Консультация для воспитателей
«Краеведение – основа воспитания патриотизма»
Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника, методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.
В качестве задач определено следующее:
- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
- пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
- воспитывать уважение к культуре других народов;
- формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
-развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Изучив тщательно педагогическую литературу, я пришла к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:
-приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
-создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
-практические действия с предметами;
-музыкально-театрализованная деятельность;
-самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
Центры краеведения в группах.
Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России.
Организованные центры краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:
-хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
-целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;
Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по городу Сергачу.
Работа в уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.
Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).
Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
Художественная литература: стихи о родном крае.
Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”.
Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
Совместные работы из бросового и природного материала.
Куклы в русских костюмах.
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).
Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”
Папки - передвижки: «Праздники нашего города».
Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья”
Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д. ).
Аудио и видеокассеты о природе родного края.
Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Старший возраст (6-7-й годы жизни).
Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город”, “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).
Художественная литература (стихи, рассказы).
Флаг, гербы и другая символика района, поселка, России.
Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Нижегородской области”, “Моя Родина - Россия”. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. В своей работе использую различные формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:
- Вызвать интерес к жизни наших земляков.
-Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;
- Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
- Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;
- Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.
Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).
В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.
С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем поселок отличается от города.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей города и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства).
Традицией в детском саду стало возложение цветов к памятникам ВОВ, приглашение ветеранов на празднование Дня Победы.
В этом учебном году основной методической темой работы нашего района стала тема, связанная с патриотическим воспитанием дошкольников:
«Формирование элементарных представлений детей дошкольного возраста об истории своего государства, традициях и культурном наследии России».
Для реализации этой работы необходимо обратить внимание на проектирование культурно-образовательной среды не только всего ДОУ, но и каждой отдельно взятой группы.
Оборудование уголков в группе по нравственно-патриотическому воспитанию
Фотоальбомы из ближайшего окружения:
«Моя семья»
«Мой детский сад»
«Где мы с мамами гуляем» и т.д.
Фотоальбомы из ближайшего окружения:
«Моя семья»
«Мой детский сад»
«Где мы с мамами гуляем» и т.д.
Фотоальбомы о достопримечательностях района:
«Сергач героический»
«Сергач спортивный»
«Мой город детям»
«Природа родного края»
«Промышленность нашего района»
«Культурные центры нашего района»
Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве
Фотоальбомы о природе России
Фотоальбомы о центральных городах России и их достопримечательностях
Фотоальбомы о крупных городах мира, о разных странах и континентах
Портрет президента России Портрет президента России
Символика родного города (Флаг, герб) района (Флаг, герб)
Символика России (Флаг, герб, гимн)
Символика города Москвы (Флаг, герб)
Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)