СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей. Методика обучения рисованию в младшей и средней группах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей. Методика обучения рисованию в младшей и средней группах»









Консультация для воспитателей.

Методика обучения рисованию в младшей и средней группах детского сада














Первая младшая группа

Интерес к рисованию появляется у детей рано. Наблюдая, как родители, братья, сестры действуют с ручкой, карандашом, малыши тоже пытаются брать в руки карандаш и водить им по бумаге. В этом проявляется характерное для двухлетних детей активное стремление выполнять действия без помощи взрослых. Но, естественно, вначале у них ничего не получается: рука не слушается, а как надо рисовать, в семье учат редко.

Впервые приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду, в первой младшей группе (третий год жизни).

Программа обучения в этой группе очень невелика. Прежде всего, необходимо познакомить детей с бумагой, обратить их внимание на то, что карандаш оставляет след, если провести отточенным концом по бумаге.

Надо научить ребенка замечать нанесенные на бумагу штрихи и линии. Постепенно следует учить детей находить сходство получившихся штрихов и линий с окружающими предметами.

Затем следует побуждать детей к осознанному повторению ранее получившихся штрихов. Этот этап является очень важным в овладении изображением: в дальнейшем дети смогут воспроизводить в рисунке несложные предметы и явления: дождик капает, снежок идет, листочки летят и т.д.

Одна из главных задач – научить детей правильно держать карандаш и кисть: в пальцах, а не в кулачке.

Как же осуществляется в течение года обучение детей рисованию?

Программа в детском саду рекомендует проводить в неделю одно занятие рисованием и одно лепкой.

Дети рисуют примерно 10 минут. Овладение карандашом и кистью удается детям не сразу. Рисование карандашами требует усвоения целого ряда технических навыков: надо научиться правильно брать карандаш (тремя пальцами), держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, удерживать его в пальцам и правильно действовать им.

Не следует спешить сразу после первых занятий давать детям краски: очень важно, чтобы у детей немного закрепился способ рисования карандашами.

После 3-4 занятий, на которых дети рисуют карандашом можно перейти к рисованию красками. На первом же занятии надо показать детям кисточку и краски. Нужно показать детям, как тремя пальцами держать кисть чуть выше железного наконечника, как осторожно обмакивать всем ворсом в краску, как отжимать ворс о край, чтобы она не капнула на бумагу, и после этого рисовать.

Взяв краску на кисть и прикладывая ее всем ворсом к бумаге, воспитатель показывает, как можно нарисовать листик, и еще листик, и еще, - так они падают с деревьев.

Содержание, которое можно передать в рисунке приемом примакивания, может быть и другим, в зависимости от того, что в данное время дети наблюдают. Осенью дети видят желтые листья, летящие с деревьев; наступает зима, и они, видя, как идет снег. Воспитатель напоминает детям освоенный ими ранее прием прикладывания кисти к бумаге, и дети рисуют на листе голубой или серой бумаги белой краской падающий снежок.

В первой младшей группе не ставится задача научить детей передаче формы предметов, поэтому не следует добиваться, чтобы дети умели рисовать округлые формы.

Через 2-3 месяца можно подвести детей к изображению предметов, явлений линиями: дождь идет, палочки, дорожки, ручейки, ленточки и др.

Вторая младшая группа

Задачи обучения рисования во второй младшей группе усложняются.

У детей четвертого года жизни совершенствуются и развиваются многие психические процессы: восприятие, мышление, память. Постепенно формируются представления об основных цветах, некоторых формах. Все это позволяет выдвигать новые задачи изображения. Детей учат передавать в рисунке предметы разной формы: круглой, прямоугольной, треугольной, а также состоящие из прямых линий. Дети осваивают изображение предметов. Состоящих из одной или нескольких частей разной величины.

Для передачи формы предмета необходимо научить детей формообразующим движениям. Формообразующие движения руки в рисовании передаются линией контура.

С формой предмета воспитатель знакомит детей путем обследования его перед изображением. В этот процесс включается движение руки по контуру предмета, по форме. Характер движения руки зависит от особенностей формы предмета.

Первая и наиболее простая форма, круглая. Чтобы научить детей рисовать предметы круглой формы, можно предложить им изобразить колечки, колесики, мыльные пузыри, воздушные шары.

При обучении изображению предметов, состоящих из нескольких частей, также можно использовать бусы, неваляшки, снеговика.

Рисование предметов прямоугольной формы требует своевременной остановки движения и изменения его направления под углом. Вначале это трудно для детей: они не могут вовремя остановиться, рисовать линию в другом направлении под углом. Чтобы помочь детям освоить рисовании прямоугольной формы, можно применить прием отдельного рисования каждой линии. Так, например, сперва детям дается лист бумаги с нарисованной на нем горизонтальной линией. На одном занятии предлагается на этой линии нарисовать стоящие в ряд кирпичики. Рисуя каждый кирпичик, ребенок проводит две линии сверху вниз до горизонтальной и соединяет их вверху слева направо. Получается прямоугольник-кирпичик. Отступя немного, ребенок так же рисует второй стоящий кирпичик и т.д. На другом занятии подготовленная воспитателем горизонтальная линия будет изображать веревочку, на которой висят флажки. От веревочки дети проводят по две линии вниз и соединяют их, получая прямоугольный флажок.

Позже дети сами рисуют линию опоры, например, линию земли, а на ней – домик: линия одной стены, другой и вверху соединяющая их. Но чтобы дети осваивали правильное движение, необходимое при рисовании прямоугольных форм, нужно учить их проведению линий с остановкой и поворотом руки на углах. Этому помогает слово воспитателя, например, «стоп».

Освоение программы изображения для второй младшей группы требует многих технических навыков и умений. Необходимо продолжать учить детей правильно держать карандаш и кисть. Правильно обмакивать кисть в краску, отжав одним движением о край баночки лишнюю каплю. Так как в этой группе дети рисуют разными красками, нужно научить их промывать кисть в воде, прежде чем обмакнуть ее в другую краску, и осушить ее легким прикладыванием ворса к салфетке.

Детей второй младшей группы нужно учить закрашивать изображение в пределах контура, проводя линии и мазки в одном направлении (сверху вниз, слева направо или по косой). Показывая детям, как надо закрашивать изображение краской, воспитатель говорит: «Веду кисть сверху вниз; опять сверху вниз; снова сверху вниз».

Изобразительная деятельность – важное средство эстетического воспитания. Поэтому, продумывая объяснение задания, необходимо подобрать образные, яркие слова для характеристики предмета, явления.

Средняя группа

В средней группе дети закрепляют умение изображать предметы различной формы, как одночастные, так и состоящие из нескольких частей, окраску предметов, некоторые характерные детали. Дальнейшее обучение идет в направлении дифференциации округлых (различие круга и овала) и прямоугольных форм (различие квадрата и прямоугольников разных пропорций: длинных и коротких, узких и широких). В рисунке дети осваивают треугольную форму.

Например, дети получают задание нарисовать шарики и яички. Это им не сразу удается: круглые предметы они изображают удлиненными, а овальные круглыми. Поэтому лучше вначале предлагать для рисования предметы, резко различающиеся по форме, чтобы дети осознали разницу формообразующего движения (например, яблоки и огурцы). Обводя пальцем огурец по контуру, следует говорить: «Кругленько, длинненько, опять закругление и снова длинная сторона». Этими же словами нужно сопровождать показ приема изображения.

На следующем занятии можно предложить детям нарисовать яички – простые и золотые, привлекая образы сказки «Курочка Ряба». При этом пусть дети сначала нарисуют много простых яичек, а потом самое лучшее, которое получилось более точным по форме (овальное), самое красивое покрасят желтой краской – сделают золотым.

Так дети подводятся к оценке результата своей работы, учатся видеть красоту изображенного предмета в удачно переданной форме.

Постепенно от занятия к занятию формообразующие движения, направленные на передачу предметов круглой и овальной формы, все более совершенствуются.

Наряду с обучением изображению предметов более сложной формы совершенствуются технические навыки и умения, которые способствуют более свободному решению изобразительных задач в разных видах деятельности.

Введение в средней группе обучения декоративному рисованию способствует отработке ритмичности движения при повторении однородных элементов узора.

Обучение детей дифференцированию прямолинейных форм на квадратные, прямоугольные, треугольные следует вести в сравнении этих форм, чтобы дети, сопоставив их видели, что у них общее и что различное.

На одном из занятий воспитатель предлагает такую тему: «Мама постирала белье и повесила сушить». Объясняя задание, педагог подчеркивает, что платочки квадратной формы: все стороны одинаковые – и рисовать их надо одинаковыми, тогда они получатся красивыми; простыни большие и длинные, а полотенца узкие и длинные, но все прямоугольной формы.

Рисование животных начинается с простых в изобразительном отношении с рыбок. На первом занятии детям предлагается нарисовать рыбок, плавающих в аквариуме. Занятие начинается с разговора о рыбках, о том, какие они красивые, разные (большие и маленькие) и плывут в разном направлении (вверх, вниз; слева направо и справа налево). Воспитатель при этом может показать, как игрушечная рыбка «плывет» в разных направлениях. Необходимо вспомнить с детьми, какой формы тело рыбки, предложить им показать рукой в воздухе, как нужно нарисовать его. После этого можно вызвать кого-нибудь из детей для показа у доски. Нужно уточнить, что тельце рыбки покрыто чешуйками и можно раскрасить только чешуйки; показать как это сделать. Полезно сказать детям о том, что совсем не обязательно закрашивать всю рыбку одним цветом, хвостик и плавники могут быть другого цвета. Через некоторое время можно снова провести подобное занятие, предложив дополнительно нарисовать в аквариуме травку, камешки.

Начиная со второй половины года необходимо подвести детей к более детальному изображению фигуры человека. Трудность заключается в том, что фигура человека состоит из нескольких частей и надо правильно их расположить, а также передать относительную величину.

Четко продуманная последовательность заданий помогает детям научиться рисовать человека. Им предлагается передать образ Снегурочки или своей любимой куклы. В результате целого ряда занятий дети овладевают формой частей фигуры, их пропорциями, строением.

После каждого занятия проводится анализ работ. Делается выставка.

Каждое занятие должно опираться на отчетливые представления детей о предметах и явлениях. Формированию представлений способствуют организуемые с детьми наблюдения, чтение книг, рассматривание иллюстраций, образная характеристика предметов и явлений в процессе наблюдений.

Необходимо помнить о развитии детского изобразительного творчества, которое невозможно как без овладения ребенком знаниями, навыками и умениями рисования, так и без воображения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!