Консультация – практикум для родителей первоклассников.
Тема: «К чтению через игры со звуками».
Задачи:
Показать родителям необходимость для ребенка иметь чувственный опыт игр со звуками для успешного овладения грамотой.
Заинтересовать родителей звуковыми играми.
Научить родителей навыкам звукового анализа и синтеза.
Помочь родителям сформировать у детей интерес к языку и его законам.
Оборудование:
Предметные картинки, фломастеры, цветные карандаши, мяч, обручи синего и зеленого цвета, пособие «Посади бабочку на цветок», наборы букв, цифр, список слов для анализа и синтеза (по количеству родителей), компьюторная презентация.
Ход консультации – практикума:
Вступительное слово
Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые!
Начнем нашу встречу с замечательного стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать!»(читает ученица 1 класса).
Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране Знаний. Все последующее обучение – математике, биологии, общественным наукам будет основано на умении ребенка понимать написанное. А для этого надо научиться читать четко, без ошибок, выразительно, с высокой скоростью.
Зная это, многие родители чуть ли не с пеленок начинают учить ребенка буквам (а это так же опасно, как давать ребенку в руки предмет, с которым он еще не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред).
Мы выбираем для ребенка наиболее естественный путь в письменность – через игры со звуками (напоминаю: звук мы слышим, произносим, а буква – это знак звука, его одежда, портрет; ее мы видим, пишем). Если дошкольник приходит в 1 класс без всякого чувственного опыта игр и упражнений со звуками, то даже знание букв не поможет ему справиться с программой 1 класса.
Для успешного овладения чтением и письмом ребенок должен иметь:
Как тренировать речевой слух я рассказывала и на прошлой консультации, сегодня мы еще раз поиграем вместе с детьми в некоторые звуковые игры. Как тренировать буквенное зрение расскажет учитель-дефектолог.
Начинаем тренировку речевого слуха с формирования умения СЛЫШАТЬ звук в слове, выделять его среди других, отличать.
Игра «Поймай звук»
- отгадайте загадку:
Мягкое, белое.
Солнце припекло-
Одеяло потекло.
Зимой в поле лежал, а весной в речку побежал.
Он пушистый, серебристый, но рукой его не тронь: станет капелькою чистой, как поймаешь на ладонь.
Какой первый звук в слове СНЕГ?
Сейчас вы будете «ловить в ладоши» этот звук, когда его услышите…
с. з. ц, с, а, ш,с, з…
са, ша, жа, ча, са…
мак, сыр, мишка, миска, крыса, крыша,коза, коса…
Игра «Фломастеры»
У меня 12 фломастеров разного цвета. Я загадала цвет одного из них. Если ты догадался какого, возьми его в руки: ж…з…к…ч…с…
Покажи фломастером все предметы, названия которых начинаются с того же звука, что и цвет.
Учим определять МЕСТО звука в слове.
Игра «Где спрятался звук?»
Перед началом игры объясняем, что каждое слово можно разделить на 3 части: начало, середину и конец. Любой звук в том или ином слове может занимать любую позицию. Главное, взрослый голосом выделяет звук в слове и учит этому ребенка.
Игра « Посади бабочку на цветок».
-ссссок, массска, лессс…( дети садят бабочку на 1.2 или 3 цветок в зависимости от места звука в слове).
Игры «Подбери картинку», « Разложи картинки», «Цепочка слов», «Найди звук», «Нужные слова найди», «Отгадай слово по первым звукам названий картинок».
Игра « Как зовут мальчика?», «Как зовут девочку?».
Очень важно правильно определять , какой звук мы слышим: гласный или согласный , согласный твердый или мягкий, звонкий или глухой.
Игра «Раз, два, три – к обручу беги!» (показываю картинки: если первый звук твердый – бегут к синему обручу; если мягкий – к зеленому).
Пальчиковая гимнастика ( или игра с мячом).
« Мы со звуком Ф играем: и слова мы называем: фотограф, футболист, фокусник. Филателист…»
Учим ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО называть звуки в слове, определять их количество.
Игры «Собери слово», «Разложи слово на звуки»(С,О, Н).
И здесь ВАЖНО усвоить правила, по которым нужно вместе с ребенком анализировать слова:
брать для анализа слова, произношение которых совпадает с написанием;
выделяя последовательно звуки в слове, учите ребенка интонационно подчеркивать, протягивать каждый звук в слове.
Тренировка в подборе слов для анализа и синтеза (см. слайд).
Выдача памяток – списка слов, словосочетаний, предложений для анализа.
ТРЕНИРОВКА буквенного зрения.
Чтобы научиться читать, прежде всего надо запомнить образ буквы. Как это лучше сделать?
На что похожа буква?
Выложи ее из палочек, пуговиц, гороха…
Раскрась букву, вылепи из пластилина, покажи телом…
Игра « Сломанная буковка»
« А- зачеркни, О – обведи»…
« Узнай на ощупь»
« Заколдованный мешочек»
Игры с разрезной азбукой.
Заключительное слово
Спасибо всем за активную работу. Играйте с детьми легко и радостно! Живите в мире звуков вместе с ребенком, воспитывайте у него особую чуткость к звучанию слова, к его написанию.
И САМОЕ ВАЖНОЕ – совместные игры со звуками и буквами станут важным шагом психического развития вашего ребенка.
УДАЧИ ВАМ!