СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация "Интегративный подход к организации и содержанию музыкальных коррекционно-развивающих занятий ДОУ"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на методическом объединении логопедов города "Важность комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ"

 

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Интегративный подход к организации и содержанию музыкальных коррекционно-развивающих занятий ДОУ"»

Методический центр логопедов города

Методическое объединение по теме

«Важность комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ»


«Интегративный подход к организации и содержанию

музыкальных коррекционно-развивающих занятий ДОУ»

Подготовила:

Музыкальный руководитель Северюхина Л.В.


Процесс комплексной реабилитации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья направлен на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья. Музыкальное воспитание является составной частью комплексной реабилитации и имеет не только общеразвивающую, но и коррекционную направленность. Оно способствует коррекции многих недостатков психического и физического развития детей: эмоциональной и сенсорной сферы, внимания, речи, выразительности движений, представлений об окружающей действительности и пр.

Цели и задачи музыкальных коррекционно-развивающих занятий формируются, исходя из физических, психических, умственных возможностей детей, а основные элементы занятий направлены, прежде всего, на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности ребенка музыкальными средствами, т.е. цель музыкальных коррекционно-развивающих занятий – создание условий для социальной адаптации детей с ОВЗ средствами музыкальной деятельности.

Например, если у ребенка проблемы с речью, задача музыкального руководителя не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализация, простейших звукоподражаний, при затруднениях в координации движений главное для педагога не в разучивании движений, а в стимуляции элементарной двигательной активности ребенка, поиске способов побуждения ребенка к танцевальному творчеству.

Среди наиболее часто встречающихся проблем в работе с особенными детьми можно назвать следующие:

-речевые нарушения или отсутствие речи;

- неустойчивое внимание;

- замедленность мышления;

- быстрая утомляемость;

замкнутость, неактивность детей;

- нежелание идти на контакт с окружающими;

-непроизвольность движений;

- двигательная расторможенность;

- плохая координация и неуверенность.

Для достижения оптимальных результатов, музыкальные коррекционно-развивающие занятия строятся в соответствии с календарно-тематическим планированием, с равномерным распределением психофизической нагрузки, и проводятся по определенной повторяющейся схеме. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, становиться более уверенными.

На музыкальных коррекционно-развивающих занятиях активно используются различные педагогические технологии, помогающие преодолевать имеющиеся нарушения в развитии детей, включается различный наглядно-дидактический материал. Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в таких видах музыкальной деятельности как: восприятие (слушание), валеологические песенки-распевки (речь-музыка-движение), пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, ритмодекламация со звучащими жестами по К.Орфу, инсценирование песен, и многие другие. Одним из важных направлений в коррекционной работе является пение, используемое как одно из средств реабилитации детей с ОВЗ.

Но самый важный аспект музыкальных занятий – это атмосфера, которая создается особым качеством общения: позитивным, эмоциональным тоном, созданием ситуации успеха, частым переключением внимания. Обильная похвала даже после достижения минимальных успехов помогают ребенку обрести уверенность, получить от занятий заряд бодрости, радость, а возможность быть принятым окружающими безо всяких условий позволяет особенному ребенку раскрепощаться, проявлять свою индивидуальность. Можно сказать, основной постулат занятий: «Учи, играя, воспитывай любя!»

Встречающиеся в работе сложности, затрудняющие социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, определяют необходимость применения новых эффективных форм работы, использования инновационных технологий.

В настоящее время в развитии педагогики и педагогической практики приоритетным принципом является процесс интеграции.

Интеграция (integration-лат.) – в переводе с латинского это процесс объединения нескольких разрозненных объектов в одно целое.

Интеграция в дошкольном образовании обеспечивает суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников, которое во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них в отдельности, что обеспечивает положительный результат образовательной работы. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Формирование интегрированного образовательного процесса ДОУ происходит с учетом следующих условий: объекты исследования должны либо совпадать, либо быть достаточно близкими; в интегрируемых образовательных модулях используются одинаковые или близкие методы обучения; интегрируемые модули строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

В практике дошкольного образования принцип интеграции реализуется через:

- Интеграцию содержания образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

- Интеграцию по линии взаимодействия специалистов, различных участников образовательных отношений: воспитатели и родители, специалисты – психолог, логопед, дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

- Методическую интеграцию целей, задач, форм и методов воспитания, развития, обучения.

Цель интеграции в педагогической практике – обеспЕчение дошкольнику целостного восприятия окружающего мира.

Интегративный подход к организации и содержанию музыкальных коррекционно-развивающих занятий – это сближение, слияние знаний из разных образовательных областей, взаимопроникающих, дополняющих друг друга. В одних случаях это тематические связи, в других — общность педагогического замысла.

Например: рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи (слушание - настроение, пение-настроение, картинка-настроение). Или, например, применение ритмодекламации под музыку с использованием различных кукол, детских музыкальных инструментов предполагает интеграцию художественно-эстетической области с речевым и познавательным развитием. Также интеграцию мы можем наблюдать при использовании разнообразных видов деятельности.

Интегративная деятельность на музыкальных занятиях, по мнению специалистов, имеет ещё и особую значимость благодаря интенсификации (усилению функций) информационных процессов между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию. При музыкальном воздействии упорядочивается работа обеих полушарий мозга, что позволяет легче воспринимать и запоминать информацию и слаженно работать слуховой, визуальной и кинестетической системам организма.

Кроме того, интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия.

Таким образом, интегративный подход к организации и содержанию музыкальных коррекционно-развивающих занятий способствует созданию благоприятных условий для коррекции и компенсации нарушений, раскрытия резервных адаптационных способностей детей.

Используемая литература:

  1. Базуров, К. И. Интегративный подход к педагогическому процессу : (теорет. и прикладные аспекты в контексте этнопедагог. особенностей) : [монография].

  2. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста: Сб. ст. / Психол. ин-т Рос. акад. образования, Междунар. образоват. и психол. колледж; Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - М.: Изд-во Междунар. образоват. и психол. колледжа, 1995.

  3. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. / Свердлов. инж.-пед. ин-т ; [Редкол.: В. С. Безрукова (отв. ред.) и др.].

  4. Котышева Е. Н. Музыкальная терапия для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

  5. Королькова Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

  6. Лазарева М.В. Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях: диссертация д.п.н.: 13.00.01 / Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!