СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Краеведение - основа воспитания патриотизма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация  "Краеведение - основа воспитания патриотизма" полезна для воспитателей ДОУ. Она поможет правильно организовать центры патриотического воспитания в разных возрастных группах.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Краеведение - основа воспитания патриотизма"»

Консультация для воспитателей

«Краеведение – основа воспитания патриотизма»



          Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника, методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.

В качестве задач определено следующее:

- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;

- пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;

- воспитывать уважение к культуре других народов;

- формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;

- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

-развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Изучив тщательно педагогическую литературу, я пришла к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:

-приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;

-создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;

-практические действия с предметами;

-музыкально-театрализованная деятельность;

-самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;

 Центры краеведения в группах.

Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России.

Организованные центры краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:

-хорошая освещенность в дневное и вечернее время;

-целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;

Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий   по городу Сергачу.

Работа в уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному  краю, России.

Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.

Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).

Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.

Художественная литература: стихи о родном крае.

Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”.

Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.

Совместные работы из бросового и природного материала.

Куклы в русских костюмах.

Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).

Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”

Папки - передвижки: «Праздники нашего города».

Листки активности “Мое настроение”,  “Моя улица”, “Моя семья”

Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д. ).

Аудио и видеокассеты о природе родного края.

Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

 Старший возраст (6-7-й годы жизни).

Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город”, “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).

Художественная литература (стихи, рассказы).

Флаг, гербы и другая символика района, поселка, России.

Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.

Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Нижегородской области”, “Моя Родина - Россия”. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. В своей работе использую  различные формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.

   Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:

- Вызвать интерес к жизни наших земляков.

-Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;

- Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;

- Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;

- Познакомить с бытом и традициями русского  народа, народными праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.

Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

 В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.

В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.

       С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем поселок отличается от города.

       В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим  с историей города и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.

       Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

       На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”,  “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.

       Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства).

Традицией в детском саду стало возложение цветов к памятникам ВОВ, приглашение ветеранов на празднование Дня Победы.

В этом учебном году основной методической темой работы нашего района стала тема, связанная  с патриотическим воспитанием дошкольников:

«Формирование элементарных представлений детей дошкольного возраста об истории своего государства, традициях и культурном наследии России».

 Для реализации этой работы необходимо обратить внимание на проектирование культурно-образовательной среды не только всего ДОУ, но и каждой отдельно взятой группы.

Оборудование уголков в группе по нравственно-патриотическому воспитанию

Фотоальбомы из ближайшего окружения:

«Моя семья»

«Мой детский сад»

 «Где мы с мамами гуляем» и т.д.

 

Фотоальбомы из ближайшего окружения:

«Моя семья»

«Мой детский сад»

«Где мы с мамами гуляем» и т.д.

Фотоальбомы о достопримечательностях  района:

«Сергач героический»

«Сергач спортивный»

«Мой  город детям»

«Природа родного края»

«Промышленность нашего района»

«Культурные центры нашего района»

Фотоальбом о столице нашей Родины  - Москве

Фотоальбомы о природе России

Фотоальбомы о центральных городах    России и их достопримечательностях

Фотоальбомы о крупных городах мира, о разных странах и континентах

Портрет президента России Портрет президента России

Символика родного города (Флаг, герб)        района (Флаг, герб)

Символика России (Флаг, герб, гимн)   

Символика города Москвы (Флаг, герб)

Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)        



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!