СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Современные образовательные технологии и методики, используемые педагогическими работниками в практической профессиональной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В кононсультации говорится о разных видах педагогических технологий, которые можно использоватьь в работе с дошкольниками.

Просмотр содержимого документа
«КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Современные образовательные технологии и методики, используемые педагогическими работниками в практической профессиональной деятельности»»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Современные образовательные технологии и методики,

используемые педагогическими работниками в практической профессиональной деятельности»



№ п/п

Современные образовательные технологии и/или методики

(Название, автор/авторы)

Цель использования технологии/методики

Описание порядка использования (применения) технологии/методики в практической

профессиональной деятельности

Результат использования технологии/методики

Технологии работы с взрослыми


Технология проблемного

Основные цели:

Использую следующие методы и технологии

1.ДОУ …. Является участником


обучения (И.А.Ильницкая, Т.В.

-развитие познавательных и

проблемного обучения.

конкурса дошкольных


Кудрявцев, Е.С. Полат, Г.К.

творческих способностей

Эвристическая беседа:

учреждений, разрабатывающих


Селевко, Е.И Пассов)

педагогов.

-формулирую проблему с помощью наводящих

инновационные проекты



-активизация мышления.

вопросов, подвожу педагогов к самостоятельному

развития дошкольного



-формирование

поиску еѐ решения;

учреждения



коммуникативных умений.

-подвожу педагогов к противоречию и предлагаю им

2.Разработана образовательная



-повышение мотивации к

самим найти способ его решения на основе

программа ДОУ,



самообразованию.

имеющихся у них знаний;

соответствующая ФГТ ООП ДО.




-совместно с руководителем педагоги уточняют и

3.Разработаны рекомендации по




углубляют понимание представляемого материала.

оформлению документации




Поисково-исследовательский метод:

педагогических работников

1



-формулирую проблему, педагоги самостоятельно

ДОУ.




находят пути еѐ решения на основе анализа и

4.В результате использования




обобщения рабочего материала.

данной технологии повысилось




Применяю разные формы организации методических

качество предоставления




мероприятий, занятий курсов повышения

собственного педагогического




квалификации: «мозговой штурм», «дискуссия»,

опыта (ежегодно ..% педагогов




«круглый стол», «семинар».

становятся участниками





семинаров, конференций





разного уровня) увеличилось





количество участников





профессиональных и творческих





конкурсов разных уровней на





…%.


Групповые технологии

Цель:

В процессе применения происходит:

1.


(Г.К. Селевко)

активизация коллективной

-взаимное обогащение знаниями и умениями


2


познавательной

деятельности.

педагогами в группе;

-организация совместных действий, ведущая к




Задачи:

активизации познавательных процессов и поиску

2. Организована деятельность



-формирование личной

решения проблем;

творческой группы по духовно-



ответственности,

- развитие коммуникативной культуры, навыков

взаимообучения, взаимоконтроля и взаимопомощи.

-коммуникация;

-рефлексия, через которую осуществляется коррекция действия.

На практических занятиях ГМО, курсов повышения квалификации, в работе творческих групп использую: проблемные ситуации, познавательные задачи, заполнение таблиц, составление схем, опорных конспектов, использование занимательного материала, лабораторные и практические работы.

Использую разнообразные формы проведения

мероприятий: «диспут», «открытый показ», «аукцион педагогических идей».

нравственному воспитанию дошкольников в рамках

взаимодействия дошкольного отдела .. с…

3. … % МДОУ являются участниками

экспериментральной

деятельности Федерального уровня.








3

Личностно-ориентированный подход (Якиманская И.С.)

Общение с педагогами, привлечение к методической работе на уровне их

возможностей и способностей.

Раскрытие потенциала педагога.

Стимулирование педагогов к высказываниям.

Создание психологически

благоприятного климата для естественного

самовыражения.

  1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех участником методических мероприятий.

  2. Использование проблемных творческих заданий и ситуаций.

  3. Использование заданий в подготовке мероприятий разного уровня сложности, нацеленных на реализацию индивидуальных возможностей педагогов.

4.Учѐт мнения и желания педагогов.

  1. В результате использования данной технологии наблюдается карьерный рост педагогов (…% старших воспитателей работают в должности заведующих).

  2. У ….% педагогов выстроена индивидуальная

образовательная траектория профессионального роста.

  1. ….% педагогов проявляют успешность в подготовке мероприятий разного уровня.

  2. Наблюдается стабильная успешность педагогов в конкурсном движении (ежегодно получают около ….

наград разного уровня).





4

Информационные компьютерные технологии

(А.И. Яковлев).

Развитие коммуникативных навыков, умений работать с информацией.

Развитие умений принимать оптимальные решения.

Повышение уровня компетентности педагогов в области современных информационных

технологий.

Использую компьютер. Интернет ресурсы www.1september.ru; www.pedsovet.org; http://pedgazeta.ru/; www.open class. ru , Wikipedia и др. для подготовки материалов, планов методических объединений; в подготовке конкурсов.

Размещаю методическую информацию по результатам мероприятий на образовательном портале «Всѐ образование» http://ozedu.ru.

Использую в проведении методических объединений презентации в формате Microsoft Office Power Point.

  1. 100% старших воспитателей являются активными участниками муниципального сетевого взаимодействия (общение по электронной почте, использование ЭОР в практической деятельности).

  2. 70% педагогов размещают материалы из опыта работы в сети Интернет («Методическая



Распространение лучшего

Организую творческие и профессиональные конкурсы

копилка», «Интернет журнал

профессионального опыта.

презентаций.

П.П.П.»-http://ozedu.ru,

Обмен педагогической


http://pedgazeta.ru/ и др.); в

информацией.


газете «Ореховские вести»



(рубрика «Образовательная



среда»); сборниках творческих



работ («Обыкновенное чудо»,



Рождественских чтений),



научно-практических журналах



(«Старший воспитатель»,



«Творчество в детском саду»).



3. Наблюдается повышение



активности и мотивации к



профессиональной



самореализации педагога



(педагоги создают презентации



и проекты по темам творческих



и профессиональных конкурсов,



выступлений, используют



информационное пространство



сети Интернет в организации



образовательного процесса в



детьми).


Игровые технологии

Основные цели:

Дидактическая цель ставится перед педагогами в

1. На 35% повысился интерес к


(С.А.Шмаков)

-активизация

форме игровой задачи.

мероприятиям.



познавательной

Включение в практические занятия игр и игровых

2. Повышение мотивации



деятельности педагогов;

моментов, которые активизируют деятельность

педагогов к профессиональному



-развитие интереса к

педагогов (имитационные, ролевые,

росту на 25%.



представляемому материалу

коммуникативные, деловые игры, импровизация),

3. Наблюдается активизация



через игровую деятельность;

делают процесс общения и решения проблемных

мыслительной деятельности,

5


-соединение теории и

практики;

задач интересным и занимательным, создают у

педагогов рабочее настроение, облегчают

снижение утомляемости,

развитие взаимопомощи и



-обеспечение единства

преодоление трудностей в усвоении материала.

коммуникативных навыков



эмоционального и

Сущность игр заключается в обработке реальных

педагогов.



рационального;

проблем и принятии связанных с ними решений на




-повышение эффективности

примере заданных ситуаций. Игры ориентированы на




методической работы.

решение конкретных предметных задач или ситуаций.





Мною используются:





- игры-тренинги, которые направлены на развитие





умений и навыков систематизации информации. Предварительный этап игр-тренингов содержит подготовку раздаточного материала: карточек с терминами (по числу участников или больше), разного рода таблиц, рисунков.

- ролевые игры предусматривают распределение ролей, переработку информации и подготовку материала в соответствии с предложенной ролью.









6

Технология управленческой

деятельности старшего воспитателя (К.Ю.Белая)

Анализ деятельности, детальное планирование и организацию повседневной работы педагогов детского сада.

Создание предпосылки для взаимодействия субъектов педагогического процесса и обеспечение педагогам соответствующей

эмоционально- психологической атмосферы.

Разработка годового, перспективного, календарного планов, системы работы, расчет объема работы по времени.

Организация учебно-воспитательной, методической работы, контроль за работой воспитателей,

организация взаимодействия в работе воспитателя и специалистов, проведение диагностики и мониторинга. Осуществление взаимосвязи в работе ДОУ и социума. Повышение квалификации педагогов через педсоветы, консультации, открытые просмотры ОД, семинары, изучение лучшего опыта педагогов, публикации, КПК, мониторинг.

Полное усвоение выбранных программ, рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогами. Успешная деятельность педагогов и детей. Высокая оценка деятельности воспитателей родителями,

повышение престижа детского сада как фактора сохранения и развития дошкольного

учреждения.

Сохранение здоровья детей и

качественная подготовка детей к школе.







7

Информационно-

коммуникационные технологии (Т.С.Комарова)

Научить педагога пользоваться современным мультимедийным

оборудованием, создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической

деятельности.

Через использование ИКТ значительно разнообразить процесс воспитания,

обучения и развития дошкольника.

Использование ноутбука с подгруппой детей. Анимация, видео, использование компьютера и монитора большого размера, ноутбука и ЖК- телевизора.

Демонстрация на экране монитора тематической презентации, наглядного, игрового материала, использование мультимедийного оборудования для презентации опыта работы (ГМО, семинары, родительские собрания, педсоветы).

Сайт ДОУ позволяет поддерживать активное взаимодействие с внешним миром. Основной сайт расположен на бесплатном сервисе.

www.ozedu.ru, http://mdou18.ucoz.ru

Повысилось качество образовательного процесса, возможность

профессионального общения в широкой аудитории

пользователей сети Интернет. Повысилась познавательная мотивация воспитанников, наблюдается рост их

достижений, ключевых компетентностей. Повысился

авторитет воспитателей среди родителей.


Информационно- коммуникативная

Повышение уровня

Педагоги прошли обучение на курсах повышения

Созданы персональные сайты


технология (Комарова Т.С.)

информационной грамотности и профессиональной подготовки педагогов.

квалификации в МГОГИ и ПАПО «ИКТ в образовании», «Интернет технологии в образовании»., познакомились с нормативными

документами регламентирующими деятельность по использованию ИКТ в работе с детьми. В условиях ДОУ ведется обучение педагогов по использованию ИКТ в образовательном процессе по составлению мультимедийных презентаций для освещения своей

работы перед родителями и включения ИКТ в работу с детьми.

педагогов ДОУ в сети работников образования, опыт работы воспитателей и

специалистов размещен на

сайтах в Интернете. Педагоги используют материалы сайтов для саморазвития и обмена опытом. Активно используются ИКТ на семинарах-

практикумах, родительских

собраниях , ГМО. Повысилось качество образовательного процесса.





8

Информационно-коммуникативные технологии (Н.В. Апатова, В.П.

Беспалько)

Повышение качества

обучения за счет реализации возможностей ИКТ.

Возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Организация и проведение лекций, практических занятий, массовых мероприятий с использованием презентаций (MS PowerPoint), созданных мною,

библиотекарями или под моим руководством. Слайд-конспекты готовлю для сопровождения лекторской деятельности и выполняются в форме презентаций. Материал излагается в тезизном виде - приводятся основные схемы и определения.

Создание библиографических списков документов,

включающих интрнет-ресурсы, электронных ресурсов.

Умение работать с различными компьютерными программами,

Овладение библиотекарями умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать еѐ с помощью компьютерных технологий.





9

Проектная технология

(Джон Дьюи и В.Х.Килпатрик)

Получение и закрепление новых знаний, умений и навыков.

Развитие творческо- конструктивной

деятельности.

Метод проекта предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных приемов и средств обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений из различных отраслей науки, техники, технологии, творческих областей.

Технология применяется при проведении курсовой подготовки. В конце обучения осуществляется

итоговый контроль, цель которого является разработка и защита индивидуального проекта.

Умение самостоятельно приобретать новые знания из различных источников.

Развитие к себя исследовательских умений.

Желание применять полученные навыки на практике, в реальной жизни.



10

Технология «Портфолио» или формирование позитивного имиджа педагога (авторы Шепель В.М., Почепцов Г.Г., Калюжный А.А.)

Выявления талантливых библиотекарей,

стимулирования их инновационной

деятельности и

Использование технологии позволяет организовывать целенаправленную, систематическую,

индивидуальную деятельность библиотекарей, направленную на приобретение навыков

самопознания, самосовершенствования,

Повышение уровня мотивации личностного роста педагога.

Распространение передового опыта работы.



совершенствования профессионального

мастерства.

самоимиджирования с целью улучшения

самоощущения; развитие у библиотекарей интереса при работе над своим имиджем.


Технологии работы с детьми

1.

Технология проектной

деятельности (Веракса Н. Е.

Веракса А. Н. «Проектная

деятельность дошкольников»; Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова

«Образовательные проекты в детском саду»).

Активизация познавательного и

творческого развития ребѐнка и одновременное формирование его личностных качеств.

Тематика проектов обусловлена выявленными в ходе работы проблемами или спецификой учреждения. На этапе подготовки анализируются концептуальные основы и методическое обеспечение по теме,

возможности детей. Намечаются пути решения задач, разрабатывается план. Во время подготовки и реализации проекта ПРС группы преобразуется в

соответствии с тематикой проекта, создаются условия для развития самостоятельности и творческого поиска у детей. Идѐт активное взаимодействие с родителями.

Развиты творческие

способности, инициатива, коммуникативные навыки, познавательный и поисковый интерес, самостоятельность.

Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта,

становятся достоянием их личного опыта.

2.

Технология системно-

деятельностного подхода

«Ситуация» (Л.Г. Петерсон)

Заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и

привлечение дошкольников к овладению новым знанием.

Концентрация внимания детей на учебной задаче.

Создание игровой ситуации, органичной предметному содержанию. Подбор и использование предметного

содержания, соответствующего обучающей задаче.

Обеспечение каждому ребѐнку возможности самостоятельной деятельности с изучаемым материалом.

Сформированы умения

анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,

самостоятельно организовать разные виды игр, строить отношения со сверстниками. Развиты: внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазия, творческие

способности.

3.

Личностно-ориентированная

(Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.

«Азбука общения: Развитие личности ребѐнка, навыков общения со сверстниками и взрослыми»).

Развитие навыков межличностного

взаимодействия детей со

сверстниками и взрослыми. Развитие эмоционально- нравственного и волевого компонентов личности.

Совместная деятельность воспитателя и детей, скрепленная взаимопониманием. Реализация принципа "мы вместе". Отказ от прямого принуждения, дифференцированный подход в организации образовательной деятельности.

Сочетание индивидуального и коллективного воспитания и обучения.

Адресная помощь родителям и детям в период адаптации в ДОУ.

У детей развиты коммуникативные навыки,

самостоятельность, уверенность в собственных силах, ощущение собственной значимости в группе сверстников. Дети

доверяют педагогу, с

удовольствием участвуют в совместной деятельности со

взрослыми и сверстниками.

4.

Информационно-

коммуникационные технологии (Т.С.Комарова)

Через использование ИКТ значительно разнообразить процесс воспитания,

обучения и развития

Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.

Знакомство со сценариями праздников и других

мероприятий. Обмен опытом, знакомство с

Использование компьютерных презентаций в качестве

наглядного материала в

образовательном деятельности



дошкольника.

периодикой, наработками и идеями других педагогов России и зарубежья, участие в формировании

содержания сайта ДОУ.

Создание компьютерных презентаций для использования в образовательной деятельности с детьми и в работе с родителями.

Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов

(сканирование, Интернет, принтер, презентация).

ведѐт к развитию внимания, памяти воспитанников, прочному усвоению детьми содержания образовательной

программы, а также развитию интегративного качества

«овладевший необходимыми умениями и навыками».

Использование ИКТ в работе с родителями ведѐт к повышению их педагогической

компетентности и созданию благоприятных

взаимоотношений, направленных на создание

психо-эмоционального комфорта в группе.

5.

Технология игровой деятельности в детском саду (Н.Ф.Губанова)

Обеспечение развития

самостоятельности в игре, развитие творчества, проявление интереса к новым видам игр.

Воспитание

самостоятельности, воли, коммуникативности.

Создание условий для проявления активности, и самостоятельного построения игры.

Обогащение способов игрового сотрудничества.

Создание условий для обогащения игрового опыта ребенка.

Использование в работе с детьми набора игр направленных на развитие познавательной

активности, творческой инициативы,

самостоятельности: развивающих, дидактических, сюжетно – ролевых, настольно - печатных, подвижных, режиссерских, театрализованных.

Предоставление детям возможности самим или под руководством воспитателя выбирать и

организовывать игру, посредством которой они

вступают в самостоятельную деятельность и общение со сверстниками.

У детей повысилась социальная активность. Дети научились

сознательно принимать игровую задачу, планировать игровые

действия, выполнять игровые действия по правилам,

добиваться правильного результата, рассуждать,

логически мыслить, справедливо оценивать свои действия и поступки и своих сверстников.

6

Игровая (К. Гросс, П.Ф. Лесгафт, С.Л. Новосѐловой)


Описание зависит от выбора автора и соответствующей классификации


7

Технология введения в образовательный процесс ДОУ основ православной культуры

(Гладких Л.П.,

Формирование уклада жизни дошкольного

учреждения в соответствии с

духовно- нравственными

Была выработана стратегия внедрения духовно – нравственного компонента в работу детского сада.

Педагоги прошли курсовую подготовку по программе

«Добрый мир» Л.Л.Шевченко. Проведены педсоветы,

Происходят позитивные сдвиги в поведении детей. Дети стали более добрыми, отзывчивым во

взаимодействии с другими


Шевченко Л.Л.)

традициями русского народа, традициями православной педагогики.

консультации, разработаны рекомендации по интеграции в образовательный процесс духовно – нравственного компонента. Реализуется план работы с семьей по возрождению семейных традиций. Разработано соглашение с благочинием о ведении координаторской работы в нашем дошкольном учреждении. Опыт работы представлен на районных

августовских конференциях , заседаниях творческой группы ДОУ города, на открытых мероприятиях

«Осенины», «День матери», «Рождество».

детьми и взрослыми, родителями. Родители активно посещаю проводимые

дошкольным учреждением

экскурсии, лектории, открытые мероприятия и участвуют в них.

8

Технология развития творческого воображения (Г.С.Альтшуллер)

Развитие творческого воображения, формирование у детей творческого

мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к

стабильному решению нестандартных задач в различных областях

деятельности.

Использование в процессе обучения системы творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит

алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка

задачи; строится модель;

определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат);

выявляются и анализируются физические противоречия;

прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Развитие у дошкольников

смекалки, изобретательских способностей, творческого

воображения, диалектического мышления.

Ознакомление с методами ТРИЗ развивает интеллектуальные, познавательные и творческие

способности дошкольников в разных видах деятельности: развитии речи, математике, изобразительной, театральной, игровой деятельностях, экологическом воспитании.

9

Технология саморазвития М.Монтессори.

Всестороннее развитие; воспитание

самостоятельности;

соединение в сознании ребѐнка предметного мира и мыслительной деятельности.

Организация развивающей среды для естественного обучения ребѐнка в соответствии с его развитием - ребѐнок сам себя развивает;

минимальное руководство деятельностью ребѐнка (обращение ребѐнка к педагогу «Помоги мне это сделать самому» - девиз педагогики Монтессори);

реализация принципа единства индивидуального и социального развития.

У детей развиты

самостоятельность творчество, умение находить нестандартный выход из сложившихся

ситуаций.

10

Технология раннего и интенсивного

обучения грамоте Н.А.Зайцева.

Научить ребѐнка читать и

считать в пределах ста к пяти годам.

Использование в работе с детьми кубиков Н. А.

Зайцева разных по цвету, размеру и звуку, который они издают. На гранях кубиков написаны склады.

Особенности использования технологии:

Достижение положительных

результатов в развитии устной речи детей.




  • становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому;

  • скпадовой принцип обучения чтению, отказ от фонемного принципа;

  • соединение обучения с пением (запоминание складок в форме лѐгких складовых песенок - напевок);

  • использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объѐмной, моторной,кинестетической; восприятие всему органами чувств, максимальная наглядность;

  • названия букв не учатся, не употребляются никакие термины.


11

Технология развивающих игр Б.П.Никитина.

Развитие

творческих способностей ребенка, внимания,

сообразительности.

Использование в игровой и образовательной

деятельности набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребѐнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов или пластика, деталей из конструктора - механика и т.д. Решение задачи предстаѐт перед ребѐнком не в

абстрактной форме ответа математической задачи, а в идее рисунка, узора или сооружения.

Использование игр Б.П. Никитина позволило решить проблемы:

  • развитие творческих

способностей с самого раннего возраста;

  • создание условий опережающего развития способностей;

  • создание «ситуации успеха»;

  • создание атмосферы

свободного и радостного творчества;

  • развитие самостоятельности и

творчества.

12

«Развивающая педагогика оздоровления»

В.Т.Кудрявчев. Б.Б.Егоров

Отработка основных видов движений: ходьба, бег, лазанье, бросание, метание; развитие двигательной

активности детей

Реализация принципа развивающего обучения в области физического воспитания дошкольников. Использование общеразвивающих упражнений с элементами перевоплощения, музыкально - ритмические упражнения, задания на развитие

мимики и артикуляции, элементы психогимнастики, упражнения на развитие мелких мышц рук, ряд игр и упражнений для профилактики плоскостопия, также упражнения для формирования и коррекции осанки, дыхательные и звуковые упражнения.

С использованием данной технологии наблюдается

тенденция улучшения, физического развития детей, улучшились показатели по основным видам движений: лазание - высокий - 69%, 77%,

79%, средний - 31%, 33%, 32%,

дальность броска правой рукой высокий - 31%, 25%, 42%,

низкий - 13%, 8%, 5%, левой





рукой высокий 19%, 34%, 46%,

низкий - 16%, 2%, 2% в

сравнении 2003 -2004 уч.г.,

2004 - 2005 уч.г., 2005-2006

уч.г.

13

«Гимнастика маленьких волшебников» С. В. Хрущѐв

Сохранение и укрепление здоровья детей,

профилактика заболеваний у детей

Использование разнообразных нетрадиционных методов и форм работы: гимнастика после сна с элементами йоги; дыхательная и звуковая гимнастики; игры, для улучшения самочувствия детей, склонных к частым простудным заболеваниям; игры серии «Лечимся сами».

С использованием данной технологии наблюдается

тенденция улучшения, физического развития детей.

Заболеваемость снизилась на 8% и составляет в среднем за год 5 пропущенных дней одним

ребѐнком.

14

«Аромотерапия» по В. А. Иванченко

Снижение заболеваемости, повышение защитных сил детского организма, профилактика

респираторных заболеваний

Использование эфирных масел аниса, укропа, розмарина

Малыши стали более спокойными, уменьшилась плаксивость, улучшился аппетит.

Использование травяных подушечек в спальне

Дети лучше засыпают, их сон более спокойный.

Использование эфирных масел, обладающих противовоспалительным действием: эвкалипта, шалфея, бальзама «Хвойный дар»

Заболеваемость снизилась на 8% и составляет в среднем за год 5 пропущенных дней одним ребѐнком.

15

Социально - оздоровительная технология «Здоровый ребѐнок» Змановский

Оздоровление детей посредством организации физкультурных занятий на улице, также набором разнообразных

закаливающих и оздоровительных

мероприятий.

Использование некоторых видов закаливающих процедур (обширное умывание: лица, шеи, рук до локтей; босохождение по мокрым дорожкам; полоскание рта), оздоровительный бег

Снижение показателей общей заболеваемости за 20….г. на

…%. Что составляет 8,1%.

16

Технология физического воспитания детей 5-7 лет «Играйте на здоровье!» Л.Н. Волошина

Оптимизация деятельности педагогов по обучению

старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений, достижения

«запаса прочности» здоровья у детей, развития их

Использование подвижных игр с элементами спорта, бесед по каждому виду спортивных игр в процессе обучения старших дошкольников элементам спортивных игр и упражнений с мячом.

Повышение результатов физической подготовленности старших дошкольников за

……г.г.: высокий - 60%, средний - 40%, 2005г. высокий - 80%, средний - 20%.




двигательных способностей, улучшения физической

подготовленности.



Технологии в работе музыкального руководителя

1

Технология «Звучащий мир» для

детей раннего и младшего-среднего возраста.

Авторы. Гогоберидзе А.Г, Деркунская В.А.

Развитие музыкальности детей раннего и младшего- среднего возраста

Знакомство детей на музыкальных занятиях и в повседневной жизни с музыкальными звуками и не музыкальными звуками, которые наполняют дом, групповую комнату, со звуками улицы, голосами природы, способностями человека издавать разные

звуки голосом, языком, хлопая в ладоши, притопывая ногами,

используя различные предметы быта, музыкальные и немузыкальные игрушки для создания игровых

ситуаций.

Обогащѐн музыкально-слуховой опыт детей. Развит интерес

ребѐнка к звукам разного характера, желание слушать

музыку, украшать еѐ детскими музыкальными инструментами, имитировать движения по характеру музыки. Дети подражают звукам, подпевают, радуются и сопереживают

вместе с игровыми персонажами. В целом дети

готовятся к восприятию музыки и более сложных

художественных образов.

2

Педагогическая технология контрастного сопоставления.

«Музыкальные шедевры» Радынова О.П.

Раскрыть детям красоту музыки, дать возможность прочувствовать еѐ.

Возникновение интереса детей к музыке, обострение слухового внимания в процессе бесед о различном характере музыкальных произведений, благодаря использованию приѐма контрастного сопоставления произведений одного жанра, пьес с одинаковыми названиями, произведений в пределах одного

настроения и др.

Развиты чувства и эмоции детей, сформирован устойчивый интерес к классической музыке, музыкальное мышление,

способствующее общему интеллектуальному развитию.

3

Педагогическая технология

«Ритмическая мозаика» Буренина А.И.

Развитие ребѐнка, формирование средствами музыки и ритмических

движений разнообразных умений, способностей, качеств личности

Освоение детьми разнообразных движений в музыкально-ритмических композициях на

музыкальных и физкультурных занятиях, утренней гимнастике, на вечерах досуга, в повседневной

деятельности, в самостоятельных играх, на прогулке; с последующим

включением этого репертуара в программы утренников.

У детей развиты: эмоциональная отзывчивость на музыку,

музыкальные и двигательные способности, выразительное исполнение движений под музыку.

Освоен большой объѐм разнообразных композиций и отдельных видов движений, точность и правильность

исполнения движений в танцах.

4

Педагогическая технология художественно - творческого

развития старших дошкольников в хороводных играх.

Авторы: Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.

Раскрытие индивидуальных творческих возможностей

детей старшего дошкольного возраста в доступной и интересной для них игровой

деятельности

Технология применяется на музыкальных и физкультурных занятиях, развлечениях, праздниках, в самостоятельной деятельности детей.

Дети стали раскрепощѐнными, умеют выражать свои эмоции и чувства, наблюдается появление мотивов для творческой

деятельности и потребности в самовыражении

5

Педагогическая технология танцевального творчества

«Танцевальная ритмика для детей» Суворова Т.И.

Развить творческие способности детей

посредством танцевального искусства, сформировать разностороннюю

творческую личность.

Технология реализуется на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, развлечениях, праздниках.

У детей развиты: координация движений, умение импровизировать с

использованием оригинальных и разнообразных движений,

умение выражать в движении

основные средства музыкальной выразительности.







Игровые технологии в ДОУ. Применение игровых технологий в ДОУ

«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром»

Фридрих Фребель


Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путѐм спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.


Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.


Игре присущи черты:


  • Всѐ, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребѐнка к активной творческой деятельности.


  • Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения.


Функции игры:


  1. Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)


  1. Коммуникативная


  1. Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры)


  1. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)


  1. Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)


Единственный язык, который легко даѐтся детям – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребѐнка невозможна!


Детские игры – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.


В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.

Так Ф. Фребель в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры, внешних органов чувств (сенсорные игры, движений (моторные игры) .


Характеристика видов игр немецкого психолога К. Гроса:


1 группа по педагогическому значению: игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю. 2 группа совершенствование инстинктов: семейные игры, игры в охоту, ухаживание.

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. П. Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы:

  1. Имитационные (подражательные)


  1. Подвижные (игры с правилами)


В работах Н. К. Крупской детские игры делятся на две группы:


    1. Творческие игры:


      1. режиссерские,


      1. сюжетно-ролевые,


      1. театрализованные,


      1. игры со строительным материалом


    1. Игры с правилами:


      1. Подвижные игры:


  • по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности)

  • по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.)


  • по предметам (с мячом, лентами, обручами, флажками, кубиками и др.)


      1. Дидактические игры:


  • по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.)


  • по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)


В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала актуальна. Новая классификация детских игр, разработанная С. Л. Новосѐловой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В своей практической игровой деятельности с воспитанниками мы применяем классификацию С. Л. Новоселовой.


Выделяют три класса игр:


1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, - самостоятельные игры:


  • Игра-экспериментирование:


Структура занятия-экспериментирования


А) Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации. Б) Тренинг внимания, памяти, логики мышления

В) Уточнение правил безопасности жизнедеятельности. Г) Уточнение плана исследования

Д) Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.


Е) Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

Ж) Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментов. Этапы экспериментально-исследовательской работы:

  1. Определение и постановка проблемы.


  1. Поиск и предложение возможных вариантов решения.


  1. Непосредственное проведение эксперимента.


  1. Обобщение полученных данных.


  1. Вывод.


  • Самостоятельные сюжетные игры:


  • Сюжетно – отобразительные


  • Сюжетно-ролевые


  • Режиссерские


  • Театрализованные


  1. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:


  • Игры обучающие:


  • Дидактические


  • Сюжетно-дидактические


  • Подвижные


  • Досуговые игры:

  • Игры-забавы


  • Игры-развлечения


  • Интеллектуальные


  • Празднично-карнавальные


  • Театрально-постановочные


  1. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникнуть по инициативе как взрослого, таки более старших детей:


  • Традиционные или народные


Классификация игр детей дошкольного возраста Классы игр Виды игр Подвиды игр

Игры, возникающие по инициативе ребенка Игры-экспериментирования

  1. Игры с природными объектами.


  1. Игры со специальными игрушками для исследования.


  1. Игры с животными


Сюжетные самодеятельные


  1. Сюжетно-отобразительные.


  1. Сюжетно-ролевые.


  1. Режиссерские.

  2. Театрализованные


Игры по инициативе взрослого Обучающие

  1. Сюжетно-дидактические.


  1. Подвижные.


  1. Музыкально-дидактические.


  1. Учебные Досуговые

  1. Интеллектуальные.


  1. Игры-забавы, развлечения.


  1. Театрализованные.


  1. Празднично-карнавальные.


  1. Компьютерные Игры народные Обрядовые

  1. Семейные.


  1. Сезонные.


  1. Культовые

Тренинговые


  1. Интеллектуальные.


  1. Сенсомоторные.


  1. Адаптивные Досуговые

  1. Игрища.


  1. Тихие игры.


  1. Игры-забавы


Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.


Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры.


Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.


Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт. Дети сами определяют тему игры, определяют линии ее развития, решают как станут раскрывать роли, где развернут игру. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнѐров, сами устанавливают игровые правила, следят за выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.


Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является - сюжет, который представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (готовит обед, крутит руль машины и др.) – одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:


  1. Бытовые (игры в семью, детский сад)


  1. Производственные, отражающие профессиональный труд людей (больница, магазин, парикмахерская)


  1. Общественные (День рождения, библиотека, школа, полет на Луну)


Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.


Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Она близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники, а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской.


Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. В режиссерской игре речь – главный компонент. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказывания, логические ударения, эмоциональная окрашенность, звукоподражания.

В жизни ребенка режиссерская игра возникает раньше, чем сюжетно-ролевая. Особенностью режиссерской игры является то, что партнѐры (игрушки заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Ребенок учится распоряжаться своими силами. Важнейшее условий для развития режиссерских игр – создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры. Обычно ребенок ищет для игры уголок, защищенный от взоров наблюдателей (детей и взрослых). Дома дети любят играть под столом, в спальне, поставить вокруг стулья, кресла.


Подбор игрового материала для режиссерских игр – необходимое условие для их развития. Новую по содержанию игрушку педагог сначала обыгрывает сам, чтобы показать возможность ее включения в знакомый сюжет.


В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.


Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое обыгрывание ролей в театрализованной игре значительно

отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В сюжетно-ролевой игре ребенок свободен в передаче изображения ролевого поведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы его осуществить ребенок должен понять каков персонаж, почему так поступает, представить его состояние, чувства. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной и интонационной речью) .


Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, спецификой детской театрализованной деятельности:


  1. Спектакль – дети как актеры выполняют каждый свою роль.


  1. Настольный театр с объемными или плоскостными фигурками.


  1. Фланелеграф (показ сказок, рассказов на экране)


  1. Теневой театр


  1. Театр петрушки


  1. Театр – бибабо (на ширме)


  1. Театр марионеток (водят по сцене, дергая сверху за нитки, закрепленные на планках)


  1. Игрушки – самоделки (из бросового материала, вязаные, сшитые и др.)


Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.


Помимо творческих игр существуют и другие виды игр, среди которых обычно игры с правилами (подвижные и настольные) .


Игры с правилами не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Типичными примерами подвижных игр с правилами служат хорошо всем известные пряталки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.


Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.


Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:


  • игрушки,


  • реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,


  • объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена)


Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:


  • Расширять и уточнять знания детей


  • Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация)


  • Совершенствовать речь


  • Развивать все психические процессы


Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.


Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.


Виды настольно-печатных игр:


  • Лото

  • Домино


  • Лабиринт


  • Разрезные картинки, пазлы


  • Кубики


Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.


Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевѐртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры- предположения («Что было бы, если бы.? ») .


Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Дидактическая (обучающая) задача – основной компонент.

Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях.

Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.


Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

Общение дошкольника со сверстниками происходит главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, учатся отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы, так что игра оказывает большое влияние на развитие общения детей в этот период.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно этой деятельности принадлежит ведущая роль в дошкольном возрасте.


Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцовой, игры развиваются в следующей последовательности:

  • младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ;


  • средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра;


  • старший возраст – игра с правилами, режиссѐрская (игра – фантазия, игра-драматизация)


Достаточно весомый вклад в формирование у детей двигательных умений и навыков вносят подвижные игры, которые включаются в режимные моменты с младшего возраста.

Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.

Так для детей младшего возраста педагоги создают личное игровое оснащение (ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы – заместители, дидактические игры, дающие опыт разнообразного использования объекта, на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.

В группе среднего дошкольного возраста воспитатели вместе с детьми изготавливают множество предметов – заместителей, так как задача педагога – научить детей отражать роль словесного, без опоры на реальный предмет.

В средней группе педагоги выделяют игровые зоны, в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры, объединяясь в небольшие группы. Организуя игру, педагог занимает позицию включѐнного партнѐра: он просит ребѐнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определѐнную роль.

В старшей группе педагоги организуют игровое пространство, ведущее место, в котором занимают опорные, специальные игрушки и предметы.

Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, моделируют еѐ среду, изменяя еѐ в ходе развития сюжета, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры.

Дети старшего возраста проявляют большой интерес к режиссѐрским играм. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, куколки, но и разнообразные предметы (ткань, шарик, брусок и т. д.) .

Содержанием этих игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Организации игр предшествует обсуждение общего замысла. Участвуя в играх, педагог выступает, как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приѐма «как будто» (например, «как будто мы побывали в космосе и теперь возвращаемся на Землю»). Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Педагоги стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении сюжетов оригинальными событиями. Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.



ТРИЗ – технология в детском саду.


Содержание

Из истории ТРИЗ - технологии…………………………………..

Возможности применения элементов ТРИЗ - технологии в работе с детьми дошкольного возраста……………………………………………… Примеры использования ТРИЗ - технологии в различных формах работы с детьми на определенном содержании…………………………………… Значение применения ТРИЗ - технологии в развитии познавательных способностей дошкольников…………………………………………… Приложение …………………………………………

Список литературы…………………………….


Из истории ТРИЗ – технологии.


Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г. С. Альтшуллеру.


Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) (псевдоним - Генрих Альтов) - автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель. В 1946-48 г.г. главной целью жизни стала разработка ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления.


Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель;

определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия;

прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.


Дальнейшую разработку идей Г. С. Альтшуллера и конкретной педагогической технологии осуществили его ученики, наиболее известными из которых являются Л. М. Курбатова, М. Шустерман и др.


Технология Г. С. Альтшуллера в течение ряда лет в 70— 80-х годах XX в. широко использовалась в работе с детьми школьного возраста. В детский сад программа ТРИЗ пришла в 1987 г. благодаря случаю. Участники одного из семинаров попросили показать занятие по программе ТРИЗ с детьми школьного возраста, но по ошибке слушателей привезли в детский сад в подготовительную группу. Это недоразумение позволило тризовцам «открыть» для себя способности детей-дошкольников и новый возраст приобщения ребенка к решению изобретательских задач. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления. В детские сады данная программа вошла под условным названием «Умка».


Исходным положением ТРИЗ - педагогики является принцип природосообразности обучения, который в основе своей опирается на природу ребенка. Кроме того, эта концепция целиком построена на положении Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.


Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги это: - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку еѐ девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приѐмах его решения, в подаче материала.


Возможности применения элементов ТРИЗ- технологии в работе с детьми дошкольного возраста.


Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ. Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американским учѐным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей.

Задачи:

Развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы воспитателя и т.п.

Развивать у детей способность к анализу,

Стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы. Формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.


Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка. Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Темами мозгового штурма могут быть:


  • как уберечь продукты от мышей;


  • как не намокнуть под дождем;


  • как мышам достать сыр из-под носа кота;


  • как выгнать лесу из зайкиной избушки;


  • как потушить пожар, если в доме нет воды;


  • как не дать медведю залезть на теремок и развалить его;


  • как оставить кусочек лета в зиму.


Правила мозгового штурма: 1)исключение всякой критики;

  1. поощрение самых невероятных идей;


  1. большое количество ответов, предложений;


  1. чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо - плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: нарисовать свой кусочек лета в зиму; вылепить продукты, которые стали недоступны мышам и т.д.


Воспитатель должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.


2) Метод «Синектика» предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии.


а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:


  • изобрази будильник, который забыли выключить;


  • покажи походку человека, которому жмут ботинки;


  • изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;


  • представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай

«Солнечный круг…» и т. д.;


б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;


в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.


Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом. Задачи:

Развивать умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий,

Воспитывать чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности.

Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф.Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.


Задачи:

Развитие творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов.

развивать комбинаторные умения, получать большое количество вариантов ответа в рамках заданной темы.


Обычно для морфологического анализа строят таблицу (две оси) или ящик (более двух осей). В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Затем выбираются различные сочетания элементов. Перебираются все возможные варианты.


Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Не будем пока отказываться от данного образа. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства можно занести данные характеристики в таблицу


Возможные варианты характеристик по выделенным критериям

Возраст

Место жительства

Средство передвижения

Стиль одежды

Характер

Ребѐнок

Дворец

Конь

Спортивный костюм

Добрый

Подросток

Многоэтажный дом

Автомобиль

Праздничный наряд

Вредный

Юноша

Лес

Ролики

Строгий костюм

Нытик

Старик

Детский сад

Лыжи

Шорты и майка

Весельчак

и т.д.

и т.д.

и т.д.

и т.д.

и т.д.


Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.


Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван- царевич – вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Или старик-весельчак в спортивном костюме, живущий в лесу и передвигающийся на роликах. Сразу хочется придумать историю о таком герое. Сколько простора для детского воображения!


Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э.Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.

Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даѐтся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.


Для работы понадобится любая детская книга с минимальным количеством иллюстраций. Желательно, чтобы текст был прозаическим. Взрослый задаѐт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальцем в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом «тыка» слова связываются в историю, сказку. Воспитатель может преобразовывать одни части речи в другие. Занятие проводится в быстром темпе, используются разные эмоциональные реакции на каждое новое словосочетание.


Главное здесь – грамотно составить вопросы и расположить их в нужной последовательности. При составлении вопросов следует учитывать некоторые общие особенности построения структуры сказок:


  • наличие положительного и отрицательного героев;


  • зло, причинѐнное отрицательным героем;

борьба положительного героя со злом; присутствие друзей и помощников и у положительного, и у отрицательного героев, присутствие волшебства. Вопросы можно варьировать в зависимости от развѐртывания сюжета. Это требует от воспитателя некоторого навыка работы с данным методом, умения вовремя сориентироваться и сформулировать новые вопросы, не предусмотренные изначально. По ходу составления необходимо фиксировать придуманный сюжет с помощью символов, знаков, схем, рисунков и т.п. Воспитателю следует помогать детям, подсказывать варианты развития событий, поощрять удачные находки. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти).


Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским психологом Ч.Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определѐнному объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.


Это усовершенствованный метод каталога. Он позволяет найти идеи новых, оригинальных товаров широкого ассортимента: различных сувениров, игр, реклам. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.


Цель МФО – установление ассоциативных с различными случайными объектами.


Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Хорошо, если один из них будет представителем природного мира, второй – рукотворного, третий – вообще нематериальное понятие. Но это условие необязательно. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов. Названные свойства и качества приписываются к изначально выбранному объекту, дети объясняют, как это может выглядеть и при каких условиях такое бывает.


Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.

Например: стол метеорит круглый искрящийся

кухонный горячий


пластмассовый стремительный


Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства. Например, машина:

стремительная – быстро едет; горячая – везет горячий хлеб; искрящаяся – летающая тарелка;

кухонная – с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т. д. Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.


  1. Типовые приѐмы фантазирования. Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования:


  • увеличение-уменьшение,


  • дробление-объединение,


  • оживление-окаменение,


  • специализация-универсализация,

  • преобразование свойств времени,


  • приѐм «Наоборот».


Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.


  1. Системный оператор


Работа с системным оператором предполагает формирование у ребѐнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определѐнный отрезок времени, признаки и строение и др.


Каждый объект материального мира имеет своѐ прошлое, настоящее и будущее. Кроме того, каждый объект имеет свой набор свойств и качеств, которые могут изменяться с течением времени. Если рассматривать объект материального мира, как систему, состоящую из определѐнных составляющих, имеющих определѐнные свойства и качества, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более широкой по своему строению. Так, например, пылесос – это система, состоящая и таких частей, как корпус, шланг, щѐтка и т.д. В свою очередь, пылесос является частью системы бытовая техника. Если учесть, что каждый объект материального мира имеет прошлое, настоящее и будущее, то его рассматривание и анализ можно представить при помощи таблицы,




Н/С Н/С Н/С


С С С


П/С П/С П/С


прошлое настоящее

будущее



где С – система, т.е.объект, который находится в центре рассмотрения;


Н/С – надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект; П/С – подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.


Таким образом, рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность(транспорт, игрушка, одежда, строение и т.д.). Кроме того, дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться и т.п. Информация заносится в таблицу. Целесообразно предложить детям закрепить полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта)


В случае, когда объектом, т.е. системой, является пылесос, данная таблица может выглядеть следующим образом



домашняя утварь бытовая техника бытовая техника


веник пылесос

скоростной аппарат по уборке помещений


прутья и верѐвка, скрепляющая и удерживающая прутья вместе корпус, шланг, щѐтка, колѐсики, шнур с вилкой, кнопка для включения

составляющие пылесоса в будущее полностью зависят от фантазии и воображения детей


прошлое настоящее будущее

Если объект для рассматривания выбран из нерукотворного мира, а из мира, например, природы, то целесообразно рассмотреть его развитие во времени, проследить его изменения в его внешнем виде в определѐнный отрезок времени.


Например, дерево.


корни, тонкий невысокий ствол, ветви

корни, высокий толстый ствол, ветви, листья, плоды корни, сухой обрубок ствола


саженец дерево пень


растение леса растение леса

-


прошлое настоящее будущее



Таким образом, дети учатся производить системные раскладки, анализировать и описывать систему связей между объектами окружающей действительности, строить разного рода классификации по выделенному признаку.


8)ММЧ( метод маленьких человечков). Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.


Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.


Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?


Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».


На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.


Примеры использования ТРИЗ - технологии в различных формах работы с детьми на определенном содержании.


Ознакомление с методами ТРИЗ развивает интеллектуальные, познавательные и творческие способности дошкольников в разных видах деятельности: развитии речи, математике, изобразительной, театральной, игровой деятельностях, экологическом воспитании.


Работа по формированию у детей творческих способностей в изобразительной деятельности представляет систему творческих заданий. Их использование позволяет решить целый спектр задач, как в рамках обучения ИЗО (формирование системы специальных знаний о гармонии, перспективе, стилях, жанрах большого искусства), так и связанных с формированием умений работать с проблемами, решать творческие задачи. Отдельные задания и упражнения могут вводиться в другие занятия, не связанные с изобразительной деятельностью, вводятся в свободное время как игра. Исходя из положения, что творчество дошкольника базируется на преобразовании свойств/значений признаков объекта возможно создание фантастических объектов в стиле сюрреализма на основе метода Морфологического анализа. Дети с удовольствием экспериментируют над знакомыми героями сказок и придумывают новые образы, придают им несвойственные черты характера (исправляют плохое, вредное) и передают это в сюжетном рисунке, коллаже юмористического характера.


Большое значение в развитии воображения и мышления дошкольников играет освоение Типовых приемов фантазирования. Можно изменить весь объект, его части, свойства, место нахождения.


Одним из основных показателей уровня развития интеллектуальных способностей дошкольника можно считать богатство его речи. Методы ТРИЗ- технологии позволили создать популярные в дошкольной практике методики по формированию речевых навыков дошкольников, которые наилучшим образом (быстро и качественно) позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. Основной формой обучения является система творческих заданий, реализация которых

Позволяет гарантированно научить детей 3-7 лет создавать образные характеристики объектов (сравнения, загадки и метафоры); Развивает у воспитанников способность к созданию рифмованных текстов;

Обеспечивает обучение детей составлению рассказов по картине 2-х типов: реалистического и фантастического;

Формирует читательские навыки у дошкольников: умение представить, вообразить словесные картины событий, действия, внешность героев, их поступки, понять взаимоотношения; производить анализ прочитанного; при этом обеспечивает эмоциональный отклик на произведение на протяжении всего периода изучения литературного произведения;

Развивает способность составлять сказки различных типов.


Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения созданию сравнений (первый этап). В младшем возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и т. д. На 5-ом году жизни усложняем задачу: в составляемой фразе не произносится признак, а остается только его значение (одуванчики желтые, как цыплята). Далее ребята учатся делать сравнения с другими объектами без помощи взрослого по выбранному самостоятельно признаку.


Затем отрабатывается умение составлять загадки (второй этап). Работа в этом направлении начинается с 3,5 лет.


На заключительном этапе дети 6 лет вполне справляются с составлением метафор на полуактивном уровне, т.е. в сотворчестве с педагогом (третий этап).


Методы ТРИЗ можно успешно использовать в экологическом воспитании дошкольников. Лучше всего начать работу с детьми по данному направлению с системного подхода к окружающему миру. «Модель окружающего мира» позволяет детям наглядно увидеть связь природном и рукотворном миром.


Значками-символами обозначены объединения явлений и предметов. Так, раскрытая ладонь – символ рукотворного мира, а елка, коза, гриб – символ природного мира. Радуга, облако, месяц, солнце, дождь, снег – символ неживого мира природы или явления природы.


На раскрытой ладони есть символы транспорта – воздушного, водного. Торт является символом всего съедобного в рукотворном мире вещей и обозначает продукты, которые в свою очередь делятся на мясные, молочные, мучные изделия и сладости. На символе раскрытой ладони также использованы значки, отражающие объединения вещей в группы. Это посуда, одежда, игрушки, жилища, школьные принадлежности, мебель, электроприборы и т.д.


Мир природы также обозначен символами. Елка – деревья, колокольчик – цветы, земляника – ягоды, стрекоза – насекомые, коза – животные, ласточка – цветы, рыба – жители воды.


Так, в свободной обстановке игры дети усваивают элементарную символику окружающей действительности, что позволяет им систематизировать знания об окружающем мире и понять, что человек не может существовать отдельно от природы. Если человек исчезнет с Земли, то природа не погибнет, но если одна из других частей живой природы исчезнет, может погибнуть остальной мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.

Театральная деятельность. На каждом занятии дети знакомятся с методом эмпатии. Учатся эмоционально, естественно изображать предметы живой и неживой природы на языке пальцев, языке рук и движений, мимики, взгляда. Умение ставить себя на место любого предмета помогут решать творческие задачи.


Детские изобретения. Продуктивность фантазирования, направленная на создание нового в виде рисунка, сказки или игры, изобретения. Виды изобретений: изобретения мечты, изобретения на противоречии, изобретения по принципу хорошо-плохо, изобретения по условиям: отсутствие элемента подсистемы, элементов надсистемы, на разрешения ряда противоречий. Этот раздел самый интересный, где ярко видны склонности каждого ребенка.


Методы ТРИЗ в решении нравственных проблем


Методом эмпатии формируются положительные черты характера детей: сострадание к живым объектам — животным, растениям; человеколюбие, доброта. Умение поставить себя на место другого человека, предмета предупреждает от отрицательных поступков, дел.


ММЧ. Драматизация-моделирование маленькими человечками предметов, задач помогает понять, что происходит внутри вещей (систем). Ребенок в движении переживает разные ситуации, испытывает разные чувства.


Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ). Слушая рассказы о жизни великих путешественников, увлеченных делом людей, дети подражают положительным примерам поступков людей, формируется идеалы. По теме "ЖСТЛ" проводятся игры на экстремальные бытовые ситуации, где ребята должны показать умение выделять главное из данной ситуации и принимать быстрые, сильные решения. Кроме того детей знакомят с качествами творческой личности. Эти качества формируются через всю методику обучения методам.


Таким образом, последовательная система изучения тем, методов по ТРИЗ в сочетании с последовательным формированием познавательных и креативных способностей дошкольников решает актуальные и современные проблемы будущего развития человека с сильным, организованным мышлением, мировоззрением создателя и хранителя планеты Земля.



Значение применения ТРИЗ- технологии в развитии познавательных способностей дошкольников.


Системно-функциональный подход и комплекс методов, применяемых в ТРИЗ- технологии, способствуют развитию познавательных и творческих способностей дошкольников.


  1. Анализ ситуаций:

  • установление причинно-следственных связей

  • обнаружение скрытых зависимостей и связей

  • умение обосновывать и рассуждать

  • умение предвидеть последствия

  • алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС);

  • системный анализ;

  • система логических упражнений;


  1. Умение интегрировать и синтезировать информацию:

  • умение делать выводы;

  • организация информации.

  • системный анализ;

  • система логических упражнений.


  1. Чувствительность к противоречиям, постановка и решение проблем

  • алгоритм решения проблемных ситуаций АРПС.


  1. Дивергентное мышление:

  • гибкость;

  • беглость;

  • оригинальность.

  • алгоритм решения проблемных ситуаций АРПС;

  • решение изобретательских задач;

  • конструирование метафор;

  • мозговой штурм;

  • синектика;

  • морфологический анализ.


  1. Богатое воображение:

  • системный анализ;

  • мозговой штурм;

  • синектика;

  • морфологический анализ;

  • фантограмма;

  • метод фокальных объектов;


  1. Ощущение красоты

  • создание эталонов на основе процесса и результата: понятия идеального конечного результата (ИКР).


Для формирования указанных способностей разработаны:

  • модель творческого процесса на примере конструирования вербального образа неизвестного объекта;

  • алгоритмические способы выполнения комплекса логических упражнений;

  • алгоритмы конструирования метафор.


Список литературы.

Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учр.: 3-е изд. – Минск:ИВЦ Минфина, 2007.

Кишко С.В. Развитие художественных способностей дошкольников через использование инструментов ОТСМ – ТРИЗ технологии/Материалы конференции ―Педагогика и ТРИЗ: проблемы формирования ключевых компетентностей. Саратов, 2009. http://jlproj.org

Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей. —— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 119 с. - (Для средних спец.учебных заведений)

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. 2004. www.trizminsk.org

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!