Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кораблик» города Волгодонска
(МБДОУ ДС «Кораблик» г. Волгодонска)
Консультация для педагогов
на тему «Целесообразность использования ИКТ в развитии познавательных способностей дошкольников»
Подготовила:
Горьковская А.А.
г.Волгодонск
2021
В наше время информационно – коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В дошкольных образовательных учреждениях процесс информатизации обусловлен требованиями современного мира.
И мы можем только удивляться тому, какими быстрыми темпами современное общество развивается в сторону научно-технического прогресса. Сегодня ИКТ прочно входят во все сферы жизни человека и мы наблюдаем, как дети осваивают компьютерные технологии порой гораздо быстрее, чем некоторые взрослые.
Современная система дошкольного образования предъявляет все новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности в области ИКТ . Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Мы используем информационно-коммуникационные технологии по следующим направлениям:
при организации образовательного процесса с детьми;
в процессе взаимодействия педагога с родителями;
в процессе организации методической работы с педагогическими кадрами.
В работе с детьми применение ИКТ регламентируется инструктивно-методическим письмом Минобразования РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» (от 14 марта 2000 г. N 65/23-16).
При демонстрации материала информация предоставляется дошкольникам красочно оформленной, в виде текста, схем, рисунков, с использованием эффектов анимации. Именно это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме, донести дошкольникам образовательный материал. На таких занятиях дети могут получать различные по сложности или объему варианты заданий .
ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной образовательной деятельности. В ДОУ нами применяются:
фотографии;
видеоролики;
видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
презентации (электронные книги, электронные выставки);
детские развивающие компьютерные игры.
Более образно преподнести многие явления природы позволяют видеофайлы. Ведь раньше об извержении вулкана, различных явлениях в природе, превращениях гусеницы, головастика , педагогу приходилось объяснять своими словами, но не всегда это было убедительно и понятно для маленьких детей. Сейчас это явление мы можем показать, используя не только разнообразные иллюстрации, но и видеофрагменты. И все это способствует познавательному развитию ребёнка, оставляет неизгладимый след в его памяти и дарит ему новые эмоции.
При прохождении тем: «Страны-далекие и близкие», «Города России», «Наша Родина», «Любимый город» мы практикуем интерактивные экскурсии. Например, при изучении темы «Столица нашей Родины» такие экскурсии позволяют «путешествовать» в Москву, не выходя из группы. Дети с радостью воспринимают такие виртуальные туры, а информация, которая при этом им преподносится, воспринимается гораздо лучше, чем просто рассказ о столице с вывешенными на доске фотографиями.
В развитии познавательных способностей дошкольников также применяем презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Такая наглядность, даёт возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой подаче материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущей теме, но и закрепить знания по предыдущей. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Также в качестве мультмедиа- ресурсов используем интерактивные схемы и модели.
Интерактивные игры «Кто что любит?», «4 лишний», «Наоборот», «Найди картинку с заданным звуком», « Детки с ветки» и другие, развивают мыслительные способности детей, а использование слуховых и зрительных анализаторов, делают процесс обучения доступным, творческим, интересным для детей.
Так, реализуя региональный компонент, мы знакомим детей с историей Донского края. В разработанной нами интерактивной викторине «Мы -казачата» дети дифференцируют представления об одежде, блюдах, предметах быта, истории и традициях Донских казаков.
В результате работы по внедрению информационных технологий отмечено преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:
ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, движение волн и т. д.;
Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);
Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно-коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социо-культурной адаптации ребенка.
Таким образом, ИКТ в образовательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» – подготовка разносторонней развитой личности.
Но нам небходимо помнить, что применение информационно – коммуникационных технологий, должно быть лишь частью образовательной деятельности, они должны дополнять, а не заменять эмоционального человеческого общения, так необходимого в дошкольном возрасте.
Список литературы:
Новицкая Н. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание № 5. – М., 1991 г.
Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М.: Сфера, 2008.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание № 11. – М., 2000 г.
Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997.
Интернет–ресурс: http://sad-berezka.ru/index.php/stati/92-interaktivnaya-doska-v-dou
Интернет–ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/30/interaktivnye-igry-v-obrazovatelnom-protsesse-dou