СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Особенности формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Особенности формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста"»

Особенности формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Реалии современной жизни показывают, что проблема воспитания бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста приобрела особенную актуальность. На фоне экологический кризис, решение экологических проблем, к сожалению, воспринимается обществом как второстепенный вопрос.

Природа для дошкольников – это не только явления природы (дождь, молния, гром, радуга), но и живая и неживая природа (мир искусства, техники, вещей), за которыми наблюдает ребенок в повседневной жизни. Именно в процессе наблюдений и исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста формируется интегральный «образ» знаний о природе («образ природы»), понимание взаимосвязи человека и природы, взаимозависимости и взаимообусловленности их существования.

Учитывая актуальность исследуемой проблемы, обращаемся к «Конвенции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи», указывается на необходимость воспитания у детей и молодежи бережного отношения к природной среде Республике [4]. Суть, которой заключается в воспитании у детей дошкольного возраста элементов развития эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде и утверждении эмоционально-ценностного отношения к практической и духовной деятельности человека. Базовым компонентом дошкольного образования предусмотрено до конца дошкольного возраста сформировать представление о природе планеты Земля и Вселенной, в частности о живых организмах, разнообразие явлений природы, причинно-следственные связи в природе, взаимозависимость природных условий, мира растений, животных, человеческой деятельности как положительного или отрицательного фактора влияния на природу, таким образом сформировать способность ребенка брать на себя ответственность за свое будущее и будущее окружающей среды [1].

Анализ научных психолого-педагогических исследований показал изучения различных аспектов по проблеме экологического образования и экологического воспитания в работах зарубежных и отечественных ученых (Б.  Г. Ананьева, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. С. Волковой, В. В. Давыдова, К. Р. Дерябо, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. Н. Захлебного, Н. О. Кот, Е. М. Кудрявцевой, Н. В. Лысенко, С. М. Плохий, С.  Л.  Рубинштейна, И. А. Хайдурова, В. А. Ясвин, и др.)

В своих работах Н. В. Глухова, Н. М. Горопаха, Н. В. Лысенко, С.  Николаева, С. М. Плохий и др., отмечают, что в период дошкольного детства закладываются основы миропонимания, экологической компетентности и практического взаимодействия с природой. Исследователи подчеркивают значимость дошкольного возраста для решения вопросов экологического воспитания, поскольку именно в этот период ребенок приобретает первый опыт взаимодействия с миром природы, в ней формируются основы ценностных ориентаций.

По глубокому убеждению, Т. И. Пониманська экологическое воспитание имеет целью формирование основ экологической культуры ребенка, навыков природоохранной деятельности [7]. В свою очередь, Н. М. Горопаха подчеркивает, что главным в содержании экологической работы является формирование внутреннего мира ребенка, его ценностных ориентаций, в основе которых – осознание своего единства с природой, взаимозависимости с ней [3].

Значительный интерес представляет в этом направлении исследования Н. О. Кот, который отмечает, центром экологического воспитания должны быть положения: человек – часть природы; мера вещей – уникальность жизни; согласования потребностей с экологическими требованиями; уважение ко всем формам жизни [5].

Сделанный нами теоретический анализ научных разработок показал, что формирование экологического сознания личности направляется через:

- формирование экологических представлений о системе «человек – природа» для понимания взаимозависимости и взаимообусловленности их существования;

- формирование отношения к природе, что определяет мотивы, характер направлений взаимодействия с природой, стимулирует эколого-целесообразное поведение;

- формирование системы умений и навыков взаимодействия с природой.

Как отмечает в своих трудах Н. В. Лысенко, экологическое воспитание реализуется в единстве с обучением, а в совокупности они выливаются в единый процесс воспитания личности. Знания детей о природе, по ее мнению, является дидактической основой экологического воспитания. Основные этапы процесса экологического воспитания: усвоение детьми экологических знаний, превращение их в элементы убеждений как основное ядро сознания [6].

Итак, на основании указанного сформулируем следующее, экологическое воспитание на современном этапе имеет четкую направленность, цель которого научить радоваться общению с природой, развивать познавательный интерес, восхищение красотой и разнообразием окружающего мира, воспитания бережного отношения к природе у дошкольников. Собственно, отношение можно назвать основным результатом и показателем сформированности полученных знаний, которые в свою очередь, является обязательным компонентом процесса формирования экологической воспитанности.

В этом контексте экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, с этической стороны, потому что в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сохранить природу и т. д.

Бережное отношение – это получение удовольствия от общения с природой, эмоциональное восприятие природных объектов и явлений, своеобразная проекция ценностных нравственных представлений, которые формируются в дошкольном возрасте и на следующих этапах культурного развития.

Процесс воспитания бережного отношения к природе сложен и связан с формированием таких структурных компонентов личности как:

- потребностей, обусловленных функциями природной среды;

- эмоциональной готовности к осознанию ценностей природы;

- мотивов взаимодействия с природой на основе осознания ценностей природы; личного опыта эмоционально-ценностного отношения к природе. В формировании бережного отношения к природе имеют значение как положительные, так и отрицательные эмоции [2].

Задача воспитателя – научить ребенка жить по законам природы. Дошкольное учреждение открывает для этого чрезвычайные возможности, именно здесь у детей закладываются основы интеллекта, структура мышления, а естественная любознательность детей и искренний интерес к окружающей среде создают чрезвычайно благоприятные условия для воспитания бережного (гуманного, нравственного) отношение к природе и формирования экологической компетентности.

Разнообразить процесс экологического воспитания дошкольников способствуют традиционные и нетрадиционные формы и методы работы. В арсенале современного воспитателя обязательными должны быть экологические занятия, экологические экскурсии, наблюдения, прогулки, уроки доброты и мышления, кружки, музеи, лаборатория юного эколога (опыты и эксперименты), «экологическая тропа», экологические выставки и экспозиции, зеленый патруль, трудовой десант, конкурсы, обсуждения и проигрывания ситуаций, «День добрых дел», обзор картин, демонстрация фильмов (презентаций), экологические праздники, развлечения, экологические сказки, инсценировки и театрализация (см. Приложение 1).

Кроме использованных методов воспитания бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста заслуживают внимания и современные методы:

- метод экологических ассоциаций (направленный на пробуждение ассоциативных связей между различными природными объектами, лес – многоэтажный дом для животных);

- метод экологической рефлексии (анализ поведения человека с точки зрения природных объектов, что чувствует сломанное деревце, можно сказать о человеке, который ее сломал?).

Только использование всех выше указанных форм и методов экологического воспитания помогут, как педагогам, так и родителям получить желаемый результат в воспитании бережного отношения к природе, к себе как части природы, что и является основной целью экологического воспитания.

Итак, из выше сказанного можем сделать такой вывод, что воспитание бережного отношения к природе – это важная составляющая всестороннего воспитания ребенка, направленная на формирование экологического мировоззрения. Как свидетельствуют результаты исследования, сегодня проблема воспитания бережного отношения к природе должна рассматриваться в широком смысле: не только как проблема окружающей среды и защиту его от загрязнения, но и как экология личности, экология души, экология культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Беленький, Г. В. Дошкольникам о мире природы: старший дошкольный возраст: учеб. метод. пособие / Г. В. Беленький, Т. С. Науменко, А. А. Половина. – Москва : Генезис, 2013. - 106 с.

  2. Бенедь, А. Л. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде в процессе экологического воспитания / А. Л. Бенець // Вестник Института развития ребенка: сб. наук. пр. - Серия: Философия, педагогика, психология. – Москва : Издательство НПУ им. М. П. Драгоманова, 2011. - Вып. 13. - С. 44 - 49.

  3. Горопаха, Н. М. Воспитание экологической культуры детей / Н.  М.  Горопаха. – Ровно: Волынские обереги, 2001. - 212 с.

  4. Конвенции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Приказ № 322 от 17.07.2015 г.

  5. Кот, Н. О. новых аспектах содержания экологического воспитания дошкольников / Н. О. Кот // Сборник научных трудов Бердянского государственного педагогического университета. - Серия: Педагогические науки. - Бердянск: БГПУ, 2005. - Вып. 2. - С. 54 - 59.

  6. Лысенко, Н. В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: учеб. пособие. для пед. Вузов / Н. В. Лысенко. - Львов: Мир, 1994. - 144 с.

  7. Пониманська, Т. И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / Т.  И.  Пониманська. – Москва : Академвидав, 2004. - 435 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рис. 1. Карта – схема маршрута экологической тропы в детском саду.

  1. Розарий

  2. Розарий

  3. Елочная поляна

  4. Цветочная клумба

  5. Ирисовая тропинка

  6. Березовая роща

  7. Огороды

  8. Розарий

  9. Цветочная клумба

  10. Лекарственные деревья (скворечники)

  11. Цветочная поляна

  12. Стадион

  13. Бордюрные розы

  14. Цветочная клумба

  15. Сказочный пенек

  16. Сосны

  17. Цветочная клумба

  18. Спортплощадка.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!