СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация: «Роль чувственного опыта дошкольников в процессе познания окружающей действительности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формированию чувственного опыта способствует сенсорное развитие, так как источником знаний об окружающем мире в епрвую очередь являются ощущения и восприятия, возникающие при соприкосновении органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.

Просмотр содержимого документа
«Консультация: «Роль чувственного опыта дошкольников в процессе познания окружающей действительности»»

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Центр развития ребенка» - детский сад № 51

«Родничок, первой категории

с. Кагальник, Азовского района













Консультация: «Роль чувственного опыта дошкольников в процессе познания окружающей действительности»










Воспитатель:

Ягодка О.Ф.








2019г.

учебный год

«Роль чувственного опыта дошкольников в процессе познания окружающей действительности»

Формированию чувственного опыта способствует сенсорное развитие, т.к. источником знаний об окружающем мире в первую очередь являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств, с различными признаками и свойствами предметов.

Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа:

- Зрительное,

- слуховое,

- осязательное (тактильное),

- вкусовое,

- обонятельное.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие или чувственный опыт ребёнка является фундаментом общего интеллектуального развития детей.

Т.к.

- упорядочивает хаотичные представления детей, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность, внимание, мышление, воображение;

- дети получают возможность познать и применить в практике различные способы обследования предметов;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Основная задача сенсорного развития детей заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им свойства, т.е. определять общепризнанные эталоны.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, так как ребенок должен не только узнать и запомнить их, но и иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, а, главное, уметь пользоваться полученными представлениями.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его развитии играет чувственный опыт.

Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы:

1 - Предэталонный (примерно до 2 лет) На данном этапе проводимая работа по сенсорному развитию ребёнка готовит почву для последующего усвоения им сенсорных эталонов. Это период обогащения малыша впечатлениями. Следует создать для него условия, чтобы он мог следить за движущими яркими игрушками, хватать предметы разной формы и фактуры.

На 2 этапе у ребенка накапливается уже некоторый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, и часть этих представлений начинает играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. Владея некоторыми сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. На данном этапе для усвоения доступны такие сенсорные эталоны как: цвет, форма, величина. 3 этап длится до 5 лет. На этом этапе происходит ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Одновременно с формированием основных эталонов (цвет, форма, размер) необходимо учить детей способам обследования предметов и по другим свойствам: весу, тактильным ощущениям, температурным показаниям и слуховым реакциям. Здесь также важнейшим фактором для всестороннего развития ребенка, его чувственного опыта является создание окружающей его среды. Ведь упражнения и задания, основанные на практической деятельности каждого ребенка, позволяют совершенствовать его сенсорный опыт и являются полезными для закрепления уже имеющихся представлений об окружающих его предметах.

Рассмотрим несколько примеров:

На восприятие цвета: «Соберём грибочки»; «Найди домик для куклы»; «Что бывает такого цвета?».

На восприятие формы: «На что похоже»; «Заплаточки»; «Волшебный мешочек».

Развитие тактильных ощущений: «Найди пару»; (тактильная дорожка) «Разложи по домикам» (объединить предметы по определённым признакам) Развитие слуха: «Угадай, что звучит»; «Кто пришёл к нам в гости?».

Развитие вкусовых ощущений: (лимон, банан и др.) Без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития.

Важно так же отметить, что особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления.

На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Из всего выше сказанного мы видим, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой и главной ступенью которой является чувственный опыт.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!