СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Воспитание заботливого отношения к окружающим"

Нажмите, чтобы узнать подробности

консультация о заботе окружающих людях

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Воспитание заботливого отношения к окружающим"»



ВОСПИТАНИЕ ЗАБОТЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ

Заботливое отношение к окружающим — ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Гуманная направленность личности ребенка складывается на основе отношений, связывающих его с окружающими, и зависит от того, насколько эти отношения наполнены нравственным содержанием.

Заботливость, выражаемая ребенком, может основываться на разных мотивах: один ребенок хочет доставить взрослому радость, облегчив его труд, а другой надеется получить награду за свою помощь и заботу. Эгоистические тенденции возникают у детей в тех случаях, когда родители все делают для ребенка сами, ничего не требуя от него взамен.

Заботливость как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Поведение и деятельность ребенка более целеустремленны, осознанны и эмоционально насыщенны, если в основе их лежит заботливое отношение к окружающим.

Можно выделить некоторые этапы развития этого нравственного качества у детей. Первый этап — охотное выполнение ребенком просьб, поручений, заданий старших, желание и стремление оказать помощь другим; затем — проявление внимания, чуткости не только в поведении, но и словесно.

При этом учитывается умение и стремление ребенка сдерживать импульсивные желания, которые идут вразрез с интересами и потребностями других. Важным является и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Завершающий этап развития этого качества — проявление заботливости в отношениях к близким людям (родителям, родственникам).

Проявления заботливого отношения к окружающим значительно углубляются и приобретают общественную направленность, если ребенок посещает детский сад, является членом детского коллектива. Благотворное влияние детского сада на воспитание у детей трудолюбия, коллективизма, заботливости отмечают и родители.

Уровень развития заботливого отношения ребенка к окружающим определяют следующие показатели: степень самостоятельности в проявлениях заботы о других, активность ребенка в оказании помощи, проявлении сочувствия, сопереживания; устойчивость проявления заботливости при некотором изменении обычных жизненных ситуаций; наличие мотивов, которые обеспечивают общественную направленность проявляемой заботы.

Особенности проявления заботливости у детей во многом зависят от условий семейного воспитания: эмоциональной атмосферы в семье; понимания родителями целей и задач воспитания и воплощения их на практике; отношения родителей к участию ребенка в домашнем труде.

Посещение семьи, беседы с родителями, наблюдения за поведением ребенка в детском саду и дома позволяют педагогу увидеть, как по-разному проявляются названные условия в семьях.

В одних семьях царит положительный эмоциональный климат. Он основан на глубоком понимании родителями целей и задач воспитания, вдумчивом отношении к вопросам нравственного воспитания, единстве педагогических требований, предъявляемых ребенку в детском саду и дома.

Все это формирует у ребенка правильные представления о том, какого человека можно назвать заботливым. Эти представления отражаются в их поведении. Проявления заботливости у детей самостоятельны и относительно устойчивы, хотя и не всегда достаточно осознанны.

В таких семьях дети постепенно включаются в дела семьи, особенно трудовые, через постоянные поручения, обязанности, которые подбираются родителями. Детским учреждениям важно работать в тесном контакте с такими семьями, перенеся наиболее ценное из практики семейного воспитания в детский сад.

В других семьях родители правильно понимают цели и задачи воспитания, хотят, чтобы их дети росли чуткими, заботливыми, но допускают некоторые ошибки, нарушая единство педагогических требований.

Стиль семейных отношений здесь в целом положительный, но случаются конфликты (обычно из-за вспыльчивости, несдержанности кого-то из родителей). Родителям не хватает терпения, выдержки, поэтому и условия для воспитания заботливости специально не создаются.

Но встречаются семьи, в которых общая атмосфера определяется потребительскими запросами родителей, отсутствием интереса к вопросам нравственного воспитания. В подобных семьях отсутствует проявление заботливости между членами семьи, а в детском саду дети из этих семей проявляют заботу о других лишь под непосредственным влиянием воспитателя, которого они уважают и любят.

К трудовым делам в семье дети не привлекаются, поэтому у них отсутствуют необходимые в этом возрасте трудовые умения и навыки, а также и желание быть полезным другим.

Изучение особенностей семейного воспитания показывает, что дети, недостаточно включенные в дела семьи, не имеют возможности проявить заботу, не осознают необходимости быть заботливыми. Они лучше оценивают поведение другого ребенка, чем собственное. Поэтому воспитателям и родителям необходимо уделять много внимания развитию правильной самооценки.

Можно предложить детям: «Попробуйте сделать дома нужное для всей семьи дело. Посмотрите, в чем мама или папа затрудняются, и предложите свою помощь». Такое обращение интересно детям и дает им возможность проявить дома активность.

Постепенно дети осознают нравственный смысл своей помощи. У них появляется желание быть нужным и полезным дома, ответственность за порученное дело, стремление не только довести его до конца, но и выполнить так, чтобы родителям было приятно видеть их самостоятельными и умеющими все делать.

Выполняя по заданию воспитателя практические дела, дети учатся и словесно выражать свои добрые чувства членам семьи.

Каждый родитель старается воспитать своего ребенка добрым, отзывчивым человеком, способным сочувствовать, проявлять заботу к окружающим. Одни свою воспитательную базу строят на личном опыте, другие руководствуются мнением психологов, третьи действуют интуитивно. А как именно к этому вопросу подходить правильно? Ведь важно ничего не упустить.

5 пунктов

  1. Личный пример. Вообще, свой собственный пример — эта основа, которая касается всего подхода к воспитанию малыша в целом. Нужно показать, как правильно заботиться и проявлять чуткость к окружающим. Например, если заболел кто-то из членов семьи — приобщайте ребенка к лечению, рассказывайте, как важно больному человеку ваше внимание и помощь. Тем самым даётся возможность малышу самостоятельно приобретать положительный опыт, который бесценен. Учить чадо ухаживать за домашними питомцами, объяснить какой дискомфорт может приносить животному равнодушие и невнимательность хозяина. Возможно, в семье появился еще один маленький член семьи — это также прекрасная возможность научить заботе.

  2. Похвала. Да, никогда не стоит забывать хвалить кроху за хорошие поступки. Но здесь нужно разобраться: как это высказать правильно. Похвала может быть оценочной, а может быть описательной. Оценочная похвала просто определяет поступок детки — хороший или плохой. Выражается она, как правило, одним-двумя словами - "да, молодец" или "правильно сделал". Описательная похвала же требует от родителя наблюдательности и акцентировании внимания на конкретных действиях. К примеру, по пути домой ребенок помог донести сумки пожилой соседке — это прекрасный поступок, поэтому не скупясь на добрые слова, важно сказать: "помощь Анне Петровне. Этот поступок достоин уважения, ведь не прошел мимо, а предложил помощь". То есть проговаривайте, что конкретно нравится в действиях отпрыска.

  3. Искусство. Книги, фильмы, мультфильмы — это то, что обязательно поможет родителям в воспитании самых прекрасных качеств в детях. Обращая внимания на поступки, ход мыслей, слова положительных героев. Здесь стоит так же использовать описательную похвалу — это будет заставлять подрастающее чадо думать над происходящим в сюжете, анализировать, ставить себя на место героя.

  4. Общение. Никогда не стесняйтесь попросить прощение у своего ребенка если есть в том необходимость, крикнули сгоряча или где-то были несправедливы. Это учит пониманию, что извинятся — нормально и это всегда нужно делать, если в том есть необходимость. Учить детей благодарности – это ответственность, которая лежит на плечах родителей. Просто говорить им "спасибо" за помощь или проявление заботы и как следствие, дети тут же станут отвечать тем же. Вообще, хорошие слова, известные всем с детства как "волшебные", сами по себе программируют человека на вежливость, доброту, уважение, чуткость. Не нужно скупиться на заботу по отношению к собственному ребенку. Окружите чадо вниманием и любовью, спрашивайте чаще как дела в школе, саду. Не относитесь равнодушно к его маленьким победам или тревогам — помните, для ребенка это очень важно. Возможно даже стоит поделиться с малышом собственными событиями, переживаниями, спросить совет.

  5. Благотворительность и волонтерская деятельность. Расскажите, а лучше покажите наглядно, скольким людям нужна помощь. Можно вместе посетить детский дом, дом престарелых, интернат — пожертвовать на нужды заведения, помочь вещами. Это научит ребенка ставить себя на место других, сочувствовать, а также ценить то, что есть у него. Благотворительность учит малышей делиться, такие дети не вырастают эгоистами. Если ребенок обожает животных — легко можно безвозмездно помогать в питомниках: кормить зверей, ухаживать за ними. Важно донести до малыша, что помощь другим — это не сухая обязанность, а один из вариантов сделать мир лучше, добрее.

Время, проведенное со своими детьми, намного дороже всех подарков. Те принципы и ценности, которые вкладываются в их головы - это бесценный опыт, исходя из которого дети формируют свое мировоззрение. Если ребенок растет в любви, окружен добротой и заботой, научен помогать и сочувствовать другим — это его положительный опыт, норма поведения. И для такого человека в будущем поступить плохо — противоестественно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!