Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по разделам «Лексика» и «Фразеология» для учащихся 6 класса»
Контрольная работа по разделам «Лексика» и «Фразеология»
для учащихся 6 класса
Вариант I
1. Продолжите определение, выбрав правильный ответ.
Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий …
А) строение слов и способы их образования. |
Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав. |
В) слово как часть речи. |
Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. |
2.Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв.
1. прямое значение слова | А) весёлый ребёнок |
2. переносное значение слова | Б) ветер воет |
В) быстрый олень |
Г) горит костёр |
Д) горит закат |
Е) золотые руки |
Ж) высокие горы |
3.Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный…
А) безжизненный, мёртвый | В) бесцеремонный, прямолинейный |
Б) безалаберный, безответственный | Г) беспощадный, жестокий |
4.В каком ряду слова являются диалектизмами?
А) глагол, грядущее, десница, зеница, изречь, лик, око, отрок, перст |
Б) перестройщики, силовики, планетолог, космохимик, ракетодром, микропроцессор |
В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата |
Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин 5. Какое из устаревших слов является историзмом? А) чело | В) рыбарь | Б) ланиты | Г) армяк | |
6.Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2).
«Запомни крепко-накрепко (3): каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания (4)
Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было (5).
_____________________________________________________________________________
От корки до корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то.
7.Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)*
А) сбросить концы в воду | В) хоть глаз вырви |
Б) обвести вокруг носа | Г) не в своей кастрюле |
Контрольная работа по разделам «Лексика» и «Фразеология»
для учащихся 6 класса
Вариант II
1.Продолжите определение, выбрав правильный ответ
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий …
А) строение слов и способы их образования. |
Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав. |
В) слово как часть речи. |
Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. |
2.Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки антонимы из правой колонки. Каждой цифре может соответствовать только одна буква.
1) аккуратный | А) безобразный |
2) трудиться | Б) неволя |
3) жизнерадостный | В) ослабить |
4) говорун | Г) небрежный |
5) свобода | Д) молчун |
6) усилить | Е) бездельничать |
7) красивый | Ж) угрюмый |
3.В каком ряду слова являются профессионализмами?
А) скальпель, мольберт, аккорд, гамма, зубило, акварель, шприц, наждак, стамеска |
Б) клёвый, крутой, наехать, телек, слинять, беспредел, балдеть, водила, колбаситься |
В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата |
Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин 4. Продолжи синонимичный ряд: большой — огромный, … 5. Какое из устаревших слов является историзмом? А) очи | В) веретено | Б) зеница | Г) уста | |
6.Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
Я понимаю, кого вы имеете в виду (1), когда говорите, что эта книга плохая.
Станция железной дороги находится совсем близко (2) отсюда.
У каждого человека есть слабое место (3).
Он тяжело дышал, потому что бежал очень быстро (4), чтобы сообщить сестре новость.
Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить (5).
_____________________________________________________________________________
Ахиллесова пята, со всех ног, водой не разлить, бросить камешек в чей-либо огород, подать рукой.
7.Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)*
А) душа в ноги ушла | В) вставлять спицы в колёса |
Б) мурашки по спине прыгают | Г) опустить нос |