СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений «Мимика и жесты для выражения внутреннего состояния ребенка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

эмоции проявляются через мимику, жесты, позы, движения. для выражения своих чувств и умению видеть и понимать чувства окружающих важно научить ребенка. это поможет  для успешной социализации в обществе

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей дошкольных учреждений «Мимика и жесты для выражения внутреннего состояния ребенка»»

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений.


Тема: «Мимика и жесты для выражения внутреннего состояния ребенка»


Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека. Благодаря переживаниям можно познать свои возможности, способности, достоинства и недостатки. Переживания помогают раскрыть что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.

Старший дошкольный возраст является кризисным, и одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость. Наши дети с тяжелыми нарушениями речи зачастую обладают яркими личностными и поведенческими особенностями. Дети стремятся привлечь к себе внимание и иногда не очень адекватными способами. Нам работникам коррекционных групп приходится выступать в роли психолога, чтобы разрешить конфликты, вспыхнувшие между детьми. Стремимся поддержать у детей положительный эмоциональный настрой, что обеспечивает здоровье, бодрость и счастье.

Богатство собственных переживаний каждого дошкольника помогает более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания окружающих, их отношения между собой.

Положительный эмоциональный настрой помогает окрашивать поведение ребенка в течение нескольких дней и даже недель. Ведь известно, устойчивое положительное настроение может перерасти в свойство личности, стать характерным, отличительным.

Настроение всегда имеет причину (окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность) и по-разному выражается в поведении. Однако не всегда эти причины осознаются. А выразительные движения лица и жестикуляция дают возможность ярче и образнее донести мысли и чувства. Мимика и жесты – это язык выразительных движений, функция которого заключается в непосредственном выражении того, что чувствует человек. Использование мимики и жесты позволяет более верно понимать других, контролировать и изменять свое поведение.

Исследование мимического выражения эмоций началось более 100 лет назад. Одним из первых возник вопрос: почему у человека в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц?

Классической попыткой ответить на этот вопрос была теория Ч. Дарвина, изложенная им в работе "Выражение эмоций у человека и животных" (1872). Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение.

Мимические реакции тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей делает возможным распознавание эмоций по мимическому выражению.

Представление о том, что по выражению лица можно судить об испытываемых человеком эмоциях, верно. Таким образом, на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора:

1. врожденные мимические схемы соответствующие определенным эмоциональным состояниям;

2.приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;

3.индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду.

Мы работаем над развитием мимики, проявлением эмоциональных состояний через элементы экспрессии, жестов. Экспрессия проявляется не только в речи, но и в жесте, мимике, поведении человека, эмоциональные элементы служат для выражения чувств человека, а экспрессивные - способствуют усилению выразительности и изобразительности, как при выражении эмоций, воли, так и мысли. Их использование позволяет более верно понимать других, контролировать и изменять свое поведение. В дальнейшем это должно помочь нашим детям при общении, легче и приятнее беседовать с тем, у кого оживленное динамическое выражение лица, активная жестикуляция.

Составленная мимическая гимнастика в комплексе с артикуляционной гимнастикой позволяет формировать произносительные умения и навыки, укреплять лицевые мышцы групп и соответствующие мышечные группы органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Каждое упражнение сопровождается стихотворением и цветным сюжетным рисунком. Все упражнения выполняются ежедневно, от простых к более сложным, сидя, обязательно с положительным эмоциональным настроем, в игровой форме.

Литература

  1. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. «Учим детей общению»

2. Левитов Н.Д. «О психических состояниях человека». М., 1964.

3. Симонов П.В. «Теория отражения и психоотрицания эмоций». М., 1971.

4. Шингаров Г.К. «Эмоции и чувства как форма отражения действительности». М., 1971.

Практическая часть

Мимическая гимнастика

Цель: укрепление мышц лица, развитие мимики лица для выражения эмоционального состояния, развитие умения по мимике окружающих распознавать эмоции, воспитывать чувство эмпатии.

Время проведения: на коррекционно-развивающих, индивидуальных и фронтальных занятий, в совместной деятельности, согласно циклограмме.

Упражнения для бровей:

«В гости к колобку»

Дети, стоят (сидят) по кругу со спокойным выражением лица.

- В гости к колобку пойдем

И играть с собой возьмем!

«Брови домиком»

Дети поднимают высоко брови, удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.

- Брови домиком стоят

Там живут мои друзья

И бельчата, и ежата

И лисята, медвежата!

«Колобок нахмурился»

Дети собирают брови у переносицы, удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.

- Колобок нахмурился

Он увидел лужицу.

Так хотел он погулять,

Нам цветочки показать!

Упражнение для выражения глаз:

«В гости к колобку»

Дети, стоят (сидят) по кругу со спокойным выражением лица.

- В гости к колобку пойдем

И играть с собой возьмем!

«Глазки, как блюдца»

Дети, стоя по кругу, держа руки на поясе, широко раскрывают глаза, удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.

- Широко раскрыв глаза,

Колобок увидеть хочет:

Как из маленького яйца

Птенчик получается!

«Глазки, как щелочки»

Дети, стоя по кругу, держа руки на поясе, прищуривают глаза, удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.

- Глазки щелочкой глядят,

Значит, спрятаться хотят.

Колобок играет в прятки

С нами, с шустрыми ребятками!

Упражнения для губ

«В гости к колобку»

Дети, стоят (сидят) по кругу со спокойным выражением лица.

- В гости к колобку пойдем

И играть с собой возьмем!

«Губки как ниточка»

Дети, стоя по кругу, держась за руки, сжимают губы, удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.

- Губки спрячем мы вот так!

Чтоб никто их не увидел!

Вот так, вот так!

Чтоб никто их не увидел!

«Колобок зевает»

Дети, стоя по кругу, держась за руки, раскрывают широко рот, удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.

- Солнце светит высоко,

А Колобок зевает!

Просыпайся, Колобок,

Ведь мы с тобой играем!

«Коромысло»

Дети, стоя по кругу, держась за руки, опускают уголки губ вниз, удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.

- Колобок обиделся!?

Или просто загрустил!?

Губки, словно коромысло,

На лице «повесил» он.

«Лодочка»

Дети, стоя по кругу, держась за руки, поднимают уголки губ вверх, удерживают 3-5 сек., затем возвращают в спокойное положение.

- Колобок, Колобок,

Что за лодочка плывет?

И куда она плывет?

И что детям она везет?

Радости, улыбки,

Смеха и веселья!

Лучшего детям настроенья!

Этюды «Игры с Бумчиком»

«Бумчик удивился»

Мимика: брови и верхние веки приподнимаются.

Поза: ребенок смотрит на воспитателя, одна рука бессильно падает вниз, другая прикрывает рот, как бы с целью сдержать восклицание.

Бумчик вышел погулять

В земле ямку покапать

Вдруг оттуда вылезло

Длинное-предлинное,

Глазастое чудо!

Вот так чудо!

Это был червяк!

«Бумчик расстроился!»

Мимика: брови приподняты и сдвинуты, уголки губ опущены.

Поза: руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Тучи солнце спрятали,

Ветер завывает.

Бумчик, стоя у окна

Слезы вытирает!

Не гулять ему сегодня,

Ох, уж эта непогода!

«Бумчик рассердился!»

Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.

Поза: усиленная жестикуляция.

Шел Бумчик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком,

И стучал каблуком.

Был Бумчик сегодня не в духе:

Его покусали мухи.

«Бумчик испугался!»

Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт.

Поза: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты, одна рука сжимает другую.

Бумчик спрятался под одеяло.

Ну, как же тут уснуть!?

Ему почему-то страшно – страшно

Ну, как же тут уснуть!?

То скрип, то шорох, то шум….

«У Бумчика радость!»

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Поза: произвольная (подскоки, хлопки в ладоши).

Что за крик? Что за визг?

Это Бумчик радуется!

Хлопает в ладоши!

Скачет, кувыркается

Ну, чему он радуется?...



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!