Консультация «Знакомим детей с профессиями»
Автор статьи: Воспитатель Андреева Мария Вячеславовна
Чтение
Многие детские писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Дж. Родари - «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский - «Кем быть?» А. Барто - «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач». С. Михалков, «Парикмахер», «Дядя Степа». Б. Заходер «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер». С. Чертков Детям о профессиях:«Пограничник», «Доярка»,«Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик»,«Моряк», «фермер», «Рыоак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др.
Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик.
Кроме стихов, можно использовать загадки о профессиях, рассказы.
МУЛЬТФИЛЬМЫ
Следующий вариант знакомства с профессиями подойдет для спокойных и усидчивых малышей. Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определенного возраста. Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно
демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника. Ребенок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий.
Дидактический материал
Производители детской продукции предлагают в помощь родителям разнообразные карточки и плакаты с изображением представителей разных профессий в их рабочем процессе: пекарь - готовит хлеб, балерина - танцует, кассир - выбивает чек. Рассматривая изображения вместе с ребенком, взрослые могут задавать наводящие вопросы, обсуждать внешний вид работника и нарисованные аксессуары.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Независимо от того, какой способ рассказать о взрослых профессиях предпочли родители, аниматоры в развивающих центрах или воспитатели в детском садике есть некий план (схема), что зачем следует делать:
Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.
Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры - это больница или поликлиника, а для повара - кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.
В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.
Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе - ножницы, швейный мел и линейка, астроному - телескоп.
Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар - варит, журналист - берет интервью, клоун - развлекает публику.
Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.
В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности необходимости труда одного человека для других.
ИГРЫ
Забавляясь с ребенком, или когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера. Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику, например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту. В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток), специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения), так и купленные тематические наборы (игрушка кухня, аптечка или пожарная машина). Такие развлеченияв в непренужденной форме знакомят ребенка с особенностями профессий и развивают фантазию.
КАК ПРОИСХОДИТ ЗНАКОМСТВО
Например, во время прогулки учите ребенка бросать мусор только в урну. Расскажите ему, что рано утром дворники подметают улицы, чтобы город был чистым, и всем было бы приятно гулять в нем. В магазине обратите внимание на то, что товар был привезен на больших машинах рано утром, потом его выгрузили грузчики, а продавцы аккуратно составили все на полках. Нужно рассказать детям о профессии родителей. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди. Расскажите, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу. Покажите грамоты и награды, которые вы получили. Не стоит насаждать ребенку свое мнение по поводу привлекательности одной профессии над другой. Это создает пренебрежительное отношение к людям данных профессий. Ведь кому-то, например, и пол мыть нужно, и мусор возить.
Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они могут познакомиться с различным инструментами и приспособлениями, понять кто и что делает на работе.