СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Использование пиктограмм в обучении неговорящих детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение - это социальная потребность человека.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Использование пиктограмм в обучении неговорящих детей"»


Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Соловушка»








Консультация для воспитателей


«Использование пиктограмм в обучении неговорящих детей».













Подготовила: учитель – логопед

Жарких О.Г.









Рыльск 2023 г.

Общение – это социальная потребность человека. Общение друг с другом и окружающими – основа расширения социальных контактов, повышение качества жизни, основа независимости. Она реализуется с помощью различных коммуникативных средств, в том числе и речи. Существует категория детей, которые не используют вербальную коммуникацию в следствии нарушения развития. В работе с такими детьми вербальные способы передачи информации малоэффективны, так как дети не всегда понимают вербальную речь. Альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка. К невербальным средствам общения относятся – жесты, мимика и система символов (пиктограммы). Основной целью на начальном этапе обучения таких детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок смог бы вступать во взаимодействие с педагогом, учителем, чтобы такой ребенок понимал, что от него требуют, что необходимо сделать. Жесты и мимика могут показать и выразить какое - то эмоциональное состояние человека. Одной из задач обучения «неговорящих» детей – научиться пользоваться системой жестов и мимикой в повседневной жизни. Жестикуляция помогает детям данной категории выразить свои потребности, например, знак согласия и отрицания, желание или просьбу.

     Способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении, является метод пиктограмм. Пиктограмма – это символ, который передает информацию об объекте с помощью иллюстрации. Пиктограмма – это форма письма, в которой смысл передается через рисунок. В современном мире широко применяется принцип пиктограмм: международные знаки и символы, обозначающие дорожные знаки; виды спорта; условные обозначения на ярлыках одежды; в системе знаков программ компьютера и т.д.

     Одним из эффективных средств, применяемых мною в обучении детей, лишенных возможности в следствии тяжелых поражений речевой системы полноценно удовлетворять одну из главных человеческих потребностей – потребность в общении, является метод использования пиктограмм.

     В обучении неговорящих детей, пиктограммы можно использовать в следующих качествах: как средство временного общения, как средство постоянного общения, как средство. облегчающее развитие речи, общения, как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии

     Поэтому, для детей с данной патологией мною были созданы и разработаны пиктограммы по лексическим темам и грамматическим конструкциям, с учетом возможностей каждого ребенка.

     Чтобы облегчить процесс вхождения в мир пиктографических изображений на первом этапе я показываю фотографии близких родственников, его вещей, знакомых предметов обихода. Тем самым, у ребенка накапливается пассивный словарный запас и постепенно добавляю новые фотографии предметов, действий с предметами, их качества.

     На втором этапе работы с фотографиями добавляю картинки, которые распределяются по лексическим темам в течении учебного года. На третьем этапе добавляю к картинкам соответствующую пиктограмму и затем распределяю картинки по грамматическим категориям. Различие категорий делаю в обрамлении определенного цветового фона (обрамления). Таким образом, ознакомление ребенка со знаком – символом и уточнение его понимания происходит в следующей последовательности обучения:

        Иденсификация символа

        Выбор нужной пиктограммы из ряда других

        Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других

        Выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других

        Конструирование фразы с помощью пиктограмм

        Выбор (показ) из нескольких фраз

 

Алгоритм установления связи между изображениями и их функций следующий:

 

        Составить из пиктограммы пару. Например, кукла (машинка) – играть, яблоко (банан) – кушать. Либо второй вариант: пить – вода, смотреть – глаза, слушать – уши.

        Среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе (одежда – платье, кофта, ботинки, пальто)

        Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм. Например, уши – смотреть, глаза – слушать.

        Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа

        Дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других

        Составить из пиктограммы произнесенную взрослым фразу

        Составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками

        Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку

        Составить логические цепочки.

 

     Данная система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки. А именно: - первоначальное понятие знак (пиктограмма), обобщающее понятие, закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами и самостоятельная ориентировка в системе знаков.

      Итак, чтобы ребенку было легче социализироваться в обществе, мы должны их познакомить и научить пользоваться основными и необходимыми для них пиктограммами и символами. Так как это может стать одним из способов общения с окружающим миром.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!