Контрольная работа по литературе за курс 5 класса по учебнику под редакцией Б.А.Ланина
1 вариант
1. Сопоставьте произведения и их авторов:
1 | П.П.Бажов | А | "Солдат и царица" |
2 | С.П. Алексеев. | Б | «Королевство кривых зеркал» |
3 | А.А.Платонов | В | «Слепой музыкант» |
4 | А.С. Пушкин. | Г | «Лето Господне» |
5 | В.Г.Короленко | Д | "Сын полка" |
6 | М. Карим. | Е | «История крепостного мальчика» |
7 | В.Г.Губарев. | Ж | "Руслан и Людмила" |
8 | В.П. Катаев. | З | «Радость нашего дома» |
9 | И.С. Шмелёв. | И | «Синюшкин колодец» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
| | | | | | | | | |
2. Из каких произведений взяты эти отрывки? (укажи произведение и автора)
А) Мальчик был начитан для своих двенадцати лет. Из книг, которые он читал, получалось, что человек с древнейших времен становится все разумней и разумней. Он читал книжку о первобытных людях и понимал, что там взрослые наивны и просты, как дети. И это было смешно. И ему казалось, что люди с веками становятся все разумней и добрей. И теперь он вдруг в этом разуверился.
_______________________________________
В) Качнулись, заскрипели отжившие свой век сухие деревья. Над озером заполошной стаей закружились поднятые с земли и сорванные с деревьев листья. Застонали гагары, вещая непогоду. Озеро подёрнулось морщинами, тени на воде заколыхались, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютно.
Далеко впереди ... заметил уходящую в глубь тайги жёлтую бороздку лиственного леса. Значит, там речка. От волнения у него пересохло в горле.
___________________________________________________
Г) Он подошел к колодцу, загремел цепью, вытащил тяжелую бадью с водой и жадно приник к ней. Пить ему не хотелось, но он считал, что лучше этой воды нигде нет, и поэтому каждый раз, проходя мимо колодца, пил ее с огромным наслаждением. Вода, переливаясь через край бадьи, плескала ему на босые ноги, он поджимал их, но все пил и пил, изредка отрываясь и шумно дыша.
Д) Вот кончен он; встают рядами,
Смешались шумными толпами,
И все глядят на молодых:
Невеста очи опустила,
Как будто сердцем приуныла,
И светел радостный жених.
______________________________________
3. Раскрыть лексическое значение литературоведческих терминов и привести примеры:
олицетворение -
сравнение -
эпитет -
4. Определить стихотворный размер
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит. (А.С.Пушкин)
5.Ответьте на вопрос:
Стал ли человек добрее за историю человечества? (по рассказу Ф.А. Искандера «Мальчик и война»)
6. Какое произведение из курса 5 класса вам запомнилось и почему?
2 вариант
1. Сопоставьте произведения и их авторов:
1 | С.П. Алексеев | А | "Солдат и царица" |
2 | М. Карим. | Б | «Синюшкин колодец» |
3 | П.П.Бажов | В | «Слепой музыкант» |
4 | А.С. Пушкин. | Г | «Лето Господне» |
5 | В.Г.Короленко | Д | "Руслан и Людмила" |
6 | В.Г.Губарев | Е | «История крепостного мальчика» |
7 | А.А.Платонов | Ж | «Королевство кривых зеркал» |
8 | В.П. Катаев. | З | «Радость нашего дома» |
9 | И.С. Шмелёв | И | "Сын полка" |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
| | | | | | | | | |
2. Из каких произведений взяты эти отрывки? (укажи произведение и автора)
А) Дома тепло, хорошо. Сидит на печи кот Васька, одним глазом на Митьку смотрит и как бы говорит: «А гуси, они ведь не страшные». Подходит Митька к коту, хочет погладить. Смотрит, а это вовсе не кот, а барыня Мавра Ермолаевна. Вскрикивает Митька, просыпается, а перед ним и впрямь стоит барыня, розги в руках держит.
______________________________________
В) - Вот видишь - сад, - говорю я. - Это не простой сад, в нем растут серебряные деревья с золотыми листьями. В этом саду день и ночь поют разные птицы, сладко пахнут цветы и на ветках висят большие медовые яблоки. Там, среди деревьев, есть одна береза, под березой - каменный дворец, а во дворце спрятано сокровище одного сказочного мальчика. Сокровище это - чудные игрушки. Когда настанет лето, этот мальчик приведет к березе маленькую сказочную девочку, отроет из-под земли каменный дворец и скажет: "Вот, сестричка, все, что есть в этом дворце, - твое. Играй и радуйся, пусть у тебя никогда не будет печали!"
___________________________________________________
Г) На следующий день, сидя на том же месте, мальчик вспомнил о вчерашнем
столкновении. В этом воспоминании теперь не было досады. Напротив, ему даже
захотелось, чтоб опять пришла эта девочка с таким приятным, спокойным
голосом, какого он никогда еще не слыхал. Знакомые ему дети громко кричали,
смеялись, дрались и плакали, но ни один из них не говорил так приятно. Ему
стало жаль, что он обидел незнакомку, которая, вероятно, никогда более не
вернется.
___________________________________________________
Д) — Зуб? А с зубом у тебя что?
— Шатается и страшно болит, прямо нестерпимо…
— Ну, будет, будет, не вздумай только хныкать опять! Открой-ка рот!.. Да, зуб действительно шатается, но от этого ты не умрешь… Мери, принеси шелковую нитку и горящую головню из кухни.
— Тетечка, не вырывайте, не надо, не рвите его — он уже больше не болит! Провалиться мне на этом месте, если он хоть чуточку болит! Тетечка, пожалуйста, не надо! Я и так все равно пойду в школу…______________________________________
3. Раскрыть лексическое значение литературоведческих терминов и привести примеры:
олицетворение -
сравнение -
эпитет -
4. Определить стихотворный размер
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!(А.С.Пушкин)
5.Ответьте на вопрос:
Стал ли человек добрее за историю человечества? (по рассказу Ф.А. Искандера «Мальчик и война»)
6. Какое произведение из курса 5 класса вам запомнилось и почему?