Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Гулькевичский реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными возможностями»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Воспитание ответственности у детей:
основные правила»
Подготовила:
Киселева С.В.
воспитатель
Гулькевичи
2024
Тема:«Воспитание ответственности у детей:основные правила»
Цель:пополнить знания родителей о методах воспитания ответственности у детей в семье,помочь родителям осознать возможные ошибки в воспитании и их последствия в дальнейшей жизни,познакомить с основными правиламивоспитания ответственности у детей.
Уважаемые родители!
Все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок вырос сознательным человеком, способным планировать свои действия и отвечать за их последствия, – словом, человеком, на которого можно положиться. Воспитание у детей чувства ответственности – прерогатива родителей. Как правильно это сделать?
С какого возраста у детей можно воспитывать ответственность?
Из чего вообще складывается это качество? Можно выделить такие компоненты:
Способность принимать решения.
Готовность отвечать за их последствия.
Выполнять данные кому-либо (и самому себе) обещания.
Анализировать уже имеющийся опыт и не повторять прежних ошибок.
Умение прогнозировать развитие ситуации.
Это качество не является врожденным, его вполне можно развить. С какого же возраста имеет смысл развивать его у ребенка? Давайте посмотрим.
Период с 3 до 5 лет – в этом возрасте уже появляются зачатки ответственного поведения, основанного на степени детской самостоятельности: чем больше вы доверяете малышу обязанностей (в соответствии с возрастом, конечно), тем более ответственным он растет: убрать игрушки, полить цветы, помочь маме разгрузить сумки с покупками и т. д.
Период с 5 до 7 лет – поведение становится все более сознательным, для развития ответственности оптимально будет расширять список дел, которые вы целиком передаете ребенку на откуп.
У младших школьников для развития ответственности следует в первую очередь поощрять самостоятельность и инициативность.
То есть настоящее становление этого качества у детей начинается лет с четырех, но не позже 5-6 лет.
Становление этого качества невозможно без развития самостоятельности. Но одно понятие не подменяет собой другое. Простой пример: в среднестатистическом классе в начальной школе все дети самостоятельные (ну они же умеют одеваться, собирать портфель и делать покупки в магазине, верно?), но при этом ответственных среди них (тех, кто делает все это хорошо и без напоминаний), увы, единицы. Согласитесь, есть разница.
Как же развить у ребенка это качество? Все зависит от возраста вашего сына или дочери.
Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста
Для развития этого качества важно предоставлять ребенку возможность выбора хотя бы в некоторых ситуациях: «Тебе рыбу на ужин запечь или потушить?», «Какую сказку почитаем на ночь?» и т. д. Это не значит, что нужно советоваться с малышом по каждому поводу. Скажем, если вы пока не уверены, что он сможет правильно подобрать одежду по сезону или в соответствии с ситуацией, можно на первых порах доверить ему что-то несущественное: определиться с цветом колготок или рубашки (при этом вы предлагаете ему выбор из двух-трех подходящих к комплекту, естественно).
Бывает, что взрослые чересчур опекают домашнего малыша, и в итоге мама или бабушка до пяти лет его одевают-раздевают и не дают ему даже элементарных домашних поручений (полить цветы, вымыть сапожки после осенней прогулки по грязи).
Дети в таком возрасте очень хотят быть взрослыми, поэтому за любое порученное им «взрослое» дело берутся с энтузиазмом. Побочным эффектом такого рвения может стать внеплановая мамина уборка. В любом случае помните, что ребенок очень старался и не виноват в том, что с первого раза что-то не получилось. Похвалите его если не за результат, то хотя бы за желание помочь. Если вы четко видите, что вам придется за него что-то переделывать, выполняйте это не при малыше. Иначе его уверенность в себе и мотивация участвовать в семейных делах дадут трещину, и в следующий раз будет сложно добиться от него помощи по дому. И уж, конечно, не стоит жестко критиковать ребенка либо сравнивать его с кем-то еще (друзьями, детьми своих знакомых или с собой в детстве), если сравнение явно не в его пользу.
Воспитание ответственности у детей младшего школьного возраста
В этом возрасте нужно расширять список дел, за которые ребенок отвечает персонально. Помимо уроков, это могут быть кормление и выгуливание вашего домашнего питомца или, например, контроль за наличием хлеба и при необходимости его покупка и т. д. Важно, чтобы сын или дочь научились делать это без напоминаний. Младшие школьники не настолько ответственны, чтобы полностью себя контролировать, поэтому определенная помощь в первое время им необходима. Но заключается она не в том, чтобы сделать за ребенка то, что он в состоянии выполнить сам, а в том, чтобы вовремя напомнить ему о возложенных на него обязанностях. То есть делать с ним уроки не нужно, но стоит поинтересоваться, все ли дела он сделал, прежде чем погрузиться в игру. Есть смысл повесить на холодильник или на магнитную доску в комнате ребенка список его обязанностей, где каждое слово написано крупно и ярко.
Младшие школьники уже умеют читать. Тем не менее все они любят, когда вслух читают родители. Этот вариант семейного досуга по-настоящему сближает детей и взрослых. Полезно будет познакомить ребенка с книгами, где герои не боятся взять на себя ответственность, в том числе и за других:
А. М. Волков «Волшебник Изумрудного города»;А. П. Гайдар «Тимур и его команда»;А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;В. П. Крапивин «Мальчик со шпагой»;В. А. Осеева «Динка»;Л. Пантелеев «Честное слово»;В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой».
Этот список можно продолжить – ориентируйтесь на возраст ребенка.
Воспитание социальной ответственности у подростков
Когда дело касается подростков, то в этом случае речь идет о привитии уже не только самостоятельности, но и надежности, и обязательности. Все эти качества влияют на дальнейшую жизнь ребенка и его взаимоотношения с социумом – это то, что выходит за рамки одной семьи. Поэтому воспитать сына или дочь ответственным человеком – социальный долг родителей, скажем так.
Увы, подростки тоже бывают инфантильными, и довольно часто. Но исправить ситуацию можно. Да, это непросто, но реально.
Вот основные правила:
Делитесь с подростком своими взрослыми правами и обязанностями по принципу «больше обязанностей – больше прав». В Великобритании провели исследование, доказывающее, что выполнение ежедневных домашних поручений развивает у детей ответственность, самостоятельность, эмпатию и укрепляет семейные отношения.
Покажите ему варианты решения проблемы. Часто подросток прячется от ответственности просто потому, что понятия не имеет, с какой стороны подступиться к возникшей вдруг задаче. Не нужно изолировать тинейджера от семейных трудностей: гиперопека сделает его неподготовленным к самостоятельной жизни. Обсуждайте его собственные планы и то, как он планирует достичь цели. Ненавязчиво предлагайте свою помощь там, где один он явно не справится.
Максимально понятно объясните подростку последствия тех или иных решений, научите его грамотно расставлять приоритеты: если сразу после школы он сядет играть на компьютере, то потом просидит полночи с уроками. Как результат – не выспится и может опоздать в школу.
Разрешите подростку прочувствовать на собственном опыте последствия безалаберности. Если отныне он сам собирает портфель, то не нужно проверять, взял ли он с собой тетрадь по физике и не забыл ли пенал. Если после школы он попал под дождь и потом не поставил мокрую обувь сушиться, то вечером ему не в чем будет идти гулять. Да, на первых порах приучения к ответственности дискомфорт неизбежен – и для ребенка, и для родителей. Но результат стоит того, чтобы немного потерпеть.
Будьте образцом для подражания. Все мы давно в курсе, что наибольший воспитательный эффект имеют не бесконечные нотации и душеспасительные беседы, а наши поступки, реальные действия. И политика двойных стандартов здесь не работает. Согласитесь, странная ситуация: мама требует от сына всегда приходить вовремя, но сама постоянно опаздывает, когда забирает его после уроков или с тренировки. Вряд ли мальчик вырастет пунктуальным и ответственным.
Итак, как же научить ребенка ответственности? Основными её компонентами являются самостоятельное поведение, способность признавать собственные ошибки, учиться на них и осознавать последствия своих действий. Именно на формирование этих качеств необходимо обращать особо пристальное внимание, если, конечно, вы хотите воспитать ответственного человека, способного самостоятельно управлять собственной жизнью.
Удачи вам в воспитании ваших детей!
Список используемой литературы:
1. Борисова Т.С. Ответственность – качество родом из детства // Народное образование. – 2010.
2. Елканов H. H. Особенности формирования социальной ответственности детей и молодежи. Санкт-Петербург: Святая Русь, 2018.
3. Иванова Т. Ф. Изучение и формирование ответственности у младших школьников. Методические рекомендации для учителей, воспитателей школ и учреждений повышенного уровня образования, 2020.
4. Трунов Д. Что мы имеем в виду, когда говорим об ответственности? // Психология и школа. № 3, 2004.
5. Интернет-ресурсы:
http://psychology.net.ru/articles/content/1088978822.html
http://elib.kspu.ru›get/52171