Консультация для родителей:
СНАЧАЛА ГОВОРИ, ПОТОМ ЧИТАЙ
Именно от уровня развития речи ребёнка во многом зависит, насколько он освоит навык эффективного чтения, ведь ему придётся читать не только про себя, но и вслух. Нельзя обучать чтению до тех пор, пока не сформирована правильная речь. Любые дефекты произношения станут серьёзным препятствием, из-за которого дети будут читать неправильно и,
естественно, неэффективно: начнутся проблемы с путаницей букв, складыванием слогов в слова, с полным непониманием прочитанного. Поэтому очень важно включить в индивидуальную программу занятий упражнения на тренировку речевого аппарата. Незаменимое средство совершенствования речи — скороговорки, чистоговорки, логопедические и пальчиковые игры.
Но следует понимать, что красивая речь — это, прежде всего, богатый словарный запас. Причём подходящие слова должны легко приходить на ум, быстро выниматься из активного словарного запаса. Для этого необходима серьёзная ознакомительная работа над каждым сложным словом, а также
постоянная практика. Без регулярного употребления слово
останется в пассивном словарном запасе и выудить его из памяти будет непросто.
Очень хорошо, если вы заведёте специальный словарик, в который будете заносить новые слова при чтении с ребёнком сказок и рассказов. Объясните ребёнку, как обычно строится словарь. Обязательно обсуждайте основные оттенки значения незнакомых слов, показывайте, как они используются
в разных речевых оборотах. При недостаточно развитой речи ребёнок не может излагать связно, а ведь очень часто нужно не просто быстро прочитать, но и пересказать, выделить главное, определённые смысловые части. Кроме того, речь непосредственно связана с мышлением. Через упражнения для развития речи мы формируем и совершенствуем навыки анализа, синтеза, сравнения, которые необходимы для скорочтения.
На своих занятиях для формирования связки «речь — мышление —скорочтение» можно использовать упражнение «Дружные слова» . Ориентируясь на свой небольшой жизненный опыт, дети уже способны подобрать пары слов на основе их логической связи: сок — стакан, гора — санки и т. д. Такая тренировка мышления и речи доставляет им много удовольствия.
Пальчиковые игры также широко используются для развития речи и мышления. Речевые области мозга развиваются благодаря сигналам, которые поступают от кисти руки при движениях и массаже активных точек. Необходимо, чтобы пальчиковые игры включали разнообразные и энергичные движения пальцев. Их нужно выполнять по 5–10 минут
в день, но регулярно. Идеальный вариант — сочетание пальчиковых игр, скороговорок, специальных упражнений и быстрого чтения текста.
Есть ещё один важный момент, который необходимо учесть
при развитии речи и формировании навыка скорочтения. Только тогда ребёнок будет говорить и читать красиво и правильно,
если он освоит речевое дыхание. Нужно учить его дышать с использованием диафрагмы, вдыхая носом, выдыхая ртом, без напряжения, всхлипов и судорожного заглатывания воздуха.
Литература:
«Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше» Гюзель Абдулова. Издательство АСТ, 2017 г
Подготовила: Романюк В.И.,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А.Евтушенко»