Дарья Крекотень
[email protected]
Аннотация
Данный классный час-консультация разработан с целью привлечения учащихся к здоровому образу жизни через теоретическое просвещение обучающихся, а также практическое выполнение различных заданий и упражнений.
Дыхание и жизнь
Классный час-консультация
Тема: Дыхание и наше здоровье
Цель: создание условий для формирования у учащихся знаний о дыхательной гимнастике как способе поддержания здорового образа жизни.
Оборудование: талисман, презентация, интерактивная доска, ноутбук, колонки.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово.
- Добрый день! Меня зовут Крекотень Дарья Александровна. Я рада видеть вас на сегодняшней экспресс консультации и надеюсь, что данная консультация будет для вас занимательной и полезной. Перейдём непосредственно к теме нашей консультации.
1 слайд- «Что имеем, не храним, потерявши, плачем».
- Как вы думаете, о чём эта пословица?
2. Определение темы.
- Слово «здоровье» - очень ценное и важное. А что такое здоровье?
2 слайд: Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние физического, психологического и социального благополучия. Здоровье зависит от многих факторов, которые положительно или отрицательно влияют на здоровье.
Наш разговор я предлагаю продолжить в форме упражнения Джеффа. Определим несколько правил, чтобы нам было удобно общаться, и чтобы наша встреча не прошла зря.
3 слайд:
1. Правило поднятой руки.
2. Говорит только тот, у кого в руках талисман.
3. Правило уважения. Участники упражнения не имеют права на кого-либо нападать, критиковать, спорить. Они высказывают только свое мнение.
- В чём суть игры? Я буду задавать вам определенные вопросы по теме здорового образа жизни. После заданного вопроса вы должны перейти на сторону «Да» или «Нет», который соответствует вашему ответу. Будьте готовы защитить свой выбор и ответить, почему вы выбрали именно этот вариант ответа.
Важно, что если в процессе обсуждения вы передумали или вас переубедили чьи-то слова, то вы можете переходить из одной группы в другую.
Слайд 4-7.
Как вы считаете, зависит ли успех в жизни человека от его образа жизни?
Важно ли дыхание в поддержании ЗОЖ?
Как вы считаете, есть ли необходимость в наблюдении за своим дыханием (темпом, ощущениям при дыхании)?
Считаете ли Вы необходимой заботу о своём дыхании?
8 слайд:
- Исходя из вопросов игры, вы наверное уже поняли, о чём будет идти речь на нашей консультации.
9 слайд:
- Верно, речь пойдёт о дыхании. И сегодня мы с вами рассмотрим следующие вопросы:
Что такое дыхание?
Типы дыхания.
Заболевания дыхательной системы.
Дыхательные практики: виды и разнообразия.
3. Основная часть.
10 слайд:
- Перейдём к первому вопросу: кто может дать ответ на данный вопрос?
- Дыхание – одна из основных жизненных функций, совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в окислительно-восстановительных процессах, а так же удаление из организма углекислого газа и некоторых других соединений, являющихся конечными продуктами обмена веществ.
- С тем, что такое дыхание мы разобрались, перейдём к следующему вопросу.
11 слайд:
- Существует несколько типов дыхания:
1. Нижнее дыхание, или дыхание животом.
Сидя или стоя, положи ладони с двух сторон на живот. Вдохни через нос. При этом медленно выпячивай живот. Затем медленно выдыхай через нос, втягивая живот.
2. Среднее или грудное дыхание.
Ладони положи с боков на рёбра. Медленно вдохни, расширяя грудную клетку. Затем выдохни, сжимая рёбра.
3. Верхнее или ключичное дыхание.
Пальцы рук – на ключицах, локти вперёд. Медленно вдохни, локти разведи в стороны. Выдохни, локти опять вперёд.
4. Полное дыхание.
Левую руку положи на живот, правую – на ребра. Медленно вдохни животом, выпячивая его. Продолжая вдох, расправляй рёбра, расширяй грудную клетку. Заканчивай вдох, поднимай плечи вверх. Затем плавно начинай выдыхать.
- То, как мы дышим - быстро или медленно, поверхностно или глубоко, грудной клеткой или животом - влияет на наше настроение, уровень стресса, кровяное давление, иммунную функцию и многие другие процессы в организме.
12 слайд:
- Болезни класса J00–J99 «Болезни органов дыхания» по Международной классификации болезней являются ведущей причиной первичной заболеваемости населения и заболеваемости с временной утратой трудоспособности работающих у граждан.
- Какие заболевания дыхательной системы вы знаете?
- Рассмотрим статистику: какие заболевания занимают самый большой процент?
- Я предлагаю вам выполнить задание и выявить некоторые причины заболеваний дыхательной системы.
Интерактивное задание:
- Скажите пожалуйста, а какие есть способы поддержания здоровья дыхательной системы?
- Одним из основных способов поддержания здоровья дыхательной системы является дыхательная гимнастика.
13 слайд:
- Дыхательная гимнастика — это природный способ воздействовать на организм с целью его оздоровления. Дыхание и есть основа человеческой жизни, поэтому научиться правильно дышать и применять дыхательную функцию — значит обеспечить себе здоровую жизнь.
14 слайд:
- Дыхательная практика реализуется различными методиками, самые распространенные из которых:
Дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой.
Оперной певицы, которая еще в молодом возрасте разработала комплекс дыхательных упражнений, помогающий восстановить голос для пения.
Упражнения для дыхания от Константина Бутейко.
Призваны помочь вылечить заболевания, которые обусловлены недостатком углекислоты в организме.
Метод дыхания Марины Корпан.
Базируется на растягивании мышцы и соблюдении правильной техники дыхания, которые при оптимальных пропорциях могут показать эффективный результат.
Гимнастика для дыхания по методу йогов.
Улучшает самочувствие, работу мозга и всех внутренних органов. Пранаямы или упражнения для дыхания из йоги полезны как для физического, так и ментального здоровья.
- Техника выполнения, интенсивность, продолжительность и частота повторения упражнений может отличаться при различных заболеваниях. Мне бы хотелось поделиться с вами базовыми правилами известных методик.
15 слайд
Дыхание животом
Диафрагмальное дыхание является базовым упражнением. Оно воздействует на самую большую мышцу — диафрагму, разделяющую грудную клетку и брюшную полость, а также мышцы пресса и все межреберные мышцы.
выполнять упражнение лучше лежа на спине;
положите одну руку на живот, а вторую — на грудь, чтобы контролировать их движение;
расслабьтесь и сделайте выдох;
на вдохе постепенно наполняйте и выпячивайте живот;
не напрягайте живот, он должен подниматься за счет воздуха;
продолжительный выдох начинайте с живота и полностью выдыхайте весь воздух из живота и грудной клетки;
при вдохе и выдохе двигаться должна рука на животе.
Рекомендуется выполнять 5 повторений в 2-3 подхода в сутки. Все дыхательные упражнения, в том числе диафрагмальное дыхание, лучше выполнять до приема пищи.
Дыхательная гимнастика Бутейко
Комплекс дыхательных упражнений Бутейко базируется на подходе уменьшения частоты дыхания:
сделайте вдох на две секунды;
выдохните за 4 секунды;
задержите дыхание на 4 секунды. После этого повторяйте процедуру. Вы будете чувствовать нехватку воздуха, но это нормально на первых этапах.
Дыхательная гимнастика Марины Корпан
Упражнения выполняются по следующему алгоритму:
глубоко вдохните воздух через нос и втяните живот;
медленно и спокойно выдохните через рот, при этом постарайтесь максимально высвободить воздух из легких;
практикуйте такую дыхательную технику ежедневно по 15 минут.
4. Подведение итогов.
- Мы с вами познакомились с базовыми упражнениями дыхательных гимнастик.
- Сложно ли было вам выполнять упражнения?
- Для вас я подготовила буклеты. В них содержатся: рекомендации по проведению дыхательной гимнастики, а также описания упражнения на дыхание по методике Стрельниковой.
5. Рефлексия.
- Наше занятие подходит к концу. Мне бы хотелось вернуться к игре, с которой мы начинали нашу консультацию.
16 слайд
- Было ли вам интересно? Да. Нет. Почему.
- Были ли вопросы, над которыми вы раньше не задумывались?
- Были ли вопросы, над которыми тебе хотелось бы подумать, или поговорить?
- Я хочу пожелать вам крепкого здоровья. До новых встреч!