СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация: "Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников в процессе трудовой деятельности".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Труд является значимым в воспитании нравственных качеств ребенка, воспитывает в нем крепкий, здоровый труд. Ребенок испытывает гордость за результат своего труда, труда окружающих, страны, в которой он живет. У него развивается желание приносить пользу окружающим, своей стране.

Просмотр содержимого документа
«Консультация: "Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников в процессе трудовой деятельности".»


МАДОУ «Детский сад Солнышко» пос. им. Карла Либкнехта»

Курчатовского района Курской области













Консультация:

«Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников в процессе трудовой деятельности».













Выполнила:

воспитатель

Родионова Светлана Юрьевна













2020 год.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предыдущим поколением, может любить Родину, знать ее, стать подлинным патриотом.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатство своей Родины.

Перед воспитателем стоит целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице;

- формирования бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду людей;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

- формирования чувства уважения и симпатии к другим народам, людям, их традициям.

Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является приобщение их к труду, формирование ответственности за его результаты.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.

Главная цель нравственно-патриотического воспитания – это формирования у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознания полезности труда.

Трудовая деятельность дошкольника, умело руководимая взрослыми, оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.

Со времен становления дошкольного воспитания знание о труде рассматривают как важнейшие в содержании образования детей, ибо именно эти знания обеспечивают необходимый воспитательный эффект: понимание воспитанниками роли труда в жизни людей и на этой основе правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку-труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе, помогать взрослыми заботиться о малышах.

Чтобы ребенок достиг нужного результата в трудовом обучении необходимо использовать три основные задачи:

ПЕРВАЯ ГРУППА ЗАДАЧ направлена на ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, которую должен освоить ребенок; воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых.

ВТОРАЯ ГРУППА ЗАДАЧ направлена на формирование самой трудовой деятельности от отдельных микро и целостных трудовых процессов до простейших видов труда. От решения этой группы задач зависит включение ребенка в труд, его умение принять участие в коллективной трудовой деятельности, достичь общий результат труда.

ТРЕТЬЯ ГРУППА ЗАДАЧ направлена на воспитание личности ребенка в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, дружеских взаимоотношений со сверстниками в труде. Все названные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе детского сада.

Центральным звеном в содержании программы трудового воспитания дошкольников выступают знания о труде. Это обусловлено тем, что именно знания о труде обеспечивают с одной стороны, успешное развитие познавательной, игровой, трудовой деятельности ребенка, а с другой – выступают внутренним условием воспитания трудовой направленности детской личности, воспитания нравственных отношений к миру.

Формирование усложняющих знаний о труде, которые раскрывают детям в младших группах отличие трудовой деятельности от всякой другой – нетрудовой, и дают возможность в дальнейшем организовывать, руководствуясь приоритетными знаниями, собственную элементарную трудовую деятельность. Дети получают знания о результатах труда в разных трудовых процессах взрослых, о том, что эти результаты труда удовлетворяют различные потребности детей и взрослых, а также знания о том, что трудовой процесс включает постановку цели, последовательно выполняемые трудовые действия с инструментами по обработке материала или предмета труда.

Программа средней группы предполагает освоение знаний о составе (структурных компонентах) трудового процесса: постановка цели и ее мотивация; отбор материалов и инструментов в соответствии с их качеством; получение итогового результата труда соответствующего поставленной цели и позволяющего удовлетворить потребности детей и взрослых. Дети осваивают первые обобщенные знания о видах труда и профессиях: труд няни, повара, прачки, дворника.

Программа старших групп предполагает освоение детьми знаний о видах труда по созданию разнообразных предметов, о коллективном труде людей, формах его организации, о направленности коллективного труда. Формирование знаний об отношениях человека к труду, к своим обязанностям.

Программа старших групп предполагает освоение детьми обязанностей дежурных по столовой, занятиям, уголку природы: освоение всех простейших способов организации коллективного труда в повседневной трудовой деятельности (общий, совместный труд).

В соответствии с теорией социального наследования, позволяющей рассматривать становление трудовой деятельности в дошкольном возрасте как процесс овладения трудовым опытом предшествующих поколений, основными критериями для определения уровней освоения детьми программного содержания стали: полнота, дифференцированность и обобщенность знаний о трудовом процессе, его направленности, компонентах (от целеполагания до получения результатов) и последовательности их включения в трудовой процесс; овладение социально закрепленным способом осуществления трудового процесса (самостоятельность, целеполагания, отбора материала и трудового оборудования). Выполнения трудовых действий, получение промежуточных и итоговых результатов в соответствии с целью, самостоятельность оценки труда; наличие интереса, бережного отношения к результатам труда, значимая и осознаваемая мотивация такого отношения, самостоятельность суждений.

Процесс нравственно-патриотического развития личности ребенка-дошкольника неразрывно связан с познанием окружающего мира и прежде всего мира взрослых. Знания о социальных явлениях, важнейшим из которых является труд, призван сыграть ведущую роль в становлении личности дошкольника.

Ознакомление детей с трудом взрослых является основополагающим явлением общественной жизни.

Трудовое обучение в детском саду является средством нравственно-патриотического воспитания. Трудовое обучение - это необходимый этап в подготовке детей к самостоятельной трудовой деятельности. Его цель – научить правильно организовывать и качественно осуществлять различные виды труда, доступные детям дошкольного возраста. Воспитатели широко используют при руководстве повседневным трудом детей приемы обучения отдельным, наиболее сложным действиям при выполнении ребенком трудового задания.

Единицей трудовой деятельности выступает трудовой процесс, основными компонентами которого являются цель и мотивы труда, предмет труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда.

Этими компонентами труда и должны овладевать дети, так как человек, освоивший деятельность сознательно определяет ее цель, мотивирует, планирует и контролирует ее выполнение. Отсюда обучение дошкольников трудовой деятельности должно быть направлено на освоение ими целостных трудовых процессов. Это обуславливает необходимость формирования общетрудовых (умение принять и самостоятельно поставить цель труда; умение спланировать основные этапы работы: умение отобрать предметы труда и трудовое оборудование в соответствии с целью трудового процесса; умение организовать рабочее место; умение поддерживать порядок на рабочем месте; умение оценит результат с точки зрения соответствия цели трудового процесса и т.д.) и специальных умений (намыливать, тереть и т.п.), а также требует обучения детей специальными действиям, самоконтроль.

Трудовое обучение целостным трудовым процессам оказывает существенное воздействие и на освоение детьми системных знаний о труде, а также оно осуществляется в повседневной жизни и на занятиях и может быть индивидуальным и групповым.

Обучение должно проходить в естественной обстановке, мотивироваться естественными потребностями детей.

Следует оказывать ребенку только необходимую помощь, не торопиться делать за него.

Главная задача – показать рациональные способы организации и осуществления труда, акцентировать внимание на наиболее сложных трудовых действиях и способах самоконтроля.

Чтобы воспитывать у детей живое, эмоциональное отношение к труду, важно обогащать их моральные представления о разных видах труда взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде.

Для воспитания положительного отношения к труду большое значение имеет наличие у ребенка чувства собственного достоинства. Дошкольник, который чувствует себя беспомощным, не способным ни на что, слабо включается в работу. Напротив, ребенок, который уверен в себе, обычно трудится с большим напряжением, максимально использует свои возможности. Ребенок с недостаточно развитым чувством собственного достоинства вообще избегает браться за дело, особенно за то, в успех которого он не верит или верит слабо. Он особенно чувствителен к отрицательным оценкам его трудовой деятельности.

Следовательно, в процессе нравственно-патриотического и трудового воспитания и в детском саду, и дома нужно развивать у детей чувство собственного достоинства. Если ребенка в семье уважают, по заслугам, не перехваливая, оценивают его трудовую деятельность, то он растет уверенным в своих силах человеком.

Семья, формируя у дошкольников положительное отношение ко всякому труду, одновременно развивает профессиональную направленность детей. То, как отзываются родители о своей профессии, воспитывают ли уважение и любовь к ней у ребенка, в будущем может оказать влияние на выбор им профессии.

Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное качество личности. Но чтобы ребенок полюбил труд, необходимо постоянно усложнять его содержание и форму, сделать положительным в оценке взрослых. Успешно решить эту задачу можно только при дружной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы.

Поэтому мы видим, что труд является значимым в воспитании нравственных качеств ребенка, воспитывает в нем крепкий, здоровый труд. Ребенок испытывает гордость за результат своего труда, труда окружающих, страны, в которой он живет. У него развивается желание приносить пользу окружающим, своей стране.

И если мы видим, что дети любят трудиться, то можно быть спокойными за нравственно-патриотические качества нашего подрастающего поколения, за нашу Родину.















4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!