СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Сенсомоторное развитие детей раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»













КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ





Сенсомоторное развитие детей раннего возраста









Подготовила:

Тарасова Ю.А.











Тема моего выступления посвящена сенсомоторному развитию детей раннего возраста. Почему? Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для накопление представлений об окружающем мире (2 слайд).

А.П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог-воспитатель, вносить что-то новое, яркое. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния на способности, которые необходимы были в прямой зависимости от непосредственного окружающего ребёнка конкретного мира» Е. И. Тихеева 3слайд).

Здоровье ребенка, физическое и духовное зависит от того, каким он увидит окружающий мир. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек, предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребенок, так или иначе, воспринимает это. Но, без разумного педагогического руководства взрослых, восприятие оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходимо последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической теории, где отмечают, что сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общественного развития.

Сенсомоторика – это умение управлять движениями и эмоциями. Это согласованность органов зрения, слуха и движения. (4 слайд).

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Особенно важно в раннем и дошкольном детстве правильное формирование мелкомоторных функций, благодаря им, сенсорные процессы развиваются особенно активно (5слайд).

В своей работе для определения уровня развития мелкой моторики рук применяю метод наблюдения за детьми: во время режимных моментов (как умеет ли ребенок держать правильно ложку, карандаш). Во время образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми (лепка, рисование, игры с мозаикой).

В результате проведенной работы, были выявлены большинство детей с низким уровнем сенсомоторного развития, у этих детей нарушена мелкая моторика рук и зрительно-двигательная координация, ограниченны процессы зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия, затруднена ориентировка в пространстве. Это еще обусловлено в силу своего возраста, дети пришли “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики.

По результатам проведенной диагностики мною были поставлены задачи, одна из которых является основной 1помочь ребёнку накопить представления о цвете, форме, величине.

2Создать предметно-пространственную развивающую среду, способствующую сенсомоторному развитию тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового восприятия, развитие зрительного восприятия, восприятие формы, величины, цвета, восприятие особых свойств предметов. 3Просвещение родителей в области сенсомоторного развития детей, а так же по организации игр, в семье и в детском саду. (6слайд)

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРИКИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитание сенсорно-моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития.

Цель моей педагогической деятельности – создание условий, обеспечивающих эффективное использование нетрадиционных дидактических игр для наиболее быстрого и легкого формирования представлений о сенсорных эталонах.

Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Принципы моей работы по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Принципы доступности и индивидуальности

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

Принципы последовательности и систематичности

К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями…».

Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Принцип наглядности

Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки радуют глаз. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений (6 слайд).

Методы и приемы

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и игр с игрушками использую следующие методы:

Словесный метод

Словесные обращения воспитателя к детям – объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения

В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

  • различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

  • использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

  • решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев (7 слайд).

Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Для успешной организации сенсорного развития в группе создана предметно-развивающая среда, где имеется наличие нетрадиционных игр и пособий, где каждый малыш может найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. (8 слайд).

Совместно с родителями старались сделать эффективную, полифункциональную среду по сенсомоторному развитию детей не только в ДОУ, но и в дома, с целью обогащения представлений детей о многообразии свойств предметов окружающего мира и их свойств, стимулирования развития разных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного. Для этого приобретали готовые дидактические пособия, создавали авторские игры и пособия своими руками и с помощью родителей (9 слайд).

Родители являются - активными участниками в процессе формирования у детей сенсомоторных навыков, поэтому им была предложена картотека игр в домашних условиях: игры с крупами; игры с подручными материалами; игры с прищепками и т. д. (10 слайд).

При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе я учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. При этом особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей. Уголок оснащен пособиями для формирования представлений о цвете, форме, величине (11слайд), о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве: расширение представлений и ориентировка в окружающем (12 слайд), развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений (13, 14 слайды), игры на развитие любознательности и познавательной мотивации в процессе экспериментирования (15 слайд), игры на развитие двигательной активности детей, развитие крупной моторики (16 слайд). Собрано много материала на развитие тактильных ощущений — большое количество природного материала : шишки, жёлуди, бобы, горох и многое другое.

Работу с детьми по сенсомоторному развитию я провожу на протяжении всего дня, интегрируя ее в различных видах детской деятельности: в непрерывной организованной образовательной деятельности, в совместной с детьми свободной деятельности и самостоятельной деятельности детей.

Мной разработаны дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию дошкольников: д./игры «Разноцветные краски», «Собери красную, жёлтую, зелёную. Синюю картинки», «Наряди солнышко», «Заготовки на зиму», «Спрячь зайчика в домик», «Подбери заплатку», «Подбери фартук матрёшкам», «Подбери пару», «Выложи листочки по цвету», «Чудо - домик", разноцветный театр «Теремок» (17 слайд),

Интересной идеей для меня показалось изготовление сказки «Теремок», из мягкого материала - фетра, которые мы сделали вместе с родителями. Для этого наглядного дидактического пособия - сказки мы использовали разноцветную ткань основных цветов для персонажей - животных, которые отличаются не только определённым цветом, но и размером, кармашки - «балкончики» разного цвета для каждого персонажа, липучки, с помощью которых крепятся герои сказки. Цель пособия: способствовать развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, творческих способностей, направлено на умственное развитие дошкольника в целом.
Применение наглядного пособия
в самостоятельной деятельности – предметно - игровое манипулирование.
в совместной деятельности педагога и ребёнка - направленно на развитие познавательных интересов.
на занятиях по коммуникативной деятельности,

в игровой деятельности, восприятие художественной литературы, в театральной деятельности, в домашних играх мамы и малыша, в обыгрывании сказки, в придумывании и обыгрывании различных сюжетов.

В процессе работы возникла идея о создании многофункционального дидактического пособия «Чудо - домик". Цель пособия: создание условий для формирования у детей раннего возраста сенсомоторных умений; развитие мелкой моторики рук, совершенствование координации движения кистей рук, развитию тактильного восприятия, создание условий для дальнейшего развития самостоятельной познавательной активности. «Чудо – домик» изготовлен, как и театр из мягкого материала – фетра, с липучками, с окошками для картинок, где окошки открываются и закрываются с помощью пуговиц, замочков, завязочек; в дополнение к нему идут круглые фетровые изображения различных предметов на липучке; букв, цифр, для дальнейшего развития детей.

Также мною подобран информационный материал по теме для работы с родителями:

  • консультации «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста», «Сенсомоторное развитие детей с особыми образовательными потребностями», «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие».

  • папки передвижки : «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности», «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру».

  • памятки : «23 идеи для развития моторики», «Родителям о развитие моторики», «Игры своими руками для сенсомоторного развития дошкольников».

  • буклеты «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста», анкеты «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ», «С крупой играем, речь развиваем».

Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» – воскликнул я.

Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!».







































4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!