Консультация
«Использование знаковой – символической деятельности
(моделирования)
В работе по формированию речевых навыков у старших дошкольников»
Одной из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, является замена ценностей обучения на ценности развития ребёнка. Знания, умения и навыки в системе развивающего образования не должны быть самоцелью, а, прежде всего это формирование личности ребенка через различные виды деятельности, обеспечение эмоционального благополучия воспитанников, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей, предоставление широкого выбора видов деятельности, то есть опора на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком. Важнейшая задача современного дошкольного образования – это гармоническое и всестороннее развитие личности.
Одно из направлений всестороннего развития ребёнка – дошкольника – это формирование речевых навыков. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и последовательный путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности невозможно без участия речи. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятным сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Родители должны понимать, что основное значение в развитии ребёнка имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в формировании и развитии ребёнка не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд детей.
Наблюдая за детьми, в процессе игровой деятельности, специально организованного обучения, мы пришли к выводу, что большинство детей дошкольного возраста имеют проблемы при построении связного высказывания, уровень информативности высказываний находится на низком уровне, им сложно составлять распространенные предложения. Нарушения речи являются одной из наиболее часто встречающихся форм патологии среди детей дошкольного возраста. Более чем у 70% детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые расстройства различной тяжести.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить (в детском возрасте), вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения в цепи развития “ребенок – подросток – взрослый”, то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.
Практика и поиск новых путей повышения результативности речевой работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса речевого развития – метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, предложение, персонаж), научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т.к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Использование моделирования в процессе развития речи имеет два аспекта:
– служит определенным методом познания;
– является программой для анализа новых явлений.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе.
Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:
Знакомство с графическим способом представления информации.
Формирование навыка дешифровки модели.
Формирование навыка самостоятельного моделирования.
Формирование самостоятельности, общительности, умения оперирования языковыми символами поможет ребёнка в его учебе в школе. Так, знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и символов. С их помощью ученик кодирует изучаемую информацию. Моделирование занимает важное место в учебной деятельности младшего школьника. Это необходимый компонент умения учиться, а правильная речь - один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Ведение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
силуэтные и предметные картинки;
Вначале нашей работы основное внимание уделялось переориентировке детей со смысловой стороны речи на звуковую. Воспитанники знакомились со звучащим словом, многообразием языковых форм; узнали, что слова могут одинаково звучать и по - разному, знакомились с протяженностью слов, овладевали способом интонационного выделения звуков в слове, выделять и определять первый и последний звуки в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. И на данном этапе работы модель является бесспорным помощником в расширении знаний дошкольников о словах и звуках. Ребёнок соотносит определённый звук или слово с определённым графическим объектом и в дальнейшем строит графические цепочки из моделей звуков и слов. Например, гласные звуки обозначаются графическим объектом красного цвета (символические изображения «человечков», которых мы зовём «звуковичками»), твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки – зелёным цветом. Таким образом, при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.
Используя фишки, символы, мы подводим ребенка к усвоению как звуковой, так и слоговой стороны слова, что является подготовкой к развитию у детей навыка слогового чтения.
Но в то же время внимание уделяется и работе над предложением. Что же является составной частью предложений? Конечно же, это слова!
В старшем дошкольном возрасте дети более подробно знакомятся с понятием “предложение” и учатся анализировать и синтезировать предложения, используя метод моделирования их. Слова – это домики, где живут «Звуковички». В домиках столько окошек, сколько слогов. Если в слове только один слог, то в домике будет одно окно, если два слога – два окна, если три слога – три окна и т.д. Если строим схему предложения, то первую часть схему всегда выделяем: если это домики, то первый домик будет самым большим, если полоски – то первая всегда будет выше остальных.
Отдельно хотелось бы отметить использование приёма наглядного моделирования при обучении дошкольников рассказыванию. Одним из самых сложных видов рассказывания является составление описательных рассказов. Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Этот вид занятий сложен не только трудностью формирования у детей навыка описательного рассказывания, но и трудностью поддержания устойчивого внимания во время прослушивания детьми рассказов других детей, особенно если они очень несовершенны. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Использование их на занятиях заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. На первом этапе мы обучаем детей составлять описательный рассказ, опираясь на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания. Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
принадлежность к родовидовому понятию;
величина;
цвет;
форма;
составляющие детали;
качество поверхности;
материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
как он используется;
эмоциональное отношение;
По данной схеме, возможно, составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Кроме составления рассказов, дети составляют загадки – описания с опорой на схему, а также отгадывают загадки при помощи самостоятельно поставленных вопросов с опорой на схему. Но если продолжать использовать подобные схемы, то постепенно у детей, во-первых, снижается интерес, во-вторых, не происходит развитие умения самостоятельного логичного и последовательного описания предмета.
С другой стороны, отказ от схемы приводит к тому, что дети начинают очень затрудняться в составлении описательного рассказа.
Поэтому, на следующем, втором этапе обучения составлению описательного рассказа, мы продолжаем использовать схемы, но не готовые, а составленные на занятии самими детьми. Предложенная нами система работы по обучению детей составлению описательных рассказов с использованием моделей и схем, основана на постепенном, небольшом усложнении задач. В результате чего дети, как правило, не испытывают серьезных затруднений на каждом этапе при составлении описательных рассказов.
Опыт работы свидетельствует, что использование приёма наглядного моделирования позволяет научить детей представлять структуру слова, определять количество слогов в словах, анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, сформировать навыки звукового анализа и синтеза слов и предложений, отработать навык слогового чтения и более успешно подготовить ребенка к дальнейшему обучению в школе.
Список литературы
Будякова Т.П. Развитие знаково-символической деятельности в
дошкольном возрасте. Автореф. дисс .... канд. психол. наук. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 16с.
Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребёнка / / Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1978. - с. 32-36.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:
Просвещение, 1967. - 96 с.
Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / / Вопр.
Психол. 1966. - №6 - с. 62-76.
Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребёнка // Собр. соч.- т. 6. - М.: Педагогика, 1984. - с. 5-90.
Дьяченко о. М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. – 96
Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях / / Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1978. - с. 3-7.
Кондратьев А. М. Звуки и знаки. М.: Знание, 1978. - 208с.
Нарский И. С. Проблема значения «значения» в теории познания // Проблема знака и значения / Под ред. Нарского И. С. М.: Изд-во МГУ, 1969. - с. 5-54.
Приложение
Первый этап – дети 5-6лет.
Задача: обучить некоторым навыкам моделирования, лежащим в основе воображения, на базе уже сформированных операций замещения, а также продолжать работу над формированием процесса замещения (операции разложения целостного образа на признаки; ассоциирование; перевод реальности на разные знаковые языки; привнесение в образ нового системообразующего признака и т.д.).
Второй этап – дети 6-7 лет.
Задача: формировать операции моделирования и элементов простейшего экспериментирования на базе освоения замещения: операций анализа и синтеза, опережающего отражения, свободного ассоциирования, перевода реальности на разные знаково-символические уровни, порождения новых образов, оперирование образами в сознании, отстранения образов и их частей, видения противоречивых сторон мысленного образа и пр.
Третий этап – дети 5-6 лет.
Задача: формировать у детей операции экспериментирования, умений искать и находить проблемы, формировать гипотезы, строить замыслы, находить пути решения задач и т.д.
На всех этапах формирующей работы отмечено повышение мотивации достижения каждого ребёнка: чем сильнее он втягивается в предложенную систему игр, тем чаще ему хотелось справиться с предлагаемой задачей, добиться результата, решить её, и не просто решить, а решить наилучшим образом. Дети стали интеллектуально активнее, решительнее, научились искать информацию, ставить вопросы, формулировать гипотезы, экспериментировать – пусть пока лишь с игрушками, пластилином и карандашами. Впереди у них школьная жизнь, в которой заложенные умения и способности будут развиваться.
Игра второго этапа: «Домино из пуговиц».
Задача: научить детей выделять различные признаки предметов.
Материал: коробка с набором из 20-30 пуговиц, отчётливо различающихся между собой по: цвету, размеру, форме, материалу изготовления, числу дырочек, наличию ножки, узору на поверхности.
Руководство: взрослый предлагает детям поиграть в домино из пуговиц, объясняет правила игры (не отличаются от правил домино) и вместе с детьми выделяет признаки, по которым различаются пуговицы. Каждый играющий получает по 5-6 пуговиц, произвольно вынутых из коробки. Взрослый играет вместе с детьми и кладёт первую пуговицу ряда. Каждый играющий в свою очередь должен положить в создаваемый ряд свою пуговицу и назвать, какой признак у неё общий с пуговицей, лежащей последней. После каждого хода ребёнок дополняет и свой набор одной пуговицей, доставаемой из общей коробки. Игра ведётся по принципу домино, пока не закончатся все пуговицы. Когда все пуговицы использованы, взрослый просит объединить признаками первую и последнюю пуговицы ряда, и сворачивает ряд в кольцо. Взрослый должен следить за разнообразием указываемых детьми признаков, чтобы они не руководствовались всё время только одним признаком, например, цветом или формой, а старались называть каждый раз новый признак.
Игра третьего этапа: «Весёлое соревнование».
Задача: научить детей создавать много из одного.
Материал: листы альбомной бумаги – матрицы, расчерченные на квадраты со стороной 3 см (по1-3 листа на каждого играющего ребёнка). В каждом квадрате одного листа изображён один и тот же фрагмент – лекало: кружок, квадратик, треугольник, скобка, волна, пунктир, стрелка и т.д. Наборы цветных карандашей и фломастеров.
Руководство: взрослый показывает детям игровой лист и сообщает, что лекало с помощью карандашей и фломастеров можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их. Каждый ребёнок получает лист- матрицу (на выбор), карандаши и фломастеры, должен дополнить все лекала до разных изображений. Взрослый просит, чтобы в каждом квадратике обязательно были выполнены разные рисунки, а не шаблоны, и изображения были названы.