СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация учителям начальных классов «Особенности письма и чтения детей при аграмматической форме дисграфии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация учителям начальных классов «Особенности письма и чтения детей при аграмматической форме дисграфии»

Просмотр содержимого документа
«Консультация учителям начальных классов «Особенности письма и чтения детей при аграмматической форме дисграфии»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №19 имени Героя Советского Союза И.П.Мытарева города Димитровграда Ульяновской области»

Бобкова Ирина Геннадьевна,

учитель-логопед


Консультация учителям начальных классов «Особенности письма и чтения детей при аграмматической форме дисграфии»

Несформированность грамматических обобщений у младших школьников с общим недоразвитием речи проявляется в виде аграмматической формы дислексии и дисграфии. У детей с аграмматической дисграфией наблюдается большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием как фонетической, так и лексико-грамматической сторон речи.

Даже там, где нет сомнений в написании слов, где соблюдается фонетический принцип письма, они пишут с ошибками, так как неверно ставят ударение и неверно оформляют высказывание в устной речи.

В письменных работах детей с аграмматической формой дисграфии чаще всего встречается неправильное написание безударной гласной в корне слова, даже тогда, когда правило правописания безударных гласных уже изучено. Это вызвано ограниченным словарным запасом детей, недостаточным пониманием семантики слова, нечеткими звуковыми представлениями о слове, что затрудняет подбор необходимых для проверки слов.

Также при аграмматической дисграфии распространены следующие типы ошибок на письме:

неправильное употребление падежных окончаний (ошибки бывают даже в простых падежных формах);

замены формы единственного числа имен существительных формой множественного числа и наоборот;

ошибки согласования имен существительных с именами прилагательными в роде, падеже, числе;

ошибки управления и согласования в словосочетаниях и предложениях;

пропуски и замены предлогов;

Бедный словарь, незнание точных значений отдельных слов приводят к использованию в письменной речи детей крайне бедных описательных средств и пропуску как главных, так и второстепенных членов предложения. Пропуск слов нарушает синтаксическую структуру предложения и логику повествования.

Значительные трудности у детей наблюдаются при употреблении сложных синтаксических конструкций. Типичной ошибкой является замена запятой на точку в сложноподчиненном предложении (точкой дети отделяют придаточное предложение от главного). Однако встречаются случаи, когда ребенок при составлении или записи сложноподчиненного предложения, не обращая внимания на смысл, теряет главное предложение целиком или записывает его частично.

Нарушение письма при аграмматической дисграфии, как правило, сопровождаются недостатками чтения (аграмматической дислексией), что также обусловлено отклонениями в развитии устной речи. Нарушения чтения у детей распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения и понимание прочитанного.

При чтении у детей наблюдается аграмматизм. Это объясняется ограниченностью словарного запаса детей, недостаточным пониманием семантики слов. Дети читают отрывисто, делая большие паузы между словами, что еще больше затрудняет понимание прочитанного.

Наиболее ярко аграмматической дислексия у детей проявляется при чтении и анализе текста, так как возникает необходимость следить не только за смыслом отдельных слов и словосочетаний, но и за связью предложений в тексте. Понимание читаемого текста затрудняют местоимения, предлоги, союзы. Особенно трудны для восприятия метафоры и сравнения.

Указанные нарушения письма и чтения могут встречаться и у детей с нормальным речевым развитием в виде единичных трудностей и ошибок. Картину, характерную для аграмматической дисграфии и дислексии, составляет только их совокупность.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!