Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Соловушка»
Консультация для воспитателей
«Использование пиктограмм в обучении неговорящих детей».
Подготовила: учитель – логопед
Жарких О.Г.
Рыльск 2023 г.
Общение – это социальная потребность человека. Общение друг с другом и окружающими – основа расширения социальных контактов, повышение качества жизни, основа независимости. Она реализуется с помощью различных коммуникативных средств, в том числе и речи. Существует категория детей, которые не используют вербальную коммуникацию в следствии нарушения развития. В работе с такими детьми вербальные способы передачи информации малоэффективны, так как дети не всегда понимают вербальную речь. Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. К невербальным средствам общения относятся – жесты, мимика и система символов (пиктограммы). Основной целью на начальном этапе обучения таких детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок смог бы вступать во взаимодействие с педагогом, учителем, чтобы такой ребенок понимал, что от него требуют, что необходимо сделать. Жесты и мимика могут показать и выразить какое - то эмоциональное состояние человека. Одной из задач обучения «неговорящих» детей – научиться пользоваться системой жестов и мимикой в повседневной жизни. Жестикуляция помогает детям данной категории выразить свои потребности, например, знак согласия и отрицания, желание или просьбу.
Способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении, является метод пиктограмм. Пиктограмма – это символ, который передает информацию об объекте с помощью иллюстрации. Пиктограмма – это форма письма, в которой смысл передается через рисунок. В современном мире широко применяется принцип пиктограмм: международные знаки и символы, обозначающие дорожные знаки; виды спорта; условные обозначения на ярлыках одежды; в системе знаков программ компьютера и т.д.
Одним из эффективных средств, применяемых мною в обучении детей, лишенных возможности в следствии тяжелых поражений речевой системы полноценно удовлетворять одну из главных человеческих потребностей – потребность в общении, является метод использования пиктограмм.
В обучении неговорящих детей, пиктограммы можно использовать в следующих качествах: как средство временного общения, как средство постоянного общения, как средство. облегчающее развитие речи, общения, как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии
Поэтому, для детей с данной патологией мною были созданы и разработаны пиктограммы по лексическим темам и грамматическим конструкциям, с учетом возможностей каждого ребенка.
Чтобы облегчить процесс вхождения в мир пиктографических изображений на первом этапе я показываю фотографии близких родственников, его вещей, знакомых предметов обихода. Тем самым, у ребенка накапливается пассивный словарный запас и постепенно добавляю новые фотографии предметов, действий с предметами, их качества.
На втором этапе работы с фотографиями добавляю картинки, которые распределяются по лексическим темам в течении учебного года. На третьем этапе добавляю к картинкам соответствующую пиктограмму и затем распределяю картинки по грамматическим категориям. Различие категорий делаю в обрамлении определенного цветового фона (обрамления). Таким образом, ознакомление ребенка со знаком – символом и уточнение его понимания происходит в следующей последовательности обучения:
Иденсификация символа
Выбор нужной пиктограммы из ряда других
Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других
Выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других
Конструирование фразы с помощью пиктограмм
Выбор (показ) из нескольких фраз
Алгоритм установления связи между изображениями и их функций следующий:
Составить из пиктограммы пару. Например, кукла (машинка) – играть, яблоко (банан) – кушать. Либо второй вариант: пить – вода, смотреть – глаза, слушать – уши.
Среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе (одежда – платье, кофта, ботинки, пальто)
Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм. Например, уши – смотреть, глаза – слушать.
Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа
Дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других
Составить из пиктограммы произнесенную взрослым фразу
Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками
Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку
Составить логические цепочки.
Данная система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки. А именно: - первоначальное понятие знак (пиктограмма), обобщающее понятие, закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами и самостоятельная ориентировка в системе знаков.
Итак, чтобы ребенку было легче социализироваться в обществе, мы должны их познакомить и научить пользоваться основными и необходимыми для них пиктограммами и символами. Так как это может стать одним из способов общения с окружающим миром.