КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Сенсомоторное развитие детей раннего возраста
Подготовила:
Тарасова Ю.А.
Тема моего выступления посвящена сенсомоторному развитию детей раннего возраста. Почему? Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для накопление представлений об окружающем мире (2 слайд).
А.П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог-воспитатель, вносить что-то новое, яркое. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания.
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния на способности, которые необходимы были в прямой зависимости от непосредственного окружающего ребёнка конкретного мира» Е. И. Тихеева 3слайд).
Здоровье ребенка, физическое и духовное зависит от того, каким он увидит окружающий мир. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек, предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребенок, так или иначе, воспринимает это. Но, без разумного педагогического руководства взрослых, восприятие оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходимо последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической теории, где отмечают, что сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общественного развития.
Сенсомоторика – это умение управлять движениями и эмоциями. Это согласованность органов зрения, слуха и движения. (4 слайд).
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Особенно важно в раннем и дошкольном детстве правильное формирование мелкомоторных функций, благодаря им, сенсорные процессы развиваются особенно активно (5слайд).
В своей работе для определения уровня развития мелкой моторики рук применяю метод наблюдения за детьми: во время режимных моментов (как умеет ли ребенок держать правильно ложку, карандаш). Во время образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми (лепка, рисование, игры с мозаикой).
В результате проведенной работы, были выявлены большинство детей с низким уровнем сенсомоторного развития, у этих детей нарушена мелкая моторика рук и зрительно-двигательная координация, ограниченны процессы зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия, затруднена ориентировка в пространстве. Это еще обусловлено в силу своего возраста, дети пришли “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики.
По результатам проведенной диагностики мною были поставлены задачи, одна из которых является основной 1помочь ребёнку накопить представления о цвете, форме, величине.
2Создать предметно-пространственную развивающую среду, способствующую сенсомоторному развитию тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового восприятия, развитие зрительного восприятия, восприятие формы, величины, цвета, восприятие особых свойств предметов. 3Просвещение родителей в области сенсомоторного развития детей, а так же по организации игр, в семье и в детском саду. (6слайд)
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРИКИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитание сенсорно-моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития.
Цель моей педагогической деятельности – создание условий, обеспечивающих эффективное использование нетрадиционных дидактических игр для наиболее быстрого и легкого формирования представлений о сенсорных эталонах.
Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Принципы моей работы по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста
Принципы доступности и индивидуальности
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
Принципы последовательности и систематичности
К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями…».
Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.
Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
Принцип наглядности
Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки радуют глаз. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений (6 слайд).
Методы и приемы
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и игр с игрушками использую следующие методы:
Словесный метод
Словесные обращения воспитателя к детям – объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод обучения
В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев (7 слайд).
Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Для успешной организации сенсорного развития в группе создана предметно-развивающая среда, где имеется наличие нетрадиционных игр и пособий, где каждый малыш может найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности. (8 слайд).
Совместно с родителями старались сделать эффективную, полифункциональную среду по сенсомоторному развитию детей не только в ДОУ, но и в дома, с целью обогащения представлений детей о многообразии свойств предметов окружающего мира и их свойств, стимулирования развития разных видов детского восприятия : зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного. Для этого приобретали готовые дидактические пособия, создавали авторские игры и пособия своими руками и с помощью родителей (9 слайд).
Родители являются - активными участниками в процессе формирования у детей сенсомоторных навыков, поэтому им была предложена картотека игр в домашних условиях: игры с крупами; игры с подручными материалами; игры с прищепками и т. д. (10 слайд).
При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе я учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. При этом особое внимание уделила подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей. Уголок оснащен пособиями для формирования представлений о цвете, форме, величине (11слайд), о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве: расширение представлений и ориентировка в окружающем (12 слайд), развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений (13, 14 слайды), игры на развитие любознательности и познавательной мотивации в процессе экспериментирования (15 слайд), игры на развитие двигательной активности детей, развитие крупной моторики (16 слайд). Собрано много материала на развитие тактильных ощущений — большое количество природного материала : шишки, жёлуди, бобы, горох и многое другое.
Работу с детьми по сенсомоторному развитию я провожу на протяжении всего дня, интегрируя ее в различных видах детской деятельности: в непрерывной организованной образовательной деятельности, в совместной с детьми свободной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
Мной разработаны дидактические игры и пособия по сенсомоторному развитию дошкольников: д./игры «Разноцветные краски», «Собери красную, жёлтую, зелёную. Синюю картинки», «Наряди солнышко», «Заготовки на зиму», «Спрячь зайчика в домик», «Подбери заплатку», «Подбери фартук матрёшкам», «Подбери пару», «Выложи листочки по цвету», «Чудо - домик", разноцветный театр «Теремок» (17 слайд),
Интересной идеей для меня показалось изготовление сказки «Теремок», из мягкого материала - фетра, которые мы сделали вместе с родителями. Для этого наглядного дидактического пособия - сказки мы использовали разноцветную ткань основных цветов для персонажей - животных, которые отличаются не только определённым цветом, но и размером, кармашки - «балкончики» разного цвета для каждого персонажа, липучки, с помощью которых крепятся герои сказки. Цель пособия: способствовать развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, творческих способностей, направлено на умственное развитие дошкольника в целом.
Применение наглядного пособия в самостоятельной деятельности – предметно - игровое манипулирование.
в совместной деятельности педагога и ребёнка - направленно на развитие познавательных интересов.
на занятиях по коммуникативной деятельности,
в игровой деятельности, восприятие художественной литературы, в театральной деятельности, в домашних играх мамы и малыша, в обыгрывании сказки, в придумывании и обыгрывании различных сюжетов.
В процессе работы возникла идея о создании многофункционального дидактического пособия «Чудо - домик". Цель пособия: создание условий для формирования у детей раннего возраста сенсомоторных умений; развитие мелкой моторики рук, совершенствование координации движения кистей рук, развитию тактильного восприятия, создание условий для дальнейшего развития самостоятельной познавательной активности. «Чудо – домик» изготовлен, как и театр из мягкого материала – фетра, с липучками, с окошками для картинок, где окошки открываются и закрываются с помощью пуговиц, замочков, завязочек; в дополнение к нему идут круглые фетровые изображения различных предметов на липучке; букв, цифр, для дальнейшего развития детей.
Также мною подобран информационный материал по теме для работы с родителями:
консультации «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста», «Сенсомоторное развитие детей с особыми образовательными потребностями», «Влияние сенсомоторных игр на речевое развитие».
папки передвижки : «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности», «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру».
памятки : «23 идеи для развития моторики», «Родителям о развитие моторики», «Игры своими руками для сенсомоторного развития дошкольников».
буклеты «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста», анкеты «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста в условиях ДОУ», «С крупой играем, речь развиваем».
Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» – воскликнул я.
Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!».
4