СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей на тему: «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста»»

Консультация для воспитателей на тему:

«Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста».

В современной науке используется два термина:

Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин.

Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

Гемндер - (от лат. genus - «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он

- девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу

сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка

(то есть формируется гендерная устойчивость).

Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось

легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для

мужчин и женщин.

Опыт народной педагогики так же свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в

будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п.

В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не

считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание. Наблюдая за поведением и общением современных детей, можно отметить, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации.

Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Период дошкольного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом. Задача педагогов состоит в том, чтобы самим понять суть этих вопросов и объяснить родителям, как нужно поступать в тех или иных ситуациях.

На основании основных федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования работа по гендерному воспитанию в ДОУ с детьми 5 - 7 лет ведётся в соответствии с

задачами образовательной области «Социализация». Содержание данной

образовательного области направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в

систему социальных отношений через решение следующих задач:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

В соответствии с задачами основной общеобразовательной программы организуется образовательный процесс, который заключается в непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах и создании условий для самостоятельной игровой деятельности

детей.

Первичная половая социализация, то есть обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, то есть уверенность в себе, определенность установок, благополучные отношения в семье.

Если основы модели поведения не будут заложены в ранние годы, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями.

Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между мальчиками и девочками в группе.

С четвертого года жизни ребенок осознает свои возможности. В этом возрасте дошкольник знает различие людей по полу, но не всегда правильно отражает модели поведения в том или ином случае. В этом возрасте у дошкольников происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в совместных играх по половому принципу. Имитируют женские черты, профессиональные мужские качества и умения. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве, мальчики играют практически на всей территории групповой комнаты. Ближе к 5 годам начинается процесс личностного времени.

Каковы же они – различия между мальчиками и девочками?

Ребёнок родился. Если рядом положить завёрнутых в пелёнки младенцев – мальчика и девочку, то внешне их трудно различить, но по записям биотоков мозга специалисты сразу узнают-кто есть кто? Чем же они отличаются друг от друга? Девочки рождаются более зрелыми (на 3- 4 нед.), а к периоду полового созревания разница почти в 2 года.

1. Мальчики начинают ходить на 2-3 мес., а говорить на 4-6 мес. позже, чем девочки. Мальчики более подвижные и поэтому травмируются в 2 раза чаще девочек (в период от 7 до 15 лет).

2. До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная память – мужчина охотник, добытчик).

3. У девочек больше развита чувствительность кожи, поэтому их чаще гладят по головке, спинке (их генная потребность в ласке).

4. Игры девочек опираются на ближнее зрение, поэтому они раскладывают свои игрушки возле себя.

5. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение, поэтому они больше бегают друг за другом, бросают в цель, если пространства не хватает, то они осваивают вертикаль – лезут вверх (поэтому рекомендуют спортивные уголки).

6. Даже на занятиях они отвечают по разному: мальчики смотрят в стол, перед собой, в сторону; девочки - в лицо педагогу, как бы ища одобрения своему ответу. Вопросы мальчики задают конкретные - для получения информации, девочки - для установления контакта. У девочек быстрее развивается речь (что влияет на беглость чтения в школе), у мальчиков - логическое мышление.

7. У девочек хорошо развита мелкая моторика, усидчивость.

Необходимо хорошо знать и учитывать эти различия и особенности в

воспитании и обучении дошкольников. Мальчики и девочки – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать совсем уж одинаково. А суть в следующем: кем должен быть человек - мужчиной или женщиной. Правильно воспитав мужчин и женщин, мы облегчим нашим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать множества ошибок по незнанию.

Вопрос гендерного и семейного воспитания актуален и своевременен.

Есть ещё много проблем, которые надо решать в связи с этой темой. К тому же не многие родители понимают, зачем это нужно дошкольникам, они считают, что мальчики и девочки – это просто дети. И не стоит заострять внимание на их половую принадлежность и разное воспитание. Именно поэтому продолжением работы воспитателей и дошкольного учреждения

должно быть более углубленное взаимодействие с родителями воспитанников: проведение консультаций, открытых показов совместной организованной деятельности.

Семейное воспитание.

Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина». Вопросы формирования семейной, гражданской принадлежности и патриотических чувств волновали общество всегда и во все времена. Внастоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее значение, стала задачей государственной важности.

Семья выступает важнейшим фактором формирования личности.

Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

• социально-культурный параметр – зависит от образовательного

уровня родителей, их участия в жизни общества

•социально-экономический – определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе

•технико-гигиенический – зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни

• демографический – определяется структурой семьи.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется,

что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном

этапе играет семья.

Главные задачи семейного воспитания это:- грамотное развитие ребенка

- забота о здоровье детей

- помощь в учении

- трудовое воспитание

- помощь в социализации личности

- формирование опыта гуманитарных эмоционально-нравственных

отношений

- забота об общекультурном и интеллектуальном развитии

- развитие интересов, склонностей, способностей и творчества

- подготовка к самовоспитанию и саморазвитию

- половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Главными и вечными компонентами семейного воспитания остаются:

- климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения)

- режим семейной жизни

- содержание деятельности каждого члена семьи.

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является вовлечение семьи в образовательную деятельность с целью повышения

педагогической культуры родителей и сотрудничества.

Формы взаимодействия с родителями могут быть самыми разнообразными:

- дни открытых дверей

- консультации

- анкетирования

- семинары-практикумы

- родительские собрания

- круглый стол

- дискуссии

- устный журнал

- родительские конференции.

Гражданско - патриотическое воспитание.

Одним из немаловажных направлений работы детского сада является также формирование гражданской принадлежности и патриотическое воспитание дошкольников. С этой целью одной из форм работы может быть оформление в группах зоны гражданско - патриотического воспитания.

Здесь дети в условиях свободного доступа имеют возможность расширять

свои представления о своём родном городе, крае, России; познакомиться с

государственной символикой. Большое значение имеет проведение бесед,

развлечений, тематических вечеров, посвященных государственным

праздникам - День Народного единства, День Защитника Отечества, 1 Мая,

День Победы, 1 июня – День Защиты детей. Однако только силами педагогического коллектива, полноценно решать столь серьезные задачи достаточно сложно, поэтому необходимо привлекать родителей к совместной

деятельности с детьми, родители - не просто зрители, а активные участники мероприятий: совместные проекты, выпуск газеты, посиделки, развлечения, участие в совместной образовательной деятельности. Гражданская принадлежность и патриотизм формируются на определенном содержании, которое складывается из конкретных фактов и событий. И чем богаче и разнообразнее содержание, тем сильнее и глубже чувства любви и гордости за свое отечество. Обеспечить содержательное богатство и разнообразие помогают встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла. Благодаря этим контактам жизнь детей наполняется живыми, яркими и богатыми эмоциями, которые надежно укрепляют фундамент патриотизма в детских душах.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнавать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).

Мы должны пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.

С первых шагов формировать у ребенка черты характера, которые помогут

ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения страны, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!