львов 1999 год – 143 стр.


3.Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.

4.Нэнси Р. Финни Ребенок с церебральным параличом Помощь, Уход, Развитие Книга для родителей Москва 2005

5.Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004

6.Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб., Изд-во "Дидактика Плюс", — 2001, 272 с.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!