Контрольная работа по теме «Политика» 9 класс
Вариант 1.
1.Признаком любого государства является
1) многопартийность 2) разделение властей 3) суверенитет 4) парламентаризм
2.Верны ли следующие суждения?
А. Только государство имеет право издавать законы страны.
Б. Средства, полученные от налоговых сборов, государство использует только на содержание государственного аппарата.
верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
3. В государстве Z проводятся массовые внесудебные расправы над оппозицией, насаждается единая идеология. Какой политический режим сложился в государстве Z?
1)парламентский 2)тоталитарный 3)демократический 4)суверенный
4. Ежегодно государство выплачивает пособия малоимущим гражданам. Какую функцию государства иллюстрирует этот пример?
поддержание общественного порядка 2) поддержка науки и образования
регулирование экономических процессов 4) поддержка незащищенных слоев населения
5. Верны ли следующие суждения?
А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.
Б. Признаком любого государства является разделение властей.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
6. Одна из задач политической партии в демократическом обществе —
1) участие в политической борьбе
2) контроль над частной жизнью избирателей
3) определение цен на товары и услуги
4) владение недвижимостью и акциями предприятий
7. Укажите признаки, которые отличают правовое государство от иных видов государств.
верховенство права Б) суверенитет
разделение и независимость властей Г) обеспечение прав и свобод человека Д) единство территории
Выберите правильную комбинацию букв.
БВД 2)ВГД 3) АВГ 4)АГД
8.Постоянная политико-правовая связь человека и государства, выраженная в их взаимных правах и обязанностях
1.подданство 2.повиновение 3.натурализация 4.гражданство
9.Страна Z — унитарное государство. Это значит, что
1) в регионах страны Z могут существовать собственные правительства
2) в стране Z реализован принцип разделения властей
3) в регионах страны Z есть собственные конституции
4) страна Z разделена на регионы, которые не обладают признаками суверенитета
10.К органам законодательной власти РФ относится
1) Правительство РФ 2) Верховный суд РФ 3) Федеральное Собрание 4) Президент РФ
|
Черты сходства | Черты отличия |
| | | | |
11.
Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия: 1) тайное голосование граждан
2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона
3) голосование за кандидатов на государственные должности
4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане
12.Установите соответствие между признаками и видами политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | | ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ |
А) свободные выборы в органы государственной власти Б) правовое государство В) обязательная государственная идеология Г) всеобъемлющий постоянный контроль жизни человека и общества Д) многопартийная система | | 1) демократический 2) тоталитарный |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
13.Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(A) С начала 2000-х гг. в стране Z проводятся политические реформы. (Б) Отрадно, что в ходе реформ появились новые политические партии, стали свободно действовать средства массовой информации. (B) Социологические опросы показали, что большинство граждан поддерживают политический курс правительства.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
14.В государстве П. в 2003 и 2013 годах были проведены опросы общественного мнения, в ходе которых респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Какие формы политической активности вы используете?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
| 2003 г., % | 2013 г., % | Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) В стране П. наблюдается высокий уровень политической активности. 2) В 2013 году треть опрошенных была готова взяться за оружие и использовать силовые методы влияния на власть. 3) В 2003 году каждый десятый опрошенный указал, что не использует указанные формы политического участия. 4) Обращение к властям опрошенные назвали наиболее действенной формой политического участия. 5) К 2013 году роль СМИ в политическом участии граждан повысилась. |
обращения к властям | 14 | 20 |
обращения в суд | 4 | 10 |
обращения в СМИ | 8 | 15 |
участие в митингах, демонстрациях | 15 | 16 |
участие в забастовках, акциях протеста | 23 | 15 |
готовность взяться за оружие, пойти на баррикады | 26 | 10 |
не участвую | 10 | 14 |
15.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, которая в наибольшей степени отвечает их интересам.
В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.
В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.
В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это — штраф.
(По кн. К.С. Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245—247)
16.В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.
17.Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?
Контрольная работа по теме «Политика» 9 класс
Вариант 2.
1. Какой пример иллюстрирует деятельность гражданского общества?
1)Парламент принял поправки к закону об общественных объединениях.
2)Жильцы дома провели митинг против строительства гаража на месте спортивного городка.
3)Кандидаты в депутаты начали активную избирательную кампанию.
4)Глава государства провёл встречу с министрами.
2.Верны ли следующие суждения?
А. Государство возникло с момента появления человека на Земле.
Б. Согласно одной из теорий, государство возникло в результате соглашения между людьми
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
3. Внешняя функция государства выражается в
1)обеспечении обороноспособности страны 2)установлении правовых норм
3)поддержке и развитии образования 4)помощи малоимущим слоям населения
4. К отличительным признакам правового государства относится
1)наличие должности уполномоченного по правам человека 2)суверенитет государства
3)деятельность по поддержанию общественного порядка 4)разделение властей
5. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. В России сложилась двухпартийная система.
Б. Партии в нашей стране активно участвуют в избирательной компании
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
6.Федеративное государственное устройство от иных форм государственного устройства отличает
1) наличие у отдельных территорий страны своих законов и органов управления
2) деление государства на отдельные административные части
3) отсутствие суверенитета у административных частей государства
4) наличие власти, передающейся по наследству
7. Укажите характерные признаки абсолютной монархии.
A)глава государства избирается всенародным голосованием
Б) глава государства сосредотачивает в своих руках всю полноту государственной власти
B)глава государства получает власть по праву наследования
Г) власть главы государства ограничена конституцией страны
Выберите правильную комбинацию букв.
1) АВ 2)ВГ 3) БВ 4 ) АГ
8. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и её независимость во внешней политике называется
1) государственным суверенитетом 2) политическим режимом
3) разделением властей 4) функцией государства
9. В стране Р созданы все условия для развития рыночной экономики, права и свободы граждан отражены в Конституции, выборы проводятся на основе всеобщего равного избирательного права. Какой политический режим существует в данной стране?
Авторитарный 3) демократический
тоталитарный 4) капиталистический
10. К органам исполнительной власти РФ относится
1) Правительство РФ 2) Верховный суд РФ
3) Федеральное Собрание 4) Государственная Дума РФ
11. На уроке учитель рассказывал о различных политических организациях. Сравните два типа политических организаций: политические партии и общественно-политические движения. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия
|
Черты сходства | Черты отличия |
| | | | |
1) Выражают интересы определённых социальных групп.
2) Стремятся к завоеванию власти и к участию в её осуществлении.
3) Не имеют фиксированного членства.
4) Выступают с гражданскими инициативами по вопросам политической жизни.
12. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА |
А) демократия Б) федерация В) республика Г) унитарное государство Д) монархия | | 1) форма государственно-территориального устройства 2) форма правления 3) политический режим |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
13. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(A) Редакция известного журнала опросила читателей о том, как они оценивают политическую ситуацию в стране. (Б) К сожалению, многие граждане заявили о полном отсутствии интереса к политике. (B) Очевидно, правительству и политическим партиям следует приложить усилия для повышения политической информированности и активности граждан.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
14. В 2000 г. и 2010 г. фонд изучения общественного мнения провёл среди граждан страны Z опрос: «Существует ли в стране Z правовое государство?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/15/s_5a5d0bfdb5b26/s799245_0_1.png)
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Около трети опрошенных в 2000 г. и в 2010 г. не считают страну Z правовым государством.
2) В обоих опросах доля тех, кто считает страну Z правовым государством, выше, чем отрицающих это.
3) Большинство опрошенных связывают правовое государство с деятельностью парламента.
4) В 2010 г. больше опрошенных, чем в 2000 г., смогли ответить на поставленный вопрос и правильно обосновать свой выбор.
5) В 2010 г. в сравнении с 2000 г. вдвое возросла доля опрошенных, правильно понимающих сущность правового государства.
15. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Гражданское общество
Гражданское общество — это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объединений, уже не стоит один на один перед лицом государственной машины. Она уже не может спокойно проехать по нему и не заметить.
Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожарникам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я — член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же «Союз потребителей» — очень серьезная общественная организация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные товары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может, в принципе, разорить любое государственное или частное предприятие, если уличит его в неуважении к правам потребителей.
В нашем обществе еще только появляются ростки гражданского общества. А вот если взять, к примеру, современную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя «коллективами», «социальными проектами». Это центры дошкольного воспитания, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеки. Существует широкое движение за гражданские права.
Все это, вместе взятое, создает картину богатого гражданского общества, где человек всегда может найти себе группу единомышленников, всегда может получить защиту от несправедливостей государства и от собственного одиночества. Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе, где все знают, любят его и помогают друг другу.
(По материалам энциклопедии для школьников)
16.Какие две функции гражданского общества названы в тексте?
17.Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Укажите любые пять проявлений
Вариант 1
1.3
2.1
3.2
4.4
5.4
6.1
7.3
8.4
9.4
10.3
11.1423
12. 11221
13.121
14.135
15. Пояснение.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:
1) роль выборов в развитии страны;
2) предвыборная компания;
3) требования к кандидатам;
4) различные подходы к избирательному праву.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
16. Пояснение.
В ответе могут быть указаны:
1) часто выборы являются для большинства граждан единственной формой участия в политике;
2) выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного;
3) всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области;
4) определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам;
5) они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, которая в наибольшей степени отвечает их интересам.
17. В ответе должны быть указаны:
1) равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов;
2) кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов;
3) государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.
Вариант 2
1.2
2.2
3.1
4.4
5.2
6.1
7.3
8.1
9.3
10.1
11.1423
12. 31212
13.122
14.124
15.Пояснение.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:
1) состав гражданского общества;
2) задачи организаций гражданского общества;
3) степень развития гражданского общества у нас и на Западе;
4) значение групп гражданского общества для жизнедеятельности человека.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
16. Пояснение.
В правильном ответе должны быть указаны следующие функции гражданского общества:
1) объединение граждан в группы единомышленников;
2) защита прав граждан от государственной машины.
17. в ответе могут быть указаны следующие проявления гражданского общества:
1) член союза потребителей;
2) член клуба содействия пожарникам;
3) прихожанин храма;
4) посетитель спортивного клуба;
5) посетитель общественной библиотеки.