СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация - "Две крайности детского характера".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бесстрашный или пугливый: две крайности детского характера.

Просмотр содержимого документа
«Консультация - "Две крайности детского характера".»

Бесстрашный или пугливый: две крайности детского характера


«Мой ребенок боится всего на свете», «Моя дочь не может спать одна», «придумывает чудовищ» … «Мой сын совершенно бесстрашный, может и на подоконник залезть, и на любую лестницу», «без боязни подбегает к любой собаке, даже огромной, а на даче один раз схватила ужа» … Согласитесь, жалобы совершенно противоположные друг другу – у одних родителей ребенок трусоват, а у других, напротив, абсолютно лишен чувства страха. О том, кому повезло больше, и есть ли способы корректировки поведения детей?


На самом деле, как и в любой другой ситуации, тут хороша золотая середина, а крайности требуют своевременной помощи родителей, а иногда – и психологов. Начнем, пожалуй, с пугливых детей.


Почему ребенок начинает бояться?

Причины страхов самые разнообразные, вот только некоторые из них.
1. Ребенок излишне впечатлителен, его настораживает и пугает все новое и неизведанное.
2. Былой опыт – испуг, пережитый малышом в прошлом.
3. Влияние родителей, которые любят стращать детей бабайкой, бабой-ягой, кощеем и т.д. Мамы и папы считают это элементом воспитания, а на самом деле это серьезный удар для психики, оправиться от которого не так-то просто.
4. Влияние друзей и знакомых, которые рассказывают различные страшилки. Такое поведение принято у детей – запугивать друг друга странными рассказами и фантазиями.


Как помочь ребенку?
С любой проблемой, которая мешает ребенку чувствовать себя комфортно, надо бороться. Но делать это следует очень осторожно и мягко. Нужно постараться аккуратно выяснить у ребенка о причине страхов. Ведь если знать причину, с ней будет гораздо проще бороться. Но делать это надо деликатно, без нажима и прямых вопросов.

Очень важный момент - чего делать не стоит.
– Нельзя высмеивать страхи и потешаться над ними.
– Нельзя давить на возраст ребенка – «Ты взрослый, стыдно уже должно бояться!»
– Нельзя рассказывать о страхах ребенка посторонним людям.
– Ни в коем случае не стоит ругаться, повышать голос и критиковать.
– Некоторые родители считают, что самый простой и быстрый путь – действовать от обратного: боится воды – столкнем его в бассейн, боится темноты – выключим свет. К сожалению, эта варварская методика довольно распространена. Однако она не просто не работает, она напротив приводит лишь к еще большему стрессу и ужасу, что в свою очередь усиливает страх и панику.


Родителям следует учитывать, что у каждого ребенка разный темперамент. Темперамент – это психофизиологическая характеристика, от которой зависит скорость и интенсивность психических процессов. В том числе, успевает ли ребенок среагировать на опасность, услышать взрослого и т.п. Более вероятно, что бесстрашными будут сангвиник и холерик. Дети с таким типом нервной системы часто непоседливые и озорные. Они шумные, несдержанные, суетливые, непослушные, вспыльчивые, драчливые. Им нужно помогать перенаправлять энергию с опасности на конструктивные достижения, предлагать спокойные игры и интересные хобби. Наиболее пугливые дети – меланхолики.

Для того чтобы помочь своему ребенку, рекомендуется, как уже было написано выше, для начала определить сам страх, а затем поговорить с ребенком и выявить причину: почему это страшно, чего опасается малыш. Здесь опять-таки очень важно деликатность. После того, как малыш начнет обсуждать свои страхи, не нужно смеяться или говорить о том, что это ерунда. Ваша задача – ненавязчиво объяснить ребенку необоснованность его страхов, попытаться вместе перевести их в безопасное русло: например, утром нарисовать чудовище, которого так боялся малыш вечером, а затем пририсовать ему бантики-юбочки-цветочки, превратив тем самым из ужасного монстра в смешное существо.

Можно придумывать простые тренировки: например, если ребенок боится оставаться один, после предварительного разговора оставьте его на 5 минут сначала одного в комнате, затем одного в квартире (доме). Через некоторое время на 10 минут, потом – на 20. Постепенно увеличивайте продолжительность, не забывая при этом успокаивать ребенка. Если не получается справиться самостоятельно, обязательно обратитесь за помощью к профессиональному психологу.

Бесстрашные дети

Пугливый ребенок – зачастую серьезная проблема, но есть, на мой взгляд, ситуации и посложнее. Я говорю о детях, которым совершенно незнакомо чувство страха. Они без боязни залезают на самую высокую горку, заходят в темную комнату и гладят огромную чужую собаку. Их не пугает ни высота, ни глубина. И это, как вы понимаете, очень и очень опасно. Ссадины, шишки, переломы – чего только ни получают малыши в погоне за новыми ощущениями, но, к сожалению, далеко не всегда делают правильные выводы и сбавляют обороты.

Рекомендуем родителям перестать навешивать на детей ярлыки. Смелый или трусливый, осторожный или бесстрашный – все это слова, в рамки которых мы пытаемся заключить ребенка, подсознательно желая получить над ним контроль. Вместо этого попробуйте принять тот факт, что ваш ребенок нормальный и хороший, и уникальный в тех проявлениях, которые присущи его характеру. Говорите ему не о том, какой он, а о том, какие чувства испытываете вы по отношению к его поступкам. "Когда ты залезаешь на такое высокое дерево, я очень переживаю за тебя". Главное – говорите это без упрека. Если попытаетесь что-то запрещать, ребенок просто будет делать это втайне от вас.

Бесстрашные дети с самых юных лет предпочитают учиться только на собственных ошибках и шишках, игнорируя предостережения, нравоучения и советы взрослых. К сожалению, как отмечают психологи, это создает не только некоторую опасность для здоровья, но и ложится в основу не самых близких отношений с родителями.

К таким детям бывает непросто найти подход, потому что крики, критика и даже наказания на них почти не действуют. Важно постараться стать такому ребенку другом, принимая участие в его забавах и опасных играх, показывая и направляя их в спокойное русло. Любит прыгать с горки или турника? Отведите его в секцию по батутам, прыжки там еще выше и сложнее, но под контролем тренера – безопаснее. Лезет без опаски в воду? Значит – дорога в бассейн, где его обучат разным стилям плавания, в том числе и подводного.

Ну и, конечно же, если детское бесстрашие никак не получается направить в мирное русло, настоятельно рекомендуем призвать на помощь специалиста, в противном случае из таких детей вырастают люди, которым жизненно необходимы постоянные всплески адреналина – гонки на автомобилях, прыжки с парашютом и прочие экстремальные занятия.


Екатерина Хломова-психолог

Кристина Левина-семейный психолог, автор книг по детской психологии



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!