Консультация на тему:
«Сказка-зеркало детской души»
Родители нередко забывают, что нужно заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье ребенка. А ведь детские страхи, тревожность, нервозность и последствия психологических травм могут годами оставаться незамеченными и усиливаться из-за неправильного отношения родителей. Конечно, родительские любовь и интуиция значат много, однако знание основ психологии совсем не помешает, если родители хотят понять внутренний мир своего ребенка. В этом поможет тест «Сказка», составленный знаменитым детским психологом доктором Луизой Дюсс.
Основное преимущество этого теста перед другими аналогичными работами состоит в том, что он пригоден для детей даже самого нежного возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств. Правила проведения теста просты. Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку. Провести этот тест, как правило, несложно, поскольку все дети любят слушать сказки (значительно труднее будет интерпретировать полученные результаты). Но все же целесообразнее воспользоваться некоторыми советами. Во-первых, ребенок должен чувствовать, что тест-это такая же игра, как и все остальные, а поэтому нужно выбрать удобный момент. Возможно, стоит дождаться чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в семье. Во-вторых, никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться переходить к другой сказке. Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимостью слушая сказку, прервитесь и попытайтесь рассказать ее в другой раз. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаками явного волнения (покраснение или бледность, потливость, небольшие тики), если он отказывается отвечать на вопрос- все это признаки паталогической реакции на тест. В таком случае вам наверняка стоит проконсультироваться у детского психолога…
Сказка «Птенец»
Сказка «Птенец» позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или обоих вместе. «В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну веточку, мама садится на другую веточку. Что делать птенчику?»
Типичные нормальные ответы:
-он тоже полетит и сядет на веточку;
-полетит к маме, потому что испугался;
-полетит к папе, потому что папа сильный;
-останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.
Типичные ответы, которые могут говорить о психологических проблемах ребенка:
-останется на земле, потому что не умеет летать;
-умрет во время падения;
-умрет от холода и голода;
-о нем все забудут;
-на него кто-нибудь наступит.
«Ягненок»
Данная сказка представлена двумя вариантами. Первый вариант сказки позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди.
«Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок был уже большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?»
Типичные нормальные ответы:
-будет больше есть травки;
-заплачет, потом станет больше травки есть;
-пойдет к другой овечке и попросит у нее молока;
Типичные ответы, которые могут говорить о психологических проблемах ребенка:
-умрет от голода;
-уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;
-не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока;
-будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.
Второй вариант сказки дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату или сестре, которых еще кормят грудью.
«Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Однажды маме принесли совсем маленького ягненка, который пьет только молоко и не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что для обоих ягнят не хватит, а он уже может есть травку. Как поступит ягненок?»
Типичные нормальные ответы:
-будет больше есть травки;
-заплачет, потом станет больше травки есть;
-пойдет к другой овечке и попросит у нее молока;
-немного покапризничает, но ведь он полюбил маленького ягненка, поэтому будет есть травку.
Типичные ответы, которые могут говорить о психологических проблемах ребенка:
-пойдет есть травку, но будет злиться на маму и маленького ягненка;
-постарается прогнать маленького ягненка;
-притворится послушным, а потом унесет куда-нибудь маленького ягненка и снова сам будет пить молоко;
-найдет другую маму для маленького ягненка;
-побьет маленького ягненка и отгонит от мамы.
Печальная сказка
Следующая сказка позволит определить отношение ребенка к смерти, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность.
«По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме» Кто же умер?»
Типичные нормальные ответы:
-неизвестный человек;
-чей-то дедушка или бабушка;
-тот, кто был сильно болен;
-старый человек.
Типичные ответы, которые могут говорить о психологических проблемах ребенка:
-мальчик (девочка);
-папа (мама) одного мальчика (девочки)4
-чей-то младший брат, сестричка.
Если же ребенок маленький и еще не понимает, что такое «смерть», то можно говорить об отъезде. «Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети пошли на вокзал, и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко, и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?» О патологии в данном случае будет свидетельствовать отправка далеко и надолго родителей, братьев и сестер или какого-то человека, не упомянутого в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени для своей агрессии.
«Слоненок»
Сказка «Слоненок» может выявить трудности, возникающие у мальчика в связи с развитием сексуальности. «У одного мальчика есть слоненок, очень симпатичный, с хорошеньким хоботком. Однажды войдя в комнату, мальчик видит, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?»
Типичные нормальные ответы:
-слоненок в шутку перекрасился в другой цвет;
-вырос;
-он сломал любимую игрушку мальчика.
Типичные ответы, которые могут говорить о психологических проблемах ребенка:
-у слоненка нет хобота, потому что его отрезали;
-слоненок вел себя плохо и у него отвалился хобот;
-слоненок умер;
-вместо слоненка было другое животное.
Если затем вы попросите уточнить ответы, возможно, мальчик объяснит окончание рассказов как следствие плохого поведения слоненка, которого наказали.
«Новость»
Последняя сказка рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже не подозревать.
«Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из школы-выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама говорит ему: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить мама?»
Типичные нормальные ответы:
-у нас будут гости;
-кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился…;
-мама услышала что-нибудь важное по телевизору.
Типичные ответы, которые могут говорить о психологических проблемах ребенка:
-кто-то умер;
-мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял;
-мама хочет что-то запретить, наказать и т.д;
-мама сердится за то, что он опоздал.