СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа Биогеоценотический уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМ  для  контрольной  работы  по теме Биогеоценотический  уровень

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа Биогеоценотический уровень»

Контрольная работа по теме «Биогеоценотический уровень»

Вариант 1

Часть 1

  1. Какой биотический фактор оказывает влияние на численность популяций травянистых растений в смешанном лесу?

  

 1) 

вытаптывание растений туристами

  

 2) 

сбор растений для букетов

  

 3) 

распространение плодов и семян животными

  

 4) 

уменьшение влажности почвы


  1. Загрязнение атмосферы вредными веществами, выделяющимися при переработке нефти, сжигании каменного угля – это результат влияния факторов

  

 1) 

абиотических

  

 2) 

неживой природы

  

 3) 

ограничивающих

  

 4) 

антропогенных


  1. Ведущую роль в сокращении рыбных запасов Мирового океана сыграли факторы

  

 1) 

антропогенные

  

 2) 

абиотические

  

 3) 

биотические

  

 4) 

климатические


  1. Какие факторы способствуют возрастанию численности комаров в природе?

  

 1) 

наличие пресного водоёма и теплокровных животных

  

 2) 

сухой климат и обилие пресмыкающихся

  

 3) 

водоёмы, заселённые хищными рыбами

  

 4) 

болотистые леса, загрязнённые нефтяными отходами


  1. Недостаток азота в почве может быть ограничивающим фактором для роста

  

 1) 

обыкновенной фасоли

  

 2) 

посевного гороха

  

 3) 

белокочанной капусты

  

 4) 

кормовых бобов


  1. Какой тип отношений существует между обитающими в одной экосистеме лисицей и грызунами?

  

 1) 

хищничество

  

 2) 

конкуренция

  

 3) 

нейтрализм

  

 4) 

симбиоз


  1. Между лосем и зубром наблюдается конкуренция, так как они

  

 1) 

питаются сходной пищей

  

 2) 

имеют примерно одинаковые размеры тела

  

 3) 

имеют немногочисленное потомство

  

 4) 

относятся к классу млекопитающих


  1. Наибольшее количество видов находится в экосистеме

  

 1) 

березовой рощи

  

 2) 

тропического леса

  

 3) 

дубравы

  

 4) 

тайги


  1. Укажите основную причину сокращения видового разнообразия растений.

  

 1) 

конкуренция между особями вида

  

 2) 

сезонные изменения в жизни растений

  

 3) 

гибель растений от насекомых-вредителей

  

 4) 

влияние деятельности человека


10.Видовая структура биогеоценоза леса характеризуется

  

 1) 

ярусным размещением организмов

  

 2) 

преобладанием организмов-продуцентов

  

 3) 

преобладанием организмов консументов

  

 4) 

многообразием обитающих в нем организмов


11.Ярусное расположение растений в экосистеме – это приспособление к

  

 1) 

поглощению кислорода при дыхании

  

 2) 

самоопылению

  

 3) 

использованию света и пространства

  

 4) 

распространению плодов и семян животными


12.Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

  

 1) 

лисица  дождевой червь  ёж листовой опад

  

 2) 

листовой опад  дождевой червь  ёж лисица

  

 3) 

ёж дождевой червь  листовой опад  лисица

  

 4) 

ёж лисица  дождевой червь  листовой опад


13.Организмы, разлагающие органические вещества до минеральных, –

  

 1) 

продуценты

  

 2) 

консументы I порядка

  

 3) 

консументы II порядка

  

 4) 

редуценты


14.Консументы в процессе круговорота веществ в биосфере

  

 1) 

создают органические вещества из минеральных

  

 2) 

окончательно разлагают органические вещества до минеральных

  

 3) 

разлагают минеральные вещества

  

 4) 

потребляют готовые органические вещества


15.Процессы в экосистеме, поддерживающие определенное соотношение производителей и потребителей органического вещества, называют

  

 1) 

биологическими ритмами

  

 2) 

приспособленностью

  

 3) 

саморегуляцией

  

 4) 

сменой экосистем


16.В чем проявляется сходство плантации сахарной свеклы и экосистемы луга?

  

 1) 

имеют незамкнутый круговорот веществ

  

 2) 

для них характерна небольшая длина цепей питания

  

 3) 

в них отсутствуют вторичные консументы (хищники)

  

 4) 

в их состав входят продуценты


17.Решению проблемы устойчивого развития биосферы способствует

  

 1) 

сокращение численности ряда видов

  

 2) 

вселение новых видов в сообщества

  

 3) 

уничтожение вредителей сельскохозяйственных культур

  

 4) 

устранение загрязнения окружающей среды


18.Стабильность и целостность биогеоценоза не зависит от

  

 1) 

геологических изменений в коре Земли

  

 2) 

разнообразия видового состава

  

 3) 

сезонных изменений климата

  

 4) 

потока энергии и вещества


19.В круговороте веществ бактерии и грибы, как правило, выполняют роль

  

 1) 

производителей органических веществ

  

 2) 

разрушителей органических веществ

  

 3) 

начального звена в цепи питания

  

 4) 

консументов второго порядка


20.Бактерии сапротрофы питаются

  

 1) 

органическими веществами мёртвых растений и животных

  

 2) 

органическими веществами, которые сами образуют из неорганических

  

 3) 

неорганическими веществами, содержащимися в почве

  

 4) 

неорганическими веществами, поглощаемыми из воздуха


21.Хемосинтезирующие бактерии относят к первичным продуцентам, так как они

  

 1) 

аккумулируют энергию окисления неорганических веществ

  

 2) 

запасают солнечную энергию

  

 3) 

синтезируют неорганические вещества

  

 4) 

питаются готовыми органическими веществами


22.Основу стабильного существования биосферы обеспечивает

  

 1) 

наличие в ней хищников

  

 2) 

применение на полях высокой агротехники

  

 3) 

создание заповедных территорий

  

 4) 

биологический круговорот веществ


23.Причинами смены одного биогеоценоза другим являются

  

 1) 

сезонные изменения в природе

  

 2) 

изменения погодных условий

  

 3) 

колебания численности популяций одного вида

  

 4) 

изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов


24.Разветвлённость пищевой сети зависит от

  

 1) 

ограниченности скорости размножения

  

 2) 

количества энергии, вырабатываемой в организмах

  

 3) 

разнообразия организмов по способу питания

  

 4) 

интенсивности газообмена в биоценозе


25.Первичный источник энергии для круговорота веществ в большинстве биогеоценозов

  

 1) 

солнечный свет

  

 2) 

деятельность продуцентов в экосистеме

  

 3) 

деятельность микроорганизмов

  

 4) 

мертвые органические остатки


26.Введение бобовых культур в севообороты агроценозов способствует

  

 1) 

сокращению посевных площадей

  

 2) 

уменьшению эрозии почвы

  

 3) 

накоплению в почве азота

  

 4) 

обогащению почвы соединениями фосфора

27.Водоем, заселенный разнообразными видами растений и животных, – это

  

 1) 

биогеоценоз

  

 2) 

ноосфера

  

 3) 

биосфера

  

 4) 

агроэкосистема



28.Саморегуляция в биогеоценозе проявляется в том, что

  

 1) 

виды усиленно размножаются

  

 2) 

численность особей изменяется

  

 3) 

одни виды полностью не уничтожаются другими

  

 4) 

численность популяций отдельных видов возрастает


29.Ведущая роль растений в природном сообществе состоит в

  

 1) 

преобразовании солнечной энергии

  

 2) 

обогащении почвы водой и минеральными солями

  

 3) 

снабжении всех организмов минеральными веществами

  

 4) 

накоплении гумуса, повышении плодородия почвы


30.Сохранение экосистем обеспечивается

  

 1) 

смертностью особей

  

 2) 

обилием хищников

  

 3) 

круговоротом веществ

  

 4) 

изменениями климата


31.Примером смены экосистемы служит

  

 1) 

отмирание надземных частей растений зимой на лугу

  

 2) 

сокращение численности хищников в лесу

  

 3) 

изменение внешнего облика лесного сообщества зимой

  

 4) 

зарастание водоема


32.Укажите неверное утверждение. Оставленный человеком агроценоз гибнет, так как

  

 1) 

культурные растения  вытесняются сорняками

  

 2) 

он не может существовать без удобрений и ухода

  

 3) 

он не выдерживает конкуренции с естественными биоценозами

  

 4) 

усиливается конкуренция между культурными растениями

33.Укажите основную причину сокращения видового разнообразия растений

 1) 

конкуренция между особями вида

 2) 

сезонные изменения в жизни растений

 3) 

гибель растений от насекомых-вредителей

 4) 

влияние деятельности человека

34.Неодновременное развитие растений в экосистеме луга – приспо­собление к

  

 1) 

совместному обитанию

  

 2) 

сохранению влаги

  

 3) 

использованию тепла

  

 4) 

поглощению углекислого газа


35.Почему отвалы грунта, образовавшиеся при добыче полезных ископаемых , длительное время не зарастают растительностью

 1) 

в них отсутствует вода

 2) 

на них не сформировалась почва

 3) 

они не посещаются животными

 4) 

в них отсутствуют цианобактерии


Часть 2

  1. В водной экосистеме по сравнению с наземной

  

 1) 

стабильный тепловой режим

  

 2) 

низкая плотность среды

  

 3) 

пониженное содержание кислорода

  

 4) 

высокое содержание кислорода

  

 5) 

резкие колебания теплового режима

  

 6) 

низкая прозрачность среды



2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны и объясните их.

1.. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

3.Биогеоценозы характеризуются:

  

 1) 

сложными пищевыми цепями

  

 2) 

простыми пищевыми цепями

  

 3) 

отсутствием видового разнообразия

  

 4) 

наличием естественного отбора

  

 5) 

зависимостью от деятельности человека

  

 6) 

устойчивым состоянием


4.В экосистеме тайги первый трофический уровень в цепях питания составляют

  

 1) 

ели, лиственницы

  

 2) 

копытень, кислица

  

 3) 

шляпочные грибы, бактерии-сапротрофы

  

 4) 

мхи, папоротники

  

 5) 

личинки насекомых, дождевые черви

  

 6) 

бактерии гниения


5. В природной экосистеме, в отличии от искусственной

 1) 

длинные цепи питания

 2) 

продуценты изымаются из круговорота

 3) 

небольшое число видов

 4) 

осуществляется саморегуляция

 5) 

замкнутый круговорот веществ

 6) 

используются дополнительные источники энергии наряду с солнечной


  

6.Биогеоценоз пресного водоема характеризуется

  

  

 1) 

наибольшим разнообразием видов в прибрежной зоне

  

 2) 

наличием водоросли-ламинарии

  

 3) 

наличием цветковых растений на мелководье

  

 4) 

отсутствием хищников

  

 5) 

малым разнообразием видов

  

 6) 

замкнутым круговоротом веществ










7. Установите соответствие между парой животных и типом их взаимоотношений.


  

ПАРЫ ЖИВОТНЫХ

 

ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

А) 

гидра – дафния

Б) 

рысь – заяц-беляк

В) 

аскарида – человек

Г) 

черный коршун – лесная полевка

Д) 

таежный клещ – лесная мышь

Е) 

бычий цепень – копытное животное


   

1) 

паразит – хозяин

2) 

хищник – жертва




8.Установите соответствие между группой растений или животных и её ролью в экосистеме пруда.


  

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ПРУДА

 

КОМПОНЕНТЫ ЭКОСИСТЕМЫ

А) 

прибрежная растительность

Б) 

рыбы

В) 

личинки земноводных

Г) 

фитопланктон

Д) 

растения дна

Е) 

моллюски


   

1) 

продуценты

2) 

консументы


9.Установите соответствие между характеристикой экосистем и их типом.


  

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ТИП ЭКОСИСТЕМ

А) 

преобладают растения одного вида

Б) 

обитает большое разнообразие видов

В) 

осуществляется саморегуляция численности популяций

Г) 

круговорот веществ незамкнутый

Д) 

большую роль играет антропогенный фактор

Е) 

пищевые цепи длинные


   

1) 

природная экосистема

2) 

агроэкосистема




10.Установите последовательность этапов зарастания  озера и превращения его в болото.


  

1) 

обмеление водоёма

2) 

изменение растительности и животного мира биоценоза

3) 

образование стоячего водоёма и уменьшение кислорода в воде

4) 

образование большого количества ила



11.Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода.


  

А) 

образование в клетках растений глюкозы

Б) 

поглощение углекислого газа растениями в процессе  фотосинтеза

В) 

образование углекислого газа в процессе дыхания

Г) 

использование органических веществ в процессе питания

Д) 

образование крахмала в клетках растений




Часть 3

1.Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?


2.В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как  будет происходить его самовосстановление.


3.Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах?


4.Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Объясните, как может измениться жизнь дубравы в случае, если в ней химическим способом будут  уничтожены все растительноядные насекомые.



5.Cоставьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего порядка в составленной цепи.






































Контрольная работа по теме «Биогеоценотический уровень»

Вариант 2

Часть 1

1.Вырубка зрелых деревьев в экосистеме леса, приводящая к её значительным изменениям, – это действие фактора

  

 1) 

ограничивающего

  

 2) 

биотического

  

 3) 

абиотического

  

 4) 

антропогенного


2.Конкуренцию между растениями одного биоценоза, относят к фактору

  

 1) 

абиотическому

  

 2) 

лимитирующему

  

 3) 

антропогенному

  

 4) 

биотическому


3.Какой биотический фактор может ограничивать численность зелёного кузнечика?

  

 1) 

широкое распространение клевера лугового

  

 2) 

увеличение численности кротов

  

 3) 

присутствие травяных лягушек

  

 4) 

массовое размножение тлей


4.Каким фактором для обитателей водоёма является его промерзание?

  

 1) 

антропогенным

  

 2) 

биотическим

  

 3) 

абиотическим

  

 4) 

эволюционным



5.Ограничивающим называют фактор, при наличии которого в популяции

  

 1) 

организмы нормально функционируют

  

 2) 

повышается приспособленность особей

  

 3) 

снижается жизнеспособность особей

  

 4) 

возникает экологическая изоляция


6.Основной ограничивающий фактор для растений в степной зоне –

  

 1) 

высокая температура

  

 2) 

недостаток влаги

  

 3) 

отсутствие перегноя

  

 4) 

разрушение почв


7.Внешние факторы, в совокупности воздействующие на организм, называют

  

 1) 

ограничивающими

  

 2) 

оптимальными

  

 3) 

антропогенными

  

 4) 

экологическими


8.Конкуренция в экосистеме существует между

  

 1) 

дубом и березой

  

 2) 

елью и черникой

  

 3) 

елью и ландышем

  

 4) 

дубом и белым грибом


9.Отношения между васильком синим и рожью, растущими на одном поле, – пример

  

 1) 

паразитизма

  

 2) 

конкуренции

  

 3) 

симбиоза

  

 4) 

хищничества




10.Что способствовало процветанию сумчатых в Австралии?

  

 1) 

биоразнообразие яйцекладущих

  

 2) 

отсутствие хищных птиц

  

 3) 

распространение примитивных хордовых животных

  

 4) 

отсутствие плацентарных млекопитающих


11.Хищное растение росянка круглолистная наряду с фотосинтезом питается насекомыми в связи с тем, что она получает из них

  

 1) 

соединения азота

  

 2) 

животные жиры

  

 3) 

полисахариды

  

 4) 

соли кальция


12.Реакцию организмов на изменение длины светового дня называют

  

 1) 

раздражимостью

  

 2) 

фотопериодизмом

  

 3) 

фототропизмом

  

 4) 

инстинктом


13.Биологический круговорот в биосфере обеспечивается

  

 1) 

интенсивностью размножения продуцентов

  

 2) 

приспособлением организмов к условиям жизни

  

 3) 

перемещением веществ в трофических цепях

  

 4) 

борьбой за существование


14.Бактерии, включаясь в круговорот веществ в биосфере,

  

 1) 

участвуют в формировании озонового экрана

  

 2) 

разлагают органические вещества до неорганических

  

 3) 

способствуют образованию известняков

  

 4) 

нейтрализуют радиоактивные вещества в почве


15.Основной причиной неустойчивости экосистем является

  

 1) 

колебание температуры среды

  

 2) 

недостаток пищевых ресурсов

  

 3) 

несбалансированность круговорота веществ

  

 4) 

повышенная численность некоторых видов


16.В последнее время в окрестностях ряда городов наблюдается массовая гибель хвойных из-за

  

 1) 

ухудшения климата

  

 2) 

неблагоприятных погодных условий

  

 3) 

сильного загрязнения почвы и воздуха

  

 4) 

наличия у них листьев-иголочек


17.В круговороте веществ в биосфере плесневые грибы

  

 1) 

разрушают органические вещества до неорганических

  

 2) 

синтезируют белки из неорганических веществ

  

 3) 

усваивают молекулярный азот

  

 4) 

выделяют молекулярный кислород


18.У большинства видов растений и животных отсутствуют приспособления к антропогенным факторам вследствие того, что их воздействие

  

 1) 

проявляется постоянно

  

 2) 

носит случайный характер

  

 3) 

зависит от климатических условий

  

 4) 

носит ритмичный характер


19.Агроценоз отличается от биогеоценоза

  

 1) 

низкой продуктивностью организмов-производителей

  

 2) 

отсутствием разрушителей органических веществ

  

 3) 

отсутствием потребителей органических веществ

  

 4) 

использованием других видов энергии, кроме солнечной


20.К агроценозам относят

  

 1) 

луговое клеверное сообщество

  

 2) 

поле с горохом посевным

  

 3) 

лесное сообщество

  

 4) 

луговое злаковое сообщество


21.Агроэкосистеме пшеничного поля свойственны короткие цепи питания, так как в ней

  

 1) 

преобладает один вид продуцентов

  

 2) 

высокая численность редуцентов

  

 3) 

отсутствуют  консументы

  

 4) 

большое разнообразие продуцентов


22.В экосистеме озера к консументам относят

  

 1) 

рыб и земноводных

  

 2) 

бактерии-сапротрофы

  

 3) 

водоросли и цветковые растения

  

 4) 

микроскопические грибы


23.Определите верно составленную пищевую цепь.

  

 1) 

ястреб  дрозд  гусеница  крапива

  

 2) 

крапива  дрозд  гусеница  ястреб

  

 3) 

гусеница  крапива  дрозд  ястреб

  

 4) 

крапива  гусеница  дрозд  ястреб


24.Первоисточником энергии для биосферы является

  

 1) 

гамма- и рентгеновское космическое излучение

  

 2) 

термоядерный синтез в глубинах Земли

  

 3) 

живое вещество биосферы

  

 4) 

световая энергия Солнца


25.Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется

  

 1) 

разнообразием её видового состава

  

 2) 

конкуренцией между организмами

  

 3) 

популяционными волнами

  

 4) 

закономерностями наследственности и изменчивости организмов


26.Хемосинтезирующие бактерии в экосистеме

  

 1) 

потребляют готовые органические вещества

  

 2) 

разлагают органические вещества до минеральных

  

 3) 

разлагают минеральные вещества

  

 4) 

создают органические вещества из неорганических




27.В процессе круговорота веществ в биосфере редуценты, в отличие от продуцентов,

  

 1) 

участвуют в образовании органических веществ из неорганических

  

 2) 

используют солнечный свет для синтеза питательных веществ

  

 3) 

разлагают органические остатки и используют заключенную в них энергию

  

 4) 

поглощают углекислый газ и кислород


28.В экосистеме елового леса, как и в экосистеме озера, биомасса растительноядных животных превышает биомассу хищников, так как

  

 1) 

они крупнее хищников

  

 2) 

в их организмах заключено меньше энергии, чем в организмах хищников

  

 3) 

их численность ниже, чем численность хищников

  

 4) 

потери энергии при переходе от одного трофического уровня к другому составляют 90 %



29.Основу стабильного существования биосферы обеспечивает

  

 1) 

изменение газового состава атмосферы

  

 2) 

создание человеком очистных сооружений

  

 3) 

увеличение площади агроценозов

  

 4) 

биологический круговорот веществ


30.Грибы, включаясь в круговорот веществ в биосфере,

  

 1) 

разлагают мертвые органические остатки

  

 2) 

уменьшают запасы неорганического углерода

  

 3) 

участвуют в первичном синтезе органических веществ

  

 4) 

участвуют в накоплении кислорода в атмосфере


31.Космическая роль растений на Земле состоит в том, что они

  

 1) 

аккумулируют солнечную энергию

  

 2) 

поглощают из окружающей среды минеральные вещества

  

 3) 

поглощают из окружающей среды углекислый газ

  

 4) 

выделяют кислород


32.Большое число видов в экосистеме, наличие разветвленных сетей питания, ярусность – это признаки

  

 1) 

устойчивого развития экосистемы

  

 2) 

перехода устойчивой экосистемы в неустойчивую

  

 3) 

неустойчивого состояния экосистемы

  

 4) 

смены одной экосистемы другой


33.С целью защиты окружающей среды от загрязнения

  

 1) 

создают ботанические сады

  

 2) 

создают национальные парки

  

 3) 

ограничивают добычу биологических ресурсов

  

 4) 

внедряют малоотходные и безотходные технологии


34.В процессе круговорота веществ содержащаяся в органических веществах энергия освобождается в результате

  

 1) 

гниения

  

 2) 

фотосинтеза

  

 3) 

хемосинтеза

  

 4) 

фотолиза


35.Графическое изображение соотношения продуцентов, консументов и редуцентов в цепях питания, называют

  

 1) 

круговоротом веществ

  

 2) 

экологической пирамидой

  

 3) 

пищевыми цепями

  

 4) 

саморегуляцией



Часть 2

1.В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся

  

 1) 

лоси, зубры

  

 2) 

кроты, бурозубки

  

 3) 

зайцы, косули

  

 4) 

клесты, снегири

  

 5) 

волки, лисицы

  

 6) 

синицы, поползни


2.В экосистеме смешанного леса симбиотические отношения устанавливаются между

  

 1) 

березами и елями

  

 2) 

березами и грибами-трутовиками

  

 3) 

тлями и муравьями

  

 4) 

ежами и насекомоядными птицами

  

 5) 

березами и подберезовиками

  

 6) 

черемухой и опыляющими ее мухами


3.Увеличение численности популяций мышей приводит к увеличению численности

  

 1) 

белок

  

 2) 

лисиц

  

 3) 

ласок

  

 4) 

дроздов

  

 5) 

паразитов

  

 6) 

кротов


4.Устойчивое развитие биосферы обеспечивают меры, направленные на

  

 1) 

сохранение и восстановление численности отдельных видов

  

 2) 

сокращение численности хищников в экосистемах

  

 3) 

создание агроэкосистем

  

 4) 

сохранение видового разнообразия

  

 5) 

предотвращение загрязнения окружающей среды

  

 6) 

внедрение новых видов в экосистемы



5. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу

  

 1) 

более плодородная почва

  

 2) 

больше видов

  

 3) 

более длинные и разветвленные цепи питания

  

 4) 

есть продуценты, консументы и редуценты

  

 5) 

замкнутый круговорот веществ

  

 6) 

сложные пищевые сети


6.В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в

  

 1) 

сокращении численности деревьев в результате вырубки

  

 2) 

ограничении численности растительноядных животных хищниками

  

 3) 

гибели деревьев в результате массового размножения насекомых-вредителей

  

 4) 

зависимости численности белок от урожая желудей

  

 5) 

полном уничтожении волками популяции кабанов

  

 6) 

ограничении роста численности мышей хищниками


7.Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором.


  

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ФАКТОРЫ СРЕДЫ

А) 

постоянство газового состава атмосферы

Б) 

изменение толщины озонового экрана

В) 

изменение влажности воздуха

Г) 

изменение численности консументов

Д) 

изменение численности продуцентов

Е) 

увеличение численности паразитов


   

1) 

биотические

2) 

абиотические



8.Установите соответствие между парой животных и типом их взаимоотношений.


  

ПАРЫ ЖИВОТНЫХ

 

ТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

А) 

гидра – дафния

Б) 

рысь – заяц-беляк

В) 

аскарида – человек

Г) 

черный коршун – лесная полевка

Д) 

таежный клещ – лесная мышь

Е) 

бычий цепень – копытное животное


   

1) 

паразит – хозяин

2) 

хищник – жертва




9.Установите последовательность организмов в пищевой цепи.


  

А) 

ящерица

Б) 

растение

В) 

ястреб

Г) 

Насекомое


10.Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии).


  

1) 

заселение кустарниками

2) 

заселение лишайниками голых скал

3) 

формирование устойчивого сообщества

4) 

прорастание семян  травянистых растений

5) 

заселение территории мхами





11. Установите последовательность возможных процессов в водоёме, вызванных попаданием в него удобрений с полей.


  

1) 

бурное размножение одноклеточных водорослей и цианобактерий

2) 

увеличение концентрации минеральных веществ в воде

3) 

массовая гибель рыб и других организмов

4) 

снижение содержания кислорода в воде

5) 

отмирание и гниение одноклеточных организмов



Часть 3

1.Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей к консументам первого порядка?


2.Бе́лки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок?


3. Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры биоценоза березовой рощи?


4.Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Объясните, как может измениться жизнь дубравы в случае, если в ней химическим способом будут  уничтожены все растительноядные насекомые.

5. В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее 3-х доказательств.

















































Ответы к контрольной работе по теме «Биогеоценотический уровень»

Вариант 1

Ответ

Ответ

Ответ

1

3

16

4

31

4

2

4

17

4

32

3

3

1

18

1

33

4

4

1

19

2

34

1

5

2

20

1

35

2

6

1

21

1

1

136

7

1

22

4

2

№2 продуценты

№3 у продуцентов

№4 в световой фазе выделяется кислород

8

2

23

4

3

146

9

4

24

2

4

124

10

4

25

1

5

145

11

3

26

3

6

136

12

2

27

1

7

221211

13

4

28

3

8

122112

14

4

29

1

9

211221

15

3

30

3

10

4312





11

БАДГВ

































Вариант 2

Ответ

Ответ

Ответ

1

4

16

3

31

1

2

4

17

1

32

1

3

3

18

2

33

4

4

3

19

4

34

1

5

3

20

2

35

2

6

2

21

1

1

134

7

4

22

1

2

356

8

1

23

4

3

235

9

2

24

4

4

145

10

4

25

1

5

235

11

1

26

4

6

246

12

2

27

3

7

222111

13

3

28

4

8

221211

14

2

29

4

9

БГАВ

15


30

1

10

25413





11

21435





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя